Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для проверки. 1. Общая характеристика метода семантического радикала




1. Общая характеристика метода семантического радикала.

2. История создания метода семантического радикала.

3. Сильные и слабые стороны метода сопряженных реакций и семантического радикала.

4. Какие исследовательские задачи можно решать с помощью метода сопряженных реакций и метода семантического радикала.

 

Литература по теме:

Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. - М., 1996.

Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

Мартинович Г.А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 93 - 100.

Современная психология. - М., 1999. С. 224 - 226.

 

 

Тема 3 Метод классификации

Этот метод основан на допущении, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям и структура последних может быть выражена в процедуре классификации.

Испытуемым предлагается любым образом классифицировать предъявленное множество объектов, разбив их на группы, подгруппы и пр. В качестве объектов классификации могут выступать слова, изображения, оттенки цветов, образы знакомых людей, социальные стереотипы, звуки, запахи, реальные объекты - наборы камней, листья деревьев и пр.

Например, необходимо разбить на группы слова: экзамен, книга, чемпион, свидание, стадион, институт, парк, библиотека, танцы, слезы, цветы, удача.

В зависимости от актуальной ситуации, от эмоционального состояния, субъективного опыта и пр. человек может поместить слово «цветы» в одну группу со словами «экзамен», «институт» либо в группу слов «свидание», «парк».

Испытуемый может составить следующие группы: 1) экзамен, книга, слезы, институт, библиотека, 2) чемпион, стадион, 3) свидание, парк, удача, цветы, танцы. Либо: 1) экзамен, институт, цветы, библиотека, книга 2) удача, слезы, стадион, чемпион, 3) свидание, танцы.

Некоторые слова устойчиво оказываются в одной группе, например, книга и библиотека, а некоторые, например «слезы» - переходят из одной группы в другую, подчиняясь субъективным и ситуативным обстоятельствам жизни испытуемых.

В процессе семантического анализа результаты классификации испытуемых суммируются в матрице; мерой семантического сходства является количество отнесений в один класс. Затем матрицы сходства подвергаются процедуре кластерного анализа, хотя возможно и применение факторного анализа.

В.Ф. Петренко использовал метод классификации для изучения семантической структуры изображений. Стимульным материалом служили эскизы для эмблемы общества охраны животных. В результате обработки полученного материала было показано, что на уровне крупных классов рисунки объединялись на основе коннотативно-аффективных компонентов, в целом соответствующих таким факторам, как оценка (в одни группы объединялись рисунки, отражающие позитивное отношение к природе, тогда как к другим - осуждавшие негативное отношение) и «Активность» (в одни группы относились изображения, в которых присутствовал агент воздействия на природу, к другим - рисунки, в которых действия не было, а была лишь констатация некоторого положения дел). Более частными дифференцирующими признаками явились свойства, связанные с функционально-композиционным соотношением элементов (например, стимулы разделялись по количеству функциональных элементов).

Метод классификации может быть успешно применен и для выявления индивидуальных различий в процессах когнитивной переработки материала, процессов категоризации. Например, при изучении когнитивного стиля «узкая - широкая зона эквивалентности», описанного Р. Гарднером. Гарднер просил испытуемых разделить множество картинок хорошо знакомых предметов (например, зажигалка, кофейник, портфель...) на группы по своему усмотрению так, чтобы относящиеся к одному и тому же классу, сходные объекты оказывались в одной «куче». Его внимание привлек тот факт, что некоторые испытуемые делили объекты на множество мелких групп, что указывало на узкую зону эквивалентности. Другие же разбивали объекты на небольшое количество крупных групп, т.е. не учитывали определенных различий, а ориентировались на сходство, демонстрируя широкую зону эквивалентности. Аналогичное предпочтение более или менее обобщенных категорий обнаруживается и вне экспериментальных ситуаций. Оно проявляется в понимании значений слов и в оперировании понятиями, в решении абстрактных и житейских задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.