КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библиографический список
III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАД КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАД КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАД КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВВЕДЕНИЕ Социальный контроль над качеством обучения в вузах КУРСОВАЯ РАБОТА Пример оформления титульного листа
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Кафедра общей и прикладной социологи
Студентка: Иванова Мария Ивановна 2 курс очного отделения Специальность 040100.68 - Социология Научный руководитель: доцент кафедры общей и прикладной социологии, кандидат социологических наук, доцент Е.А. Татаринцев
Москва – 2013
Приложение 3 Вариант содержания на тему «Социальный контроль над качеством обучения в вузах»
1.1 Социальный контроль над качеством обучения в высших учебных заведениях: сущность, содержание, механизмы 1.2 Качество обучения в высших учебных заведениях как объект социального контроля 2.1 Содержание и методика эмпирического исследования механизмов социального контроля над качеством обучения в высших учебных заведениях 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 3.1 Совершенствование организационной структуры вуза в контексте регулирования социального контроля над качеством обучения 3.2 Совершенствование правового обеспечения процесса социального контроля над качеством обучения в высших учебных заведениях ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 4 Вариант написания на тему «Социальный контроль над качеством обучения в вузах» Актуальность темы исследования. В условиях социально-экономических изменений, глобализации общественных отношений актуальным становится качество обучения личности, обеспечивающее в стратегическом будущем повышенный уровень развития человеческого капитала. Объективно на процесс обучения оказывают влияние множество неблагоприятных факторов: финансово-экономический кризис, несовершенство организационной структуры вузов, низкий уровень правового обеспечения процесса социального контроля над качеством обучения и другие. В настоящее время вузы находятся в состоянии конкурентной борьбы за абитуриентов, где преимущество получают образовательные учреждения, которые обеспечивают высокий уровень качества подготовки кадров. Как показывает социальная практика, эта проблема решается, если задействовать силы и средства социального контроля над качеством обучения в вузах. В целом актуальность темы исследования обусловлена следующими наиболее значимыми обстоятельствами: Во-первых, изменениями в социальной, экономической и политической жизни, повлекшими потребность в подготовке кадров, способных реализоваться в условиях инновационной экономики. Во-вторых, необходимостью уточнения теоретических и практических основ социального контроля, применительно к качеству обучения в вузах. В-третьих, низким уровнем рациональности социального контроля над качеством обучения в вузах. В-четвертых, необходимостью объединения всех сил и средств подсистем вуза, структур вышестоящих органов управления образованием и наукой, а также неформальных организаций в единую систему, позволяющую получить эффект синергии в процессе осуществления социального контроля над качеством обучения. Актуальность темы исследования обусловлена также недостаточной степенью ее научной разработанности. Проблема социального контроля в обществе была определена и решалась еще в далеком прошлом. Например, его теоретические основы в отечественной научной литературе в конце XIX начале ХХ веков разрабатывались В.Г. Белинским, Н.Я. Данилевским, Н.А. Добролюбовым, П.Я. Чаадаевым и другими.[1] Формы социального контроля применительно к регулирующей деятельности в различных сферах общественной жизни, а также в области управления социальной организацией рассматривались в работах Ю.П. Аверина, Б.А. Грушина, А.И. Пригожина, Г.А. Соловьева и ряда других авторов.[2] Социальный контроль как предмет социологических исследований был рассмотрен в работах Я.И. Гилинского, Е.В. Гридасова,А.И. Грошевой, Е.М. Кузнецовой, Э.Ф. Макаревича,Т.С. Мангушевой,С.В. Назаренко, О.В. Сельской, В.А. Чвякина и других.[3] В зарубежной науке концепция социального контроля обосновывалась в работах социологов Э. Дюркгейма, Ч.Х. Кули, Т. Парсонса, Э. Росса и других.[4] Социальный контроль как условие формирования потребностей индивида в индустриальном обществе разрабатывался Г. Маркузе.[5] Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы: 1) в социологии управления создана теоретическая и эмпирическая база по организации социального контроля над качеством обучения в вузах, но она пока не объединена единой методологией; 2) недостаточно разработаны теоретико-методологические подходы к реализации форм социального контроля над качеством обучения в вузе; 3) в теории социологии управления не обоснованы современные пути рационализации механизмов социального контроля над качеством обучения в вузах. Обзор изученных источников, опрос экспертов из числа представителей образования и науки показывают, что в настоящее время в российской социальной практике сложилось реальное противоречие между, с одной стороны, требованием социально-экономической ситуации о необходимости совершенствования управления подготовкой кадров для инновационной экономики; с другой – недостаточным уровнем развития систем, механизмов, сил и средств социального контроля над процессом обучения в вузах. В этой связи выдвигается гипотеза: уровень социального контроля над качеством обучения в вузах можно значительно повысить при условии: а) создания и внедрения в практику его действенных механизмов; б) совершенствования организационной структуры учебного заведения в контексте регулирования социального контроля над качеством обучения; в) развития правового обеспечения процесса социального контроля. Объектом исследования является управление процессом обучения в высших учебных заведениях. Предметом – социальный контроль над качеством обучения в высших учебных заведениях. Цель исследования – разработка механизмов социального контроля над качеством обучения в вузах и эмпирическая проверка их рациональности. Научная задача – уточнение концепции социального контроля в контексте регулирования качества обучения в вузах. В работе решаются следующие исследовательские задачи: 1. Определить сущность, содержание социального контроля над качеством обучения в высших учебных заведениях, проанализировать концепции, раскрывающие это явление. 