Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое введение




Тема 4. Репертуарные решетки

 

Техника репертуарных решеток является одним из методов исследования индивидуального сознания. Эта техника основана на теории конструктов, созданной Джорджем Келли (1905 - 1966) и изложенной автором в 1955 г., в двухтомной работе «Психология личных конструктов». Свою задачу Келли видел в изучении и объяснении того, как конкретный человек строит целостный интегрированный образ мира, в котором он живет и действует, предсказывает и контролирует события, поведение других людей, выбирает направление своей активности.

Его теория построена на стремлении объединить сциентические и гуманистические подходы в психологии личности. Предметом его исследования является «имплицитная теория мира и личности», существующая в обыденном сознании каждого конкретного человека. Эта индивидуальная теория обладает большей или меньшей рациональностью, в большей или меньшей степени связана с научными знаниями, является более или менее осознанной. Келли опирался на модель человека - исследователя, который собирает факты и выдвигает работоспособные гипотезы о значимых сторонах реальности, позволяющие предсказывать и контролировать события жизни. Люди ориентированны в основном на будущее, что заставляет их постоянно проверять и контролировать свои представления о жизни. «Все мы упорядочиваем ежедневные события в своей жизни, прибегая к помощи довольно растяжимых истолкований. При таких истолкованиях наши антиципации повседневных событий, хоть им и недостает научной точности, все же окружают нашу жизнь аурой смысла. Поскольку жизнь не похожа на сплошной каприз, мы подготовлены нашими личными системами истолкования к тому, чтобы каждый день успешно справлять с новым опытом» (Келли, 2000. С. 30). Хотя сам Келли подчеркивал рационализм имплицитных теорий личности, применение его методики позволяет получить данные о субъективной картине мира, расположенной на не всегда осознаваемом уровне и далеко не всегда соответствующей здравому смыслу. Имплицитные теории могут быть соотнесены с тем, что в рамках других теорий называется «установкой», «привычками», «системой кодирования информации», «мифологическим слоем сознания» и пр. Однако эти субъективные теория, считал Келли, могут быть выявлены и представлены в объективизированном виде, проанализированы с помощью научных методов. Например, к их анализу вполне приложимы методы математической статистики.

Техника, предложенная Келли, получила широкое распространение в различных областях психологии, как за рубежом, так и в нашей стране. Репертуарные решетки применяются как в исследовательских, так и в диагностических целях.

Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называемых по традиции элементами). В качестве элементов могут выступать люди, картины, конфеты, профессии, виды спорта и вообще все, что интересует исследователя. Определение «репертуарная» означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы все они соответствовали определенной области, и были связаны общим контекстом (как роли в пьесе). Кроме того, предполагается. что часто элементы задаются в обобщенном виде (например: «Ваша любимая конфета», «человек, с которым вы были дружны в детстве»), в виде репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек может подставить конкретных людей или конкретные предметы. Строки матрицы представляют собой конструкты - биполярные признаки, значимые для испытуемого при оценке (сравнении, восприятии) данного набора элементов. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту.

Конструкт - основное понятие в теории Келли. Он понимал под этим понятием особое субъективное средство, созданное, (сконструированное) самим человеком, проверенное (валидизированное) им на практике, помогающее ему понимать и объяснять окружающую действительность. По словам Келли, «Человек судит о мире с помощью понятных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его» (Хьелл, Зиглер, 1997. С. 438). Результаты жизненного опыта закрепляются в словах и образах, создавая своеобразную систему осознаваемых или не осознаваемых линеек, инструментов измерения, прилагаемых ко всему, с чем сталкивается человек. Как пишет Келли, «Конструкт можно представить как референтную ось, основной параметр оценки, зачастую невербализованный и не нашедший отражения в символе, иногда вообще ничем не означенный, кроме как стихийными процессами, им управляемыми. На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения; система же конструктов обеспечивает каждого человека его собственной сеткой поведенческих тропинок, не только ограничивающих его действия, но и открывающих перед ним свободу, которая в противном случае оказалась бы для него несущественной» (Франселла, Баннистер, 1987. С. 31 - 32). Конструкты позволяют человеку понимать окружающий мир и строить предположения о наиболее вероятном развитии событий.

