Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место культурной антропологии в исследованиях культуры




Особенности культурной антропологии хорошо просматриваются в следующих определениях ее предметной области:

· «…главный раздел антропологии, который занимается изучением культуры во всех ее аспектах используя методы, концепты и данные археологии, этнографии, этнологии, фольклористики и лингвистики для описания и анализа (образа жизни) различных народов мира» (Cultural anthropology // The New Encyclopedia Britanica. 15-th ed. Vol.. I. [s.1.] 1994. P. 782).

· «…наука, исследующая в сравнительном плане различные типы культур и пути их преобразования при социальной (а не чисто биологической) передаче информации от поколения к поколению» (Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры // Одиссей. Человек в истории. 1989. – М.: Наука, 1989. – С.11).

· «Понятие культурной антропологии используется для обозначения относительно узкой области, связанной с изучением человеческих обычаев, т.е. сравнительными исследования культур и сообществ, науки о человечестве, которая стремится к обобщениям поведения людей и к самому полному возможному пониманию разнообразия человечества» (Культурология. Энциклопедия // www.auditorium.ru).

· «этнология, этнография, культурная антропология и социальная антропология − это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала» (Ионин Л.Г. Социология культуры, с. 15).

· «Социальная антропология родилась в результате открытия того, что все аспекты социальной жизни – экономический, технический, политический, юридический, эстетический, религиозный – образуют значимый комплекс и что невозможно понять какой-нибудь один из этих аспектов без рассмотрения его в совокупности с другими. … Предмет материальной культуры имеет не только утилитарную ценность; он также выполняет функцию. Совокупность функций, в свою очередь, нуждается в новом понятии – понятии структуры. … Культурная антропология со своей стороны и почти одновременно пришла к аналогичной концепции. Вместо рассмотрения социальной группы в статике как некой системы здесь выдвигались на первый план вопросы динамики развития, а именно: каким образом культура передается через поколения? Именно они дают возможность прийти к заключению, сходному с выводом социальной антропологии: система отношений, связывающая между собой все аспекты социальной жизни, играет более важную роль в передаче культуры, чем каждый из этих аспектов, взятый в отдельности… Провозглашает ли себя антропология «социальной» или «культурной», она всегда стремится к познанию человека в целом, но в одном случае отправной точкой в его изучении служат его изделия, а в другом – его представления» (Леви-Строс К. Структурная антропология, с.317).

· «В настоящее время социальная и культурная антропология — это область научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни людей. … Основными предметными областями социальной и культурной антропологии являются: биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с окружением; способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и
диахронном планах; процессы порождения и динамики знаковых систем; способы формирования и поддержания внутрикультурной и межкультурной коммуникации; предпосылки, формы и технологии освоения трансляции культурного опыта; функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупповых отношений; условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни людей
на уровне обществ и сообществ» (Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология, с.14).

Таким образом, культурная антропология занимается изучением сходств и различий различных человеческих обществ, групп и характерных для них процессов воспроизводства, изменений и развития. Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры. Расширение предметной области этой науки связано с включением в нее цивилизованных обществ.

К особенностям культурной антропологии следует отнести:

1. Культурная антропология отталкивается от расширенного понятия культуры, не ограниченного литературой, искусством, музыкой и театром, а включающего также жизненные миры и формы жизни людей. Антропологическое понимание культуры не ограничивается сферой идеального, «так как все проявления социальной жизни неизбежно пронизаны человеческим содержанием, символичны и эмоционально наполнены. В основе социальной жизни лежат латентные или осознанные системы ценностей, которые имеют нормативное значение для всех членов общества или для отдельных составляющих его групп и которые определяют их поведение, язык (в широком семиотическом понимании), общезначимые навыки и традиции» (Историческая наука на рубеже веков, с.171).

Признается, что недостаточно ограничиваться перечислением культурных универсалий, а нужно исследовать их в различных культурах. Американский антрополог Джордж Питер Мёрдок (1897-1985) стал инициатором кросскультурных исследований, которые основаны на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научному анализу. Теоретические ориентиры кросскультурного исследования он выразил в семи основных положениях (см. Джордж П. Мёрдок. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург. — Университетская книга, 1997. - С.49-57).

2. Целостный подход к изучению поведения человека в культуре. Внимание исследователя направлено на все стороны этого поведения, он должен рассмотреть человеческую жизнь как целое. В культурной антропологии человек рассматривается не «позади» множества своих исторических и культурных проявлений, а внутри них. «Задача антрополога состоит в том, чтобы зафиксировать различия и сходства в человеческой физиологии, в вещах, которые создают люди, в их повседневной жизни. Только тогда, когда мы выясним, как люди, воспитанные по-разному, принадлежащие к разным физическим типам, говорящие на разных языках, живущие в разных природных условиях, решают свои проблемы, мы сможем уверенно рассуждать о том, что объединяет все человечество. Только тогда мы сможем претендовать на обладание научным знанием непосредственно о человеческой природе» (Клакхон К. Зеркало для человека, с. 30). Именно разнообразие культур раскрывает сущность и человека, и культуры.