2. Выявить содержание понятия «качество обучения в высших учебных заведениях» в контексте синергетического подхода. 3. Разработать содержание и методику эмпирического исследования механизмов социального контроля для повышения качества обучения в высших учебных заведениях. 4. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования механизмов социального контроля над качеством обучения в вузах с целью обоснования основных путей их рационализации. 5. Уточнить организационную структуру вуза в контексте регулирования социального контроля над качеством обучения. 6. Выявить пробелы в современном законодательстве и разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения процесса социального контроля над качеством обучения в высших учебных заведениях. Источниковую базу ВКР составили: научные труды и публикации отечественных и зарубежных социологов, педагогов, психологов, философов, политологов по проблемам социального контроля и качества обучения в высших учебных заведениях; материалы научных конференций; нормативная правовая база Российской Федерации, регулирующая процессы социального контроля и обеспечения качества обучения в вузах. Теоретико-методологической основой исследования стали: общенаучная и частнонаучная методология; концептуальные положения социологической науки о социальном контроле и качестве обучения в вузе; теории социального управления, социологии образования, менеджмента; результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области становления и развития социального контроля. Эмпирическая база исследования: 1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет» (далее – МГПУ). Генеральная совокупность – 18 институтов и около 25 тыс. студентов. 2. Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования и локальные акты, регламентирующие деятельность исследуемого вуза. 3.Статистические данныеФедерального агентства по образованию, Федеральной службы государственной статистики, характеризующие основные показатели качества обучения и социального контроля над ним. В исследовании применялись теоретические методы: структурно-функциональный, ситуационный, системный, процессуальный, синергетический подходы; теоретическая и эмпирическая интерпретации понятий и другие. Эмпирические методы: выборочный, анкетный и экспертный опросы; контент-анализ; фоносемантический контент-анализ текстов; глубинное интервью; анализ документов; вторичный анализ результатов социологических исследований; методы математической обработки данных. Достоверность научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций обеспечиваются: 1) результатами исследования обширной отечественной и зарубежной источниковой базы, охватывающей различные области гуманитарных научных знаний; 2) репрезентативностью выборки исследования; 3) применением совокупности исследовательских процедур, методов сбора, обработки и анализа исходных социологических данных, их вторичной обработкой с использованием математических методов и компьютерных программных продуктов. Научная новизна исследования: 1. Систематизированы концепции социального контроля и уточнено его понятие с учетом эффекта синергии. Разработаны новые механизмы социального контроля над качеством обучения в высших учебных заведениях. 2. Уточнено и дополнено содержание понятия «качество обучения в высших учебных заведениях» в контексте синергетического эффекта. 3. Разработана методика эмпирического исследования механизмов социального контроля над качеством обучения в высших учебных заведениях с применением нового для социологических исследований способа фоносемантического контент-анализа текстов. 4. Создана и обоснована модель организационного компонента структуры вуза для осуществления рационального социального контроля над качеством обучения. 5. Выявлены пробелы в современном законодательстве и разработаны предложения по совершенствованию правового обеспечения процесса социального контроля над качеством обучения в высших учебных заведениях. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что разработанный и обоснованный автором подход к исследованию функционирования системы социального контроля над качеством обучения в вузах существенно дополняет предметную область и теорию социологии управления, и может быть использован при проведении других междисциплинарных исследований. Практическая значимость работы определяется тем, что сформулированные выводы и разработанные рекомендации могут быть использованы: в совершенствовании механизмов, форм и методов социального контроля; в построении рациональной организационной структуры вуза в контексте регулирования социального контроля над качеством обучения, которая может быть экстраполирована на всю вузовскую систему; в подготовке новых предложений по совершенствованию правового обеспечения процесса социального контроля над качеством обучения в вузах. Апробация результатов исследования осуществлена автором в процессе практической деятельности по совершенствованию механизмов социального контроля над качеством обучения в вузах и внедрения авторской методики по исследованию и совершенствованию механизмов социального контроля над качеством обучения в ряде московских вузов в 2010 году, в результате чего получены акты реализации. Основные выводы исследования были представлены соискателем в выступлениях на: Всероссийской научной конференции «Универсальные закономерности и национальные модели развития» (г. Москва, 23 ноября 2007 г.); XV Международных Дашковских чтениях «Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: актуальные проблемы образования, психологии и социологии» (март 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Модульно-компетентностный подход в разработке образовательного контента и обеспечении качества подготовки выпускников в условиях ИКТ-обучения» (г. Москва, 25 июня 2009 г.); Научно-практической интернет-конференции (с международным участием) «Социокульнутрные факторы инновационного развития организации» (г. Москва, 17 ноября 2009 г.).
Приложение 5 Варианты актов реализации результатов социологического исследования Вариант I УТВЕРЖДАЮ Директор Института Социологии и управления персоналом ГОУ ВПО «Государственный университет управления» профессор А.В. Филиппов «» апреля 2013 г.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |