Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал для практических занятий




Вопросы для проверки

1. Общая характеристика метода классификации.

2. Какова процедура проведения метода классификаций.

3. Какие исследовательские задачи можно решать с помощью метода классификаций.

Рассмотрим небольшой по объему пример.

Для группировки представлено 10 слов:

астра

колокольчик

лилия

лютик

одуванчик

подснежник

роза

ромашка

тюльпан

хризантема

Испытуемый распределил слова следующим образом:

астра, хризантема, ромашка

роза, тюльпан, лилия,

колокольчик, лютик, одуванчик, подснежник

Индивидуальная матрица сходства буден выглядеть так:

                     
1 астра                    
2. колокольчик                    
3 лилия                    
4 лютик                    
5 одуванчик                    
6 подснежник                    
7 роза                    
8 ромашка                    
9 тюльпан                    
10 хризантема                    

 

Групповая матрица строится путем суммирования результатов индивидуальных матриц. Ниже представлена групповая матрица результатов пяти испытуемых.

                     
1 астра                    
2. колокольчик                    
3 лилия                    
4 лютик                    
5 одуванчик                    
6 подснежник                    
7 роза                    
8 ромашка                    
9 тюльпан                    
10 хризантема                    

И повергается процедуре математической обработки через построение матрицы интеркорреляций и кластеризации.

При интеркорреляции групповой матрицы получены следующие показатели. Анализ позволяет выделить наиболее высокие корреляционные положительные связи (между астрой и хризантемой, подснежником и колокольчиком, подснежником и одуванчиком, подснежником и лютиком, тюльпаном и розой и пр.) и отрицательные (между колокольчиком и астрой, астрой и подснежником, одуванчиком и лилией, розой и одуванчиком и пр.). Коэффициент корреляции показывает вероятность, с которой предложенные объекты объединяются испытуемыми в одну группу. Так, относительно астры и хризантемы испытуемые практически единодушны, а относительно астры и ромашки существует несогласованность позиций, некоторые объединяют их вместе, опираясь на некоторую близость формы, а некоторые нет, исходя из того, что хризантема и астра садовые, «благородные», как выразился один испытуемый, растения, а ромашка - это полевой и вообще «простой» цветок.

                   
астра                  
колокольчик -0,82                
лилия 0,32 -0,54              
лютик -0,79 0,76 -0,79            
одуванчик -0,61 0,65 -0,90 0,92          
подснежник -0,84 0,92 -0,69 0,91 0,85        
роза 0,37 -0,68 0,92 -0,73 -0,86 -0,78      
ромашка -0,01 0,45 -0,72 0,45 0,46 0,46 -0,77    
тюльпан 0,11 -0,36 0,91 -0,64 -0,77 -0,53 0,87 -0,77  
хризантема 0,97 -0,78 0,32 -0,72 -0,61 -0,81 0,40 0,03 0,14

Ниже представлена матрица кластеризации результатов.

На рисунке мы видим два больших кластера, объединяющих с одной стороны садовые цветы, а с другой - полевые. Ромашка по отношению к садовым цветам занимает все-таки особое положение, располагаясь дальше, чем четыре других растения. Наиболее близкими испытуемые считают хризантему и астру, тюльпан, роза и лилия так же входят в один кластер. Хризантема и астра, по мнению испытуемых очень похожи и во всех случаях они входили в одну группу. Тюльпан, роза и лилия воспринимаются несколько иначе и образуют другую смысловую группу, составляя особый подкластер кластера садовых цветов.

При желании можно провести факторизацию полученных данных. При использовании центроидного метода с варимакс вращением выделяются два практически равных фактора. Первый фактор задает противопоставление садовых и полевых цветов, при это близко к нулевой отметки находятся хризантема и астра, что странно. Второй фактор интерпретировать сложнее, вместе с садовыми цветами

