Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал для практических занятий




Вопросы для проверки.

Общая характеристика метода репертуарных решеток.

История создания метода.

Понятие конструкта, используемое Келли.

Каковы общие принципы формирования репертуара ролей?

Основные процедуры выявления конструктов.

Основные принципа построения конструктов.

Способы обработки полученных данных.

Какие исследовательские задачи можно решать с помощью метода репертуарных решеток?

 

Литература по теме:

1. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М.: 1987.

2. Похилько В.И. психодиагностика индивидуального сознания // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: 1987. С.228 - 244.

3. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии, 1984. № 3. С. 151 - 157.

4. Козлова И. Н Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник. 1975. - М.: 1976. С. 128 - 146.

5. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. (Гл. Когнитивное направление в теории личности: Дж. Келли. С. 431 - 478) - СПб., 1997.

Работа с репертуарными решетками является достаточно сложной для испытуемых, не имеющих подобного опыта. Для облегчения знакомства с данной методикой рекомендуется начать с выполнения следующих упражнений. Выполнять их можно индивидуально и группой. Группой легче, веселее и есть возможность обсудить результаты.

Упражнение 1 «Различия»

Напишите как можно больше качеств, отличающих, на ваш взгляд, Гамлета от Дон Кихота. Если это слишком сложно, можете сравнивать образы Красной Шапочки и Серого Волка, или Партоса и Арамиса. Или образы Идеального мужчины и Идеальной женщины. В данном контексте материал для сравнения принципиального значения не имеет, важно количество и разнообразие параметров сравнения. Обсуждение групповых результатов позволяет расширить индивидуальный набор критериев и еще раз убедиться в том, «какие мы все разные».

Упражнение 2 «Сходство»

Напишите как можно больше качеств, общих для Чебурашки и Змея Горыныча.

Например, они оба изначально одиноки, но по разному преодолевают одиночество; у обоих сложные отношения с женщинами - у Чебурашки со старухой Шапокляк, а у Змея Горыныча с принцессами;... попробуйте продолжить список.

А теперь вспомните одного человека, который Вам не нравится, и другого, который вам нравится. Найдите качества, которые присущи им обоим.

 

Упражнение 3 «Триады»

Вспомните образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной и Ленского из поэмы А.С. Пушкина. Ответьте на вопрос: Кто из этих трех героев больше похож друг на друга? Чем именно? А чем третий отличается от первых двух?

Например, Татьяна и Онегин - сильные личности, а Ленский слабый человек;

Татьяна и Ленский сентиментальны, а Онегин - циник;

Онегин и Ленский получили университетское образование, а Татьяна - не получила,

Татьяна и Ленский романтики, а Онегин - реалист;

и пр. Продолжите сравнение героев, добавив не меньше трех собственных конструктов.

При выполнении задания обратите внимание на возможность различных комбинаций и различных оснований для объединения и противопоставления. Следите за тем, чтобы правила порождения конструктов, указанные выше, не нарушались.

Проделайте ту же операцию с образами а) Печорина, Грушницкого, Мери (если всех вспомните), б)Ильи Муромца, Бабы Яги и Принцессы на Горошине, в) трех ваших знакомых, г) себя самого сегодня, себя в детстве и себя через 15 лет. Посмотрите, как меняются (если меняются) основания для сравнения при переходе от одних образов к другим.

 

Упражнение 4 «Весы»

Напишите качество, значимое для Вас в оценке себя и других людей. Например, Артистичность. Разместите это качество на одном полюсе линии, а на другом поставьте качество, противоположное, по Вашему мнению, артистичности, полностью исключающее наличие данного качества. Допустим, рационализм или доброта.

 

Артистичность Доброта

Найдите на этой линии место для образа Крокодила Гены в соответствии с тем, чего в нем, как Вам кажется, больше - артистичности или доброты. Если окажется, что, по Вашему мнению, у него много и артистичности и доброты, то значит Вы неверно выбрали противоположные качества. Исправьте ошибку. Помните, что Вы работаете с собственной линейкой и ее могут составлять любые пары противоположных для Вас признаков. Цинизм и наивность, гений и злодейство, коварство и любовь, бедность и порочность, откровенность и лицемерие и пр.

