КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семантическая структура задает основные параметры (категории), по которым происходит формирование субъективного образа мира
Предметом психосемантики является субъективная реальность и индивидуально-специфические способы ее структурной организации. Субъективная реальность - это тот образ мира, в котором конкретный человек живет, это система определенным образом структурированных, аффективно окрашенных знаний, воспринимаемых как истинные. Понятие «субъективный образ мира» занимает важное место в теории деятельности А.Н. Леонтьева, который полагал, что проблема психического и должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» (Леонтьев, 1983. С. 254). Существуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования, показывающие, что субъективный опыт (структурированные следы предшествующих реализуемому в данный момент психическому акту деятельности) является регулятором деятельности, и, следовательно, представления мира, образа мира. В работах Дж. Брунера (1977) показана зависимость результатов восприятия от сложившейся в прошлых деятельностях категориальной сетки восприятия. Субъективный опыт, подобно образу мира, имеет уровневую организацию. В понимании этой уровневой организации существуют как различия, так и общие черты. С.Д. Смирнов (1981) предложил разделение поверхностных и ядерных структур: поверхностные структуры - чувственно оформленное представление о мире, а ядерные - отторгнутые от чувственности, амодальные, знаковые системы - отражение мира в целом. В.В. Петухов (1984) указал на зависимость уровней от «языка» описания: поверхностные структуры - это представления о мире, а ядерные - представления мира. Согласно Б.Ф. Ломову (1984), основными уровнями отражения являются перцептивные процессы, представления, рече-мыслительные процессы и понятийное мышление. Другим основанием для выделения слоев субъективного опыта, используемым Е.Ю. Артемьевой (1983) является специфика их по форме фиксации следа деятельности. Внешне деление на слои по этому основанию похоже на описанное выше, но функционально они различны. Первый слой соответствует первой и второй ступеням генеза - сенсорно-перцептивному и представленческому уровняю отражения. Он задается как множество упорядоченных друг относительно друга объектов, среди которых и тело субъекта. Объекты образуют пространство, движутся относительно субъекта и самих себя. Кроме четырех координат пространства - времени перцептивный мир характеризуется значениями и смыслами. Специфичность этого слоя в том, что его «строительный материал», его фактура - модальные. Следующий слой - семантический. Следы взаимодействия с объектами зафиксированы в этом слое в виде многомерных отношений: следы атрибутированы субъективными отношениями (хороший - плохой, сильный - слабый и т.д.). «Инструментально такие отношения и описываются методами экспериментальной психосемантики и по природе близки к семантикам - системам так или иначе понимаемых «значений» (Артемьева, 1999. С. 20). Самый глубокий слой, соотносимый с ядерными структурами образа мира и формируемый при участии и самом существенном вкладе понятийного мышления - слой амодальных структур, образующихся при «обработке» семантического слоя. «Нам совсем неизвестен «язык» этого слоя, устройство его структуры. Понятно только, что разделителями элементов первой очереди являются адаптационные координаты: противопоставление «опасный - неопасный» во главе иерархии» (Артемьева, 1999. С. 21). Этот слой мира Артемьева предлагает называть образом мира в узком смысле слова. При другом подходе, наиболее разработанном в исследованиях В.Ф. Петренко, и опирающемся на представление о связи иерархии уровней сознания с генезисом форм отражения глубинный уровень соотносится с наиболее архаичными формами отражения, имеющими дознаковый и тем более допонятийный характер. Аналогом категориальной структуры индивидуального сознания выступают семантические пространства, заданные пересечением семантических категорий. При этом размерность пространства - число независимых факторов - категорий - соответствует когнитивной сложности сознания субъекта в данной содержательной области. Наиболее простым (глубинным) является уровень, образованный небольшим числом коннотативных, т.