При анализе конструктов необходимо учитывать три основных принципа: принцип биполярности, принцип применимости и принцип системности.

Принцип биполярности является фундаментальным (основополагающим) для техники репертуарных решеток. Он исходит (основан) на положении о связи содержания знака (слова, термина) с контекстом, об определении значения как системы оппозиций. Это значит, что для понимания смысла, который вкладывает человек в слово «общительный», необходимо знать, чему в каждом конкретном случае этот признак противопоставлен, что для него является противоположностью «общительности». В одном случае это может быть грубость, неумение общаться, в другом - отстраненность от других, самоуглубленность, в третьем - скрытность, замкнутость.

Утверждая принцип биполярности Келли исходил из предположения, что сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга и при этом отличаются от других. Например, некоторые люди толстые, а другие тощие, до некоторых вещей опасно дотрагиваться, а до других - нет. Именно этот процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов (Хьелл, Зиглер, 1997). Это утверждение Келли строится на явном (но явно не декларируемом) предположении о достаточно примитивном характере человеческой психики, действующей в обыденной жизни. Предельную огрубленность оценок на самом деле вряд ли можно считать разумным адаптивным механизмом, позволяющим успешно предсказывать будущее.

На положении биполярности построена и процедура заполнения решетки. В классическом варианте самого Келли испытуемому предлагается разделить все представленные в перечне ролей объекты на тех, кто обладает признаком, определенным в конструкте и тех, кто обладает противоположным, контрастным признаком. Дифференцированная оценка выраженности признака не используется. В последующих модификациях репертуарных решеток, и, в частности, в нашем варианте, используется так же и много балльная система, позволяющая учитывать более тонкие связи между конструктами.

Биполярность конструкта задает своего рода шкалу, линейку, на которой отдельные объекты, элементы могут быть расположены в разной удаленности от крайних полюсов.

Принцип применимости указывает на то, что возможности конструктов адекватно описывать реальность ограничены. Конструкты, эффективно применяемые для описания определенных элементов, «не срабатываю» при описании других. Келли отмечал, что прогностическая эффективность конструкта подвергается опасности, когда он обобщается сверх того набора явлений. для которых предназначен. Так, конструкт «значимый - незначимый» имеет очень широкий диапазон применимости, он может быть использован для описания широкого круга явлений. А конструкт «веселый - грустный» имеет гораздо более узкие границы. Однако диапазон применимости каждого конструкта обладает индивидуальной специфичностью. Так, в системе языка одного конструкт «сладкий - не сладкий» подходит только для оценки кулинарных изделий, а другим человеком эффективно используется для оценки музыки, людей, и многого другого. Этим метод Келли существенно отличается от метода семантического дифференциала, в котором для субъективной оценки объектов активно используются неспецифические признаки, заданные экспериментатором, предполагающим. Что все люди одинаково успешно могут оценивать все объекты по признаку «сладкий». В технике репертуарных решеток конструкты всегда специфические, т.к. они являются производными заданного репертуара ролей и создаются самим испытуемым.

Кроме того, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт «нравственный - безнравственный» имеет фокус применимости к сексуальному поведению, а для другого - к проявлению честности.

Еще одним параметром, по которому могут различаться конструкты является «проницаемость - непроницаемость». Проницаемый конструкт допускает в свои границы элементы, еще не истолкованные в рамках его применимости. Непроницаемый конструкт не допускает распространения на новые элементы. Так, в начале века для некоторых конструкт «настоящее искусство» был совершенно не применим, например, к живописи Ван Гога.