Выбрав пару признаков расположите на этой линейке

А. Следующих сказочных и литературных героев: 1. Старуху Шапокляк, 2. Барона Мюнхгаузена, 3. Карлсона, 4. Буратино, 5. Золушку, 6. Доктора Айболита, 7. Илью Муромца, 8. Кармен, 9. Чацкого, 10. Черепаху Тартилу.

Б. Знакомых, с которыми Вы достаточно часто общаетесь. Не забудьте найти между этими полюсами место и для себя.

Упражнение 5 «Линейка»

Упражнение похоже на предыдущее, но выполняется в обратном порядке и позволяет научиться преодолевать отмеченное Келли стремление нашего обыденного сознания (здравого смысла) делить мир на черное и белое, не различая оттенков серого.

Напишите имена 10 знакомых Вам людей. Из них выберите двух, максимально отличающихся друг от друга по какому-либо признаку (черте характера).Нарисуйте отрезок (длиной 10 - 20 сантиметров), границы которого будут обозначать выраженность данного качества.

Например:

мягкость настойчивость

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

А теперь разместите остальных на этом отрезке в соответствии с выраженностью у них данного качества.

Ерема Пульхерия Прасковья Савелий Макар Фома

£---£-----------£-----------£---------------£-------------£-£---------------£------£-------------£

Арина Калерия Фрол Никодим

 

Попробуйте сделать как можно больше таких линеек. Посмотрите, не прослеживается ли тенденция ставить одних и тех же лиц, в нашем случае Фому и Ерему на полярные позиции на линейке. Если это так - подумайте, можно ли выделить какой-либо глобальный признак, объединяющий эти отдельные линейки.

Возможно, как в нашем примере, вы заметите, что некоторые конструкты с наибольшей вероятностью связываются с некоторыми другими признаками, и настойчивыми, с наибольшей вероятностью, оказываются женские фигуры, а мягкими - мужские. Тогда можно говорить о «склейке», субъективном объединении двух разных по содержанию признаков. Такие склейки как правило уменьшают когнитивную сложность в восприятии мира, делают образ мира более простым. В некоторых случаях это мешает видеть реальную сложность окружающей действительности.

Упражнение 6 «Палитра» (Опасное!)

Его проводят в группе, если группа согласна и между членами группы сложились не очень конфликтные и не очень мрачные отношения. Проводить упражнение имеет смысл психологу, обладающему опытом работы с тренинговыми или, еще лучше, терапевтическими группами.

Группа делится на две команды. Каждая команда составляет как можно больше линеек, (смотри предыдущее упражнение) по которым можно расставить членов другой группы. Ориентироваться стоит на наличие максимально выраженных полярных качеств. Например, в противоположной группе есть некий очень серьезный Николай и очень веселая Анфиса. Они образуют крайние полюсы линии «Веселость - серьезность», между которыми можно расставить всех других членов группы. Таких линеек следует придумать как можно больше – например, пять. Или 15, если не станет скучно. На выполнение задания дается 10 - 15 минут.

Затем команды по очереди строят из живых людей (членов противоположных команд) линейки, не говоря о принципе построения, о поляризующем качестве. Построенная команда анализирует полученную картину, сравнивает людей, стоящих на противоположных позициях и пытается понять, какое качество лежит в основе построения. Высказанные догадки подтверждаются или опровергаются авторами линейки.

По завершению построений необходимо обсудить результаты, обратив внимание на относительность любых оценок.

 

 

°°°

 

После выполнения упражнений можно переходить к работе с самими репертуарными решетками. Так как удобнее всего обрабатывать результаты при работе на компьютере, мы будем рассматривать именно такой вариант. Однако если доступ к вычислительной технике затруднен, то можно выполнять те же задания на бумаге.

При возможности работы с компьютером потребуется следующее программное обеспечение: электронные таблицы «Excel», программы факторного и кластерного анализа.