Factor 1 РОМАШКА.881172 ОДУВАНЧИ.719432 ЛЮТИК.580984 ПОДСНЕЖН.507984 КОЛОКОЛЬ.382598   ТЮЛЬПАН -.954601 ЛИЛИЯ -.924225 РОЗА -.896284 ХРИЗАНТЕ -.029220 АСТРА -.027730   Factor 2 АСТРА.993958 ХРИЗАНТЕ.973775 РОЗА.366176 ЛИЛИЯ.298153 ТЮЛЬПАН.081087 РОМАШКА.038191   ПОДСНЕЖН -.840887 КОЛОКОЛЬ -.819126 ЛЮТИК -.753634 ОДУВАНЧИ -.602949

Расположение объектов в семантическом пространстве представлено на рисунке. Мы видим, что предложенные объекты образуют 4 достаточно четкие группы. Ромашка занимает место далеко от всех других цветов, располагаясь между астрой и хризантемой с одной стороны и подснежником с другой. Небольшое количество испытуемых и малая субъективная значимость оснований группировки не позволяют делать достаточно обоснованных выводов относительно содержания смысловых категорий, которыми руководствуются испытуемые, противопоставляющие ромашку всем другим растениям. Опираясь на анализ результатов каждого из пяти испытуемых мы можем предположить, что ромашка чаще оказывалась в разных группах, объединяясь иногда с астрой и хризантемой, а иногда с одуванчиком и лютиком.

Сравнение результатов различных вариантов обработки полученной групповой матрицы позволяет увидеть разницу возможностей и выбирать в дальнейшем тот метод, который в большей степени соответствует задачам конкретного исследования.

 

Инструкция для испытуемым:

1) распределить слова варианта 1 или 2 на произвольное количество групп так, чтобы группа объединяла слова, которые кажутся Вам близкими по смыслу. Руководствуйтесь при выполнении непосредственным субъективным чувством.

2) составить в программе «Excel» матрицу 60х60. Номера клеток таблицы соответствуют номерам слов. Значит, если слово агрессивный оказалось у Вас в одной группе со словами «активный», «грубый», «вспыльчивый», «энергичный», то вы ставите в первой строке цифру один в столбцах 3, 8, 10. И т.д.

 

3) Составить групповую матрицу сходства.

4) Провести интеркорреляцию, кластеризацию и факторизацию полученных данных. Проинтерпретировать и сравнить результаты.

 

Набор слов для классификации:

вариант 1

агрессивный, аккуратный, активный, бережливый, вежливый, волевой, воспитанный, вспыльчивый, глупый, грубый, грустный, добродушный, добрый, замкнутый, злой, знающий, игривый, ленивый, лидер, медлительный,   веселый, наивный, насмешливый, настойчивый, нахальный, небрежный, нерешительный, нудный, обаятельный, образованный, общительный, одинокий, ответственный, отзывчивый, откровенный, послушный, простой, прямолинейный, пунктуальный, ранимый,   раскованный, сдержанный, скрытный, скупой, строгий, стыдливый, суровый, тревожный, трудолюбивый, трусливый, уверенный в себе, угрюмый, умелый, умный, уступчивый, целеустремленный, чуткий, эгоист, энергичный, эрудированный.

Использование данного набора слов, состоящего из личностных прилагательных, позволяет получить данные об имплицитной теории личности, представлении о том, как отдельные личностные характеристики связаны между собой на уровне обыденного сознания.

вариант 2.

Адлер Айзенк Бенуа Бернштейн Бине Брунер Веккер Векслер Вертгеймер Вундт Выготский Гальперин Гальтон Гибсон Гилфорд Давыдов В.В. Джеймс Добужинский Зейгарник Келлер Келли Дж. Кеттелл Кречмер Левин Леонтьев А.Н. Лоренц Лурия Люшер Маслоу Мерлин Мюррей Найсер Небылицын Нежинский Оллпорт Осгуд Павлов Перлз Петровский А.В. Пиаже Роджерс   Рубинштейн С.Л. Селье Сеченов Симонов П.В. Скиннер Теплов Толмен Торндайк Узнадзе Уотсон Фестингер Фехнер Франкл Фрейд Фромм Хорни Эббингауз Эриксон Юнг К.  

Заодно и психологию вспомните.

Литература для подготовки:

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М., 1987. С. 92 - 94.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики - М., 1997. Гл. 5. Исследование визуальной семантики. С. 155 - 180.

Современная психология. - М., 1997. С. 221 - 222.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.