Принцип системности обусловлен тем, что конструкты понимаются как не изолированные элементы, которые можно анализировать по отдельности. Они взаимодействуют друг с другом, взаимоопределяя значение, смысл друг друга. Это взаимодействие не случайно, а носит целостный, системный характер. Келли считал, что организация личностных конструктов весьма логична: они организованы в пирамидальную (иерархическую структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчинительной позиции относительно других частей системы. Хотя некоторые могут быть и совершенно независимы от других, занимать изолированное положение. Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчинительный включен в подчиняющий. Например, для осторожного человека незнакомый объект представляется опасным, а значит конструкт «знакомый - незнакомый» является подчинительным, входит как составная часть в подчиняющий конструкт «опасный - безопасный», куда могут входить и другие подчинительные конструкты, например «добрый - злой», «откровенный - скрытный». Иерархия конструктов обладает индивидуальным своеобразием. Подчинительные и подчиняющие конструкты системы одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого.

 

Большое значение при создании репертуарной решетки для проведения исследований или диагностики конкретного человека имеет набор ролей, предлагаемых испытуемому для сравнения. Обычно он составляется самим психологом в соответствии с конкретными задачами работы и особенностями испытуемых. Однако при его формировании желательно учитывать некоторые правила.

Количество ролей не должно быть слишком большим, превышающим 25 - 26 ролей, чтобы не вызывать переутомления испытуемого. Но и делать его менее 12 - 14 так же не стоит, ибо это затрудняет анализ и увеличивает риск получить случайные связи между конструктами.

В состав ролей удобно вводить как «маркированные» роли - в которых уже указывается субъективное отношение испытуемого, например - «человек, которого Вы боитесь», так и «не маркированные», указывающие на конкретных лиц из ближайшего окружения испытуемого, типа - «Ваш друг», «Ваш начальник». Сопоставление характеристик маркированных и не маркированных ролей позволяет уточнить особенности реального отношения испытуемого к значимым для него лицам. Например, может оказаться, что роли «друг» и «человек, которого боишься» очень похожи.

При создании списка имеет смысл опираться на опыт самого Келли, что, впрочем, не ограничивает возможностей любого экспериментирования.

Дж. Келли предложил список из 25 ролевых персонажей, куда вошли следующие роли:

1. Вы сами. 2. Учитель, которого Вы любили. 3. Учитель, которого Вы не любили. 4. Ваша жена или подруга, (для женщин - Ваш муж или друг). 5. Руководитель, под чьим началом вы работали и с которым Вам трудно было найти взаимопонимание. 6. Руководитель, который Вам нравился. 7. Ваша мать. 8. Ваш отец. 9. Ваш брат, самый близкий по возрасту (или некто, кто был Вам за брата). 10. Ваша сестра, самая близкая по возрасту (или некто, кто был Вам за сестру). 11. Коллега по работе, с которым Вы легко ладите. 12. Коллега по работе, с которым трудно достичь взаимопонимания. 13. Сосед, с которым Вы ладили. 14. Сосед, с которым трудно достичь взаимопонимания. 15. Мальчик, с которым Вы дружили в 16 лет. 16. Девочка, с которой Вы дружили в 16 лет. 17. Мальчик, который не нравился в 16 лет. 18. Девочка, которая не нравилась в 16 лет. 19. Человек одного с вами пола, с которым Вы пошли бы в поход. 20. Человек одного с Вами пола, с которым Вы не пошли бы в поход. 21. Человек, с которым Вы были в близких отношениях и которому Вы сейчас не нравитесь. 22. Человек, которому бы Вам очень хотелось помочь в чем-нибудь (или которого Вы очень жалеете). 23. Самый умный человек, которого Вы знаете лично. 24. Самый удачливый человек из всех, которых Вы знаете лично. 25. Самый интересный человек из всех, кого Вы знаете лично.

Опираясь на предложенный вариант можно создавать свои репертуары ролей, подходящие к решению конкретных исследовательских и диагностических задач.

Техника репертуарных решеток ориентирована на использование компьютера при статистическом анализе полученных матриц. Производить обработку вручную возможно, но не целесообразно из-за очень высокой трудоемкости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.