 

Инструкция испытуемым:

1 часть (выполняется заранее):

Составить список реальных людей, соответствующих следующим ролям, учитывая, что

1. каждый человек может занимать только одну роль,

2. эти люди должны быть вам достаточно хорошо знакомы.

Список ролей:

1.Я; 2. Мама; 3. Папа; 4. Человек противоположного пола, который нравится; 5. Человек своего пола, с которым хорошие отношения (друг или подруга); 6. Бывший возлюбленный (возлюбленная), 7. Бывший друг (подруга), с которым Вы расстались, 8. Человек, который Вам не нравится, 9. Человек, которому Вы не нравитесь, 10. Человек, достигший успеха, 11. Человек, вызывающий у Вас жалость, 12. Начальник или учитель, под чьи руководством Вам комфортно работать, 13. Начальник или учитель, под чьи руководством Вам не комфортно работать, 14. Неудачник, 15. Человек, к чьему мнению Вы бы прислушались с наибольшей вероятностью, 16. Человек, чье мнение для Вас безразлично. 17. Счастливый человек, 18. Вы через 15 лет.

 

2 часть (выполняется на компьютере) включает в себя два пункта.

Первый выполняется в программе «Excel».

1. Постройте в электронной таблице следующую форму:

                  ...   конструкт контраст
                         
                         
                         

 

 

2. Заполните таблицу.

Ниже дан список триад, объединяющих по три роли. В каждой триаде ролей надо выбрать, кто из трех конкретных людей, на ваш взгляд, больше похож друг на друга, и тем самым отличаются от третьего. Качество, их объединяющее, занесите в графу «конструкт». В графу «контраст» занесите качество, отличающее третьего от первых двух. Затем оцените (от 0 до 7 баллов) выраженность качества, записанного в графе «конструкт», у всех 20-ти человек. Оценки заносите в соответствующие строки таблицы.

Например:

                  ...   конструкт контраст
                      общительный замкнутый
                      наивный искушенный

 

и т.д.

Испытуемым, заполняющим решетку, необходимо помнить, что выделенный при сравнении двух элементов признак должен быть приложим и к другим элементам.

 

 

Список триад для сравнения.

1,5,8 10,11,14 12,13,15 2,3,4     1,8,9 1, 4,6 14,16,17 5,7,8, 2,3,5 8,9,11 1,5,7, 5,10,14 1, 15, 16, 1,2,3 2,3,12 15,16,17 9,10,11 1,11,18 2,3,13 4,7,9

 

3. Когда таблица будет целиком заполнена, сохраните файл и перейдите ко второму пункту, который выполняется в программе «Статистика». Перейдите в эту программу, откройте там новый файл, вернитесь в «Excel» и перенесите оттуда с помощью «мышки» в новый файл цифровые данные построенной таблицы.

4. Произведите обработку таблицы кластерным анализом вначале по строкам, потом по столбикам. Проанализируйте полученные кластеры.

5. Произвести обработку таблицы по программе факторного анализа.

Материалы для интерпретации результатов кластеризации репертуарной решетки.

 

Дендограмма результатов кластерного анализа позволяет наглядно представить структуру связей между конструктами.

При анализе системы конструктов учитываются следующие показатели:

Когнитивная дифференцированность. Это мера того, насколько сложным и многомерным является восприятие данным человеком данной области опыта. Оценить когнитивную дифференцированность можно по степени «силы связей» между конструктами. Чем выше средняя величина связей между конструктами, тем меньше когнитивная дифференцированность. Крайним вариантом недифференцированности является монолитность системы конструктов, их сцепление в единый большой кластер.

На дендограмме дифференцированность проявляется в количестве кластеров, объединяющих отдельные группы конструктов.

Математической мерой дифференцированности может служить мера «интенсивности связей», предложенная Д. Баннистером. Она вычисляется как сумма квадратов коэффициента корреляции каждого конструкта с каждым, умноженная на 100.

Можно найти сумму коэффициентов по матрице интеркорреляции, вычисляемой как по программе «Статистика», так и по программе «Excel».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.