Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На что следует обращать внимание при проведении исследования




Культура любого сообщества – это коллективно выработанное представление о мире и месте человека в нем. Удержать подобное представление позволяет соответствующая система знаков. Поэтому культуру надо видеть в единстве двух ее сторон: как определенное содержание (совокупность знаний, представлений) и как знаковую систему.

Полевое исследование позволяет установить, что является актуальным для носителей культуры. Исследуется репрезентативная культура (Фр.Тенбрук), главная характеристика которой состоит в следующем: все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования и т.п., которые входят в репрезентативную культуру, являются действенными в силу их активного приятия или пассивного признания. Объективные структуры и институты, точнее говоря, представления людей об этих структурах и институтах как объективных вещах вместе с их представлениями о характере этой объективности также входят в данное определение, то есть являются элементами репрезентативной культуры.

Исследуются в первую очередь те идеи, представления, нормы и ценности, которые в совокупности составляют генеральное определение ситуации жизни конкретной группы людей.

НОРМЫ (регулятивы) – это информация о том, что человек должен или не должен делать, как может или не может поступать.

ЦЕННОСТЬ – вещь или идея, которая символизирует принадлежность индивидов или групп к определенному сообществу, то есть служит средством самоотождествления с культурой этого сообщества. Ценности – это всё, что нам дорого. Ценность переживается человеком как относящаяся к нему лично, но создается она коллективно. Эта двойственность ценности объясняет ее принудительное действие в качестве одного из мотивирующих механизмов культуры: ценность символизирует причастность отдельного человека к сложившемуся культурному сообществу («мы»).

 

Чрезвычайно важно для организации собираемых данных понятие «идентичность» - способ, с помощью которого человек сам определяет свою принадлежность к некой общности. Чаще всего культур-антропологи предпочитают говорить о «культурных чертах», присущих общностям, выразителями которых могут быть конкретные лю­ди. Исследуются отдельные компоненты культуры - пища, одежда, жилище, священные культы, верования, обычаи, обряды, системы родства, оружие и т. д. А также способы зарабатывания на жизнь, приобретение жилья, обучение молодежи, проведение свободного времени, участие в религиозной жизни.

Любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей, если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. Любое социальное действие содержит в себе куль­турные атрибуты. Любой поведенческий и деятельностный акт человека оснащен регулятивами и смыслами.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА единство социальных институтов и культурных смыслов. Обеспечивается тем, что люди могут объединяться только на основе некоторых идей, ценностей и норм. Культура изнутри организует коллективность.

«Поле» – конкретный социокультурный мир.

Известный российский социолог Л.Г.Ионин в работе «Социология культуры» отмечает, что в новом направлении исследований - культурном анализе (культурно-аналитическое или герменевтическое направление в социологии) стало общепринятым понятие жизненного мира (хотя оно и потеряло ту строгость, которую имело в контексте феноменологической философии).

ЖИЗНЕННЫЙ МИР - в философии Э.Гуссерля - мир «непосредственных очевидностей». Это - дофилософское, донаучное, первичное в гносеологическом смысле сознание, кото­рое имеет место еще до сознательного принятия индивидом теоретической установки. Это - сфера "известного всем, непосредственно очевидного", "круг уверенностей", к которым отно­сятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в человеческой жизни вне всех требований научного обоснования в качестве безусловно значимых и практически апроби­рованных.

ЖИЗНЕННЫЙ МИР ИНДИВИДА – это отражение в его сознании и повседневных практиках освоенных им участков внешнего природного и социального мира. Это – комплекс ориентиров, которыми пользуется индивид в своей практике. Поэтому ключ к пониманию практик лежит в анализе жизненных миров изучаемых людей. Содержание индивидуального жизненного мира надындивидуально, хотя его носитель – голова конкретного информанта. Тест «Кто ты?» (20 ответов в течение 12 минут) позволяет получить представления о каркасе жизненного мира человека.

Исследование жизненного мира как мира непосредственной человеческой жизнедеятельности в культурном анализе противопоставляется «системе» как совокупности объективированных жестких структур, принудительно воздействующих на поведение людей[2]. Сегодня это понятие применяется в социологии, как правило, интуитивно, ему недостает строгой определенности. Иногда жизненный мир отождествляется с тем, что можно назвать обыденной жизнью, а иногда - с миром культуры. «Но широкое применение этого понятия симптоматично, так как указывает на то, что используя только объективистский социально-структурный подход, невозможно объяснить процессы, протекающие в обществе» (Ионин Л.Г. Социология культуры, глава 1).

Введение понятия жизненного мира в социологию напрямую связано с антропологическим пониманием культуры. Под влиянием успехов, достигнутых культурной антропологией, сегодня большое внимание привлека­ют к себе качественные методы в реконструктивном антропологиче­ском исследовании социума (Вульф К. Антропология, с.86), в том числе в исследовании жизненных миров. Изначально качественные методы развивались как методы включенного наблюдения.

Метод включенного наблюдения или активное наблюдение – важнейший элемент антропологического исследования культуры. Он был разработан в рамках функционализма. В первую очередь антропология обязана Б.Малиновскому, который с 1914 по 1918 гг. провел на островах Новой Гвинеи, изучая тробрианцев, и сделал вывод: чтобы установить взаимосвязь между институтами отдельной культуры, надо иметь глубокие знания об этом обществе, которые может обеспечить только «научное наблюдение». См. в Приложении материал об общих принципах включенного наблюдения из предисловия к работе Б.Малиновского «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922). Эта работа не потеряла своей актуальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.