е. эмоционально-образных оснований категоризации. Этому уровню соответствуют коннотативные семантические пространства Ч. Осгуда, образованные факторами «Оценка», «Сила», «Активность» и некоторые другие, выделенные в работах Бентлера и Лавойе. «Основания категоризации этого уровня задаются в форме эмоционально насыщенной и не жестко структурированной образности, не несущей в себе завершенной предметности, и реализуются механизмами синестезии, являющейся наиболее простой формой категоризации... семантическая организация этого уровня идентична как для образной. Так и для вербальной психосемантики, т.е. существует единый глубинный код, являющийся универсальным для восприятия различной модальности» (Петренко, 1997. С. 191). Этот уровень, как показывают исследования Ч. Осгуда и его коллег, является универсальным для представителей разных языковых культур, разного уровня образования, нормы и патологии. Более развитые формы категоризации опосредованны системой перцептивных эталонов, символов, языковых значений и других социально выработанных в данной конкретной культуре форм обобщения значений. Как отмечает В.Ф. Петренко, предполагается взаимосвязь глубинных коннотативных форм категоризации и предметных (в том числе и понятийных), определяющая возможность перехода от одного уровня сознания к другому. Операционально этому переходу соответствует расчленение коннотативных факторов в пучки боле узких, факторов, отражающих предметные (денотативные) признаки. «Актуальное порождение значения можно представить как последовательный переход от коннотативной нерасчлененности к предметно-категориальной организации, включающей обогащение содержанием на каждом уровне порождения» (Петренко, 1997. С. 192). Такое понимание позволяет понять тенденцию к уменьшению размерности семантического пространства и переход к более емким «аффективным обобщениям» как своеобразный переход в семантической организации лексики к более глубинным коннотативным уровням организации. «Аффект, таким образом, выступает как фактор, изменяющий характер категоризации. Аффект является своеобразным оператором перехода от более расчлененных (предметно-категориальных) форм категоризации к аффективно-ситуативным (коннотативным) формам категоризации» (Петренко, 1997. С. 193). Как показывают исследования В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко (1998), изменение семантической структуры сознания происходит и в измененных состояниях сознания. Изменения заключаются, прежде всего, в переходе от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов. Близкой позиции придерживается и А.Г. Шмелев, который, говоря о многослойности субъективной семантики так же выделяет поверхностный, социально детерминированный слой, и глубинный слой «зоологически-детерминированной психики, в котором объекты, в том числе и социальные, отражаются в виде нерасчлененного единства объективных сенсорных признаков и реакций субъекта (Шмелев, 2000). Психосемантика изучает как общепсихологические аспекты процесса категоризации, т.е. единые для всех людей, так и дифференциально-психологические, т.е. индивидуально-специфические, свойственные конкретному человеку. В первом случае задачей психосемантики является выявление наиболее общих структур сознания, характеризующих коллективные представления (С. Московичи), обыденное, житейское, «наивное» сознание. В последнем случае задача состоит в воссоздании системы представлений конкретного индивида о мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и личностных смыслов (Смирнов,.... 1996. С.398). Психосемантический подход открывает возможность исследования личности через анализ «пристрастности» индивидуального сознания человека, проявляющейся, в частности, во влиянии мотивационной направленности на характер и организацию категориальных структур восприятия и осознания субъектом предметной и социальной действительности, т.е. в широком смысле во влиянии мотивационной системы субъекта на его образ мира (Петренко, 1988. С. 9). Общей задачей методов психосемантики является реконструкция (воссоздание) категориальных структур сознания. Категориальной структурой сознания является иерархизированный, упорядоченный набор наиболее общих категорий, определяющих построение и содержание значения. Категоризация - это процесс отнесения объекта к той или иной категории на основе существенных признаков. Это процесс может осуществляться как под контролем сознания, при опоре на осознаваемые признаки, так и бессознательно. Суть категоризации, как указывает Дж. Брунер, состоит в приписывании явно различающимся вещам эквивалентности, объединении предметов, событий и людей в классы и реагировании на них в зависимости от принадлежности к разным классам, а не от их своеобразия (Брунер, 1977). Являясь атрибутом, (принадлежностью) сознания, категориальные структуры сами как таковые могут не осознаваться, а их нерефлексивное, «ненаучное» содержание отражает структуру «наивного», житейского сознания, определяющего наше поведение в обыденной жизни. Характер выделяемых семантических единиц, в том числе и семантических категорий зависит и от внешних факторов - от содержания и объема экспериментального материала, позволяющего актуализироваться тем или иным отношениям, оппозициям; от мотивов и целей испытуемых, определяющих уровень и характер категоризации; от присущего субъекту когнитивного стиля, эмоционального состояния и т.