3. Культурная антропология занимает пограничное положение между естественными и гуманитарными дисциплинами: здесь человек изучается как существо одновременно биологическое и социальное, подвластное тем же процессам, что растения и животные, но также обладающее особой «второй природой» - культурой. Среди актуальных тем - «окультуривание» основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др. Не менее важны в современную эпоху вопросы экологии человека и культуры, исследование закономерностей функционирования экокультуросистем, поскольку становление человека как носителя культуры не может не включать в себя оценку его места и роли в сохранении природы и культуры современности.

4. Исследуется современное исследователю общество путем непосредственного наблюдения за повседневной жизнью носителей культуры. Начинала культурная антропология, так сказать для «чистоты эксперимента», с изучения бесписьменных народов, что стало ее отличительной чертой. Работая с более простыми по сравнению с урбанизированными обществами, небольшими по численности, однородными сообществами людей, антропологи старались определить существенные факторы, чтобы впоследствии исследовать их и в более сложном окружении. Но одновременно полная погруженность в жизнь этих групп людей стала ключом к значению антропологии для понимания современной жизни. Как пишет знаменитый американский антрополог Клайд Клакхон (1905-1960), «антропология выросла из опыта общения с примитивными народами[1]… Исследование примитивных народов позволяет нам лучше видеть самих себя» (Клакхон К. Зеркало для человека, с. 32). Подобные исследования позволяли преодолеть мыслительный горизонт своего общества, значительно расширили представления публики о том, какими могут быть человеческие отношения.

5. Культурная антропология использует данные, полученные во время специальных поездок (экспедиций) к изучаемым обществам. Экспедиции называют работой «в поле», а собранные в них материалы – полевыми материалами. «Полевые» исследования составляют важнейшую часть профессиональной подготовки и успешной работы культурного антрополога. «Антропология, возможно, была той первой общественной наукой, которая вместе с теоретическим семинаром основала лабораторию» (Малиновский Б. Научная теория культуры, с. 22).

6. Полевые исследования – лишь часть работы антрополога. Работу в поле нельзя противопоставлять или отделять от изучения других источников: письменных, архивных, музейных и т. п. Глубокие знания всех данных об исследуемом народе, группе составляют необходимый элемент подготовки экспедиции, позволяют глубже и полнее изучить и осмыслить факты и явления, обнаруженные во время полевых исследований. После экспедиции исследователя ждет работа «в кабинете» по интерпретации полученных данных и теоретическому моделированию обнаруженных процессов (функционирования и изменения культур). Антропологический инструментарий позволяет преобразовывать наблюдения в проинтерпретированные факты и выдавать их в том виде, который позволяет осуществить типологическое сравнение. Благодаря сравнению мы узнаем, что в явлении специфично.

Указанные особенности приводят к осмыслению культурной антропологии как фундаментальной исследовательской дисциплины. «В настоящее время эта область познания считается самой мощной по своим материальным и человеческим ресурсам в ряду мировых наук о культуре… Теперь сфера занятости специалистов - культурных антропологов - более не ограничивается университетами и музеями. Они работают в отраслях экономики, международного бизнеса, права, здравоохранения, социальной помощи… Эвристично для познания культуры рассматривать человека внутри современных, институциональных, межличностных связей и в этом контексте прослеживать его представления о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной реальности. По-видимому, это может дать более достоверные сведения о генезисе культурных явлений, процессов, форм, нежели фантазии о прошлом, основанные на скудном эмпирическом материале» (Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология, с.11, 14).

Культурная антропология оказывает значительное влия­ние на современную антропологию, поскольку под ее влиянием в антропологии открывают значение чужого и инаковости,и для их по­нимания во многих исследованиях оказываются плодотворны историчность и культурность. Культурной антропологии вместе с другими науками, исследующими историю человеческого общества и культуру, удалось разрушить веру в разум как нечто вневременное и потому абсолютное. Открытие разнообразия человеческих культур и демонстрация многообразия подведения человеческого многообразия под «сущность» разрушили убеждение во вневременном характере познавательных категорий. В то же время это не приводит к игнорированию мысли о едином процессе развития человечества или общей для всех культур системы ценностей.

В рамках культурной антропологии активно формируется востребованная современностью исследовательская модель: антропология как умение «видеть глазами другого».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.