д. Моделью категориальной структуры индивидуального или группового сознания является семантическое пространство. Семантическим пространством называется совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты некоторой содержательной области (Петренко, 1988. С. 45). При этом выделяется некоторое правило группировки отдельных признаков (дескриптов) в более емкие категории, которые и являются исходными единицами этой упрощенной системы описания - семантического пространства. (пространства значений). В более узком смысле слова семантическим пространством называют такое пространство признаков, для которого правила объединения отдельных признаков-дескриптов заданы статистическими процедурами. Размещение в семантическом пространстве тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии. Математически субъективное семантическое пространство выражается с помощью координатных осей, точек и вычисления расстояния между ними. Субъективные семантические пространства, используемые как операциональные модели категориальных структур индивидуального сознания, позволяют оценивать когнитивную сложность субъекта в различных содержательных областях, выделять субъективную значимость оснований категоризации и описывать имплицитную теорию субъекта относительно различных сфер предметной и социальной действительности (Петренко, 1989. С. 8). В семантическом пространстве могут быть выделены отдельные семантические поля. Семантическое поле - это совокупность слов вместе с их ассоциациями. По определению А.Р. Лурия семантическое поле слова составляют комплексы ассоциативных значений, непроизвольно всплывающих при его восприятии. Семантические поля являются формой фиксации семантических связей. А.Р. Лурия, говоря о семантическом поле слова отмечал, что «... слово становится центральным узлом для целой сети вызываемых им образов и «коннотативно» связанных с ним слов, которые говорящий или воспринимающий задерживает, тормозит с тем, чтобы из всей сети «коннотативных» значений выбрать нужное...» (Лурия, 1979. С. 40 - 41). Этот процесс выбора осуществляется далеко не всегда на сознательном уровне и будет ли выбрано конкретное слово, или затормозится, будет отброшено зависит от многих факторов, и, в частности, от действия цензуры. 3. Семантическая структура сознания занимает промежуточное положение между осознанным миром значений и миром смыслов, осознание которых не является обязательным. На формирование субъективной реальности большое влияние оказывает язык, дающий возможность обобщать, группировать, структурировать отдельные чувственные впечатления опираясь на результаты общественного - исторического опыта, он и обладая значительной свободой. Посредством языка субъективная реальность одного человека может быть соотнесена с субъективными реальностями других людей и они, если повезет, могут найти нечто общее в видении мира. Однако в силу неоднозначности слов, недостаточностью средств языка для выражения тонких отличий мыслей и чувств полное совпадение принципиально невозможно. Два человека, говоря о любви или «хорошей прогулке» могут подразумевать совершенно разные вещи, и даже дополнительные подробные разъяснения далеко не всегда гарантируют точное понимание (точность которого и невозможно проверить). Что наполняет содержанием (заставляет вспомнить) известные слова Тютчева: «мысль изреченная есть ложь». Мысль не совпадает со словесной формой выражения, что подчеркивал Л.С. Выготский: «Единицы мысли и единицы речи не совпадают. Один и другой процессы обнаруживают единство, но не тождество. Они связаны друг с другом сложными переходами, сложными превращениями, но не перекрывают друг друга, как наложенные друг на друга прямые линии» (Выготский, Т.2. 1982. С. 354). Психосемантика рассматривает именно ту систему значений и смыслов, которая расположена на «до языковом уровне», «скрывается под слоем слов» и еще не искажена словами, но сама определяет смысловое наполнение словесных и иных знаковых систем.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |