КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема лекции 2. Компоновка конструктивной схемы здания
В задачу компоновки конструктивной схемы входят; выбор сетки колонн и внутренних габаритов здания; компоновка покрытия; разбивка здания на температурные блоки; выбор схемы связей, обеспечивающих пространственную жесткость здания, и т. п. Выбор сетки колонн и внутренних габаритов здания. С целью сокращения количества типоразмеров конструкций установлены единые унифицированные сетки колонн для различных объемно-планировочных решений зданий, выполняемых в железобетоне: для зданий без мостовых кранов: 12X6, 18X12, 24X12 м при высотах здания Н = 3,6...14,4 м через 1,2 м; для зданий с мостовыми кранами: 18X12, 24x12, 30Х12м при Н = 8,4...18мчерез 1,2 м. Сетка колонн увязывается с технологией производственного процесса и выбирается на основании технико-экономического анализа; 75 % всех одноэтажных производственных здании имеют сетку колонн 18X12 и 24х Х12м. Применение пролетов 38...30м при шаге 12м позволяет организовать технологический процесс для большинства производств при достаточно эффективном использовании полезных площадей и сократить количество монтажных единиц. Более крупная сетка оправдана, когда удорожание строительных конструкций компенсируется экономией производственных площадей или другими технологическими преимуществами (более удобное обслуживание и т. п.), например переход с сетки 24X12 на 24X24 м приводит к удорожанию строительства на 4...7 % и экономии площадей на 4 %. Если в зданиях имеется подвесной транспорт, воздуховоды, подвесные потолки в т. п., то шаг ригелей устанавливают с учетом дополнительных затрат, связанных с устройством этих конструкций. В этих случаях более экономичным может оказаться шаг ригелей 6 м, В целях обеспечения максимальной типизации элементов каркаса приняты следующие привязки к продольным и поперечным координационным (разбивочным) осям: колонн крайних рядов к продольным координационным осям (рис. 2, о, б): нулевая привязка — в зданиях без мостовых кранов (В = 6...12м) и в зданиях с мостовыми кранами при шаге колонн В=6 м, Q 30т, Н 16,2 м; привязка 250 мм — при B=6 м, Q>30t, Н>16,2 м и во всех случаях при В 12 м;геометрические оси средних колонн совмещаются с продольными координационными осями;привязка колони в торце здания и у температурного шва к координационной оси показана на рис. 2, а.
Рис. 1. Привязки колош к координационным осям (а,..в) и определение размеров колонны по высоте (г): I — ось продольного ряда: 2 —стойка фахверка; 3 — о сь поперечного ряда.
Высота здания определяется технологическими условиями и назначается исходя из заданной отметки верха кранового рельса. Остальные размеры колонны по высоте определяются согласно рис. 2, г: ; . (1)
Кроме того, полную высоту колонн Н необходимо назначать с учетом размещения типовых стеновых панелей и оконных переплетов по высоте. При наличии железобетонных подстропильных конструкций высота верхней части колонн уменьшается на 600 мм. Разбивка здания на температурные блоки. Вследствие больших размеров промышленных здании в плане н непрерывности покрытия, представляющего единую жесткую плиту, изменения температуры наружного воздуха вызывают заметные деформации (удлинения и укорочения) поперечных в продольных ригелей, подкрановых балок и т. п. Усадка бетона приводит к аналогичным деформациям укорочения элементов. Эти деформации приводят к возникновению значительных дополнительных усилий в колоннах (рис.4), которые могут вызвать образование чрезмерных трещин и разрушение части элементов.
Рис. 2. Схема деформаций продольной рамы от температурных и усадочных воздействий Для уменьшения такого рода усилий в конструкциях предусматривают доведением шва до верха фундамента (см. рис. 2, в). Если расстояние между швами не превышает определенных значений, а ригели покрытия относятся к 3-й категории по трещиностойкости, то расчет на температурные воздействия может не производиться. В этом случае максимально допустимое расстояние , между швами составляет в отапливаемых одноэтажных промышленных зданиях из сборного железобетона 72 м, в неотапливаемых— 48 м. В ряде случаев оказывается целесообразным рассчитывать каркас на температурные воздействия иувеличивать . Это дает экономию за счет уменьшения числа поперечных рам. Температурные и усадочные , деформации в пределах блока вычисляются по формулам температурно-усадочные швы, устраиваемые на спаренных колоннах с , где — коэффициент линейной температурной деформации бетона, равный 1 1/град; — коэффициент линейной усадки бетона, равный 15 ; °— максимальный расчетный перепад температуры. Усилия в конструкциях, вызванные указанными де формациями, определяют методами строительной механики. В тех случаях, когда здание возводится на площадке с разнородными грунтами, а также, когда его части имеют различную высоту и т. п. н возможно их неравномерное вертикальное смещение, устраивают осадочные швы. Ими разрезают здание, включая и фундаменты, чтобы обеспечить частям здания независимую осадку. Осадочные швы обычно совмещают с температурно-усадочными. Обеспечение пространственной жесткости каркаса, Пространственной жесткостью здания или сооружения называют его способность сопротивляться воздействию горизонтальных нагрузок. Обеспечение пространственной жесткости имеет важное значение, поскольку чрезмерные перемещения каркаса могут привести к нарушению нормальной эксплуатации здания (работы кранов и т. п.). Пространственная жесткость каркаса одноэтажного промышленного здания в поперечном направлении обеспечивается расчетом и конструкцией поперечной рамы. Это объясняется тем, что специальные связи в этом случае установлены быть не могут, так как они препятствовали бы технологическому процессу. Поэтому основными факторами, обеспечивающими поперечную пространственную жесткость, являются защемление колонн в фундаментах и достаточная изгибная жесткость колонн. Пространственную жесткость здания в продольном направлении обеспечивать подобным образом нецелесообразно. Выгоднее уменьшить ширину сечения колонн, экономя бетон, а для обеспечения пространственной жесткости использовать вертикальные связи из стального проката (см. рис. 1, в), устанавливаемые по продольным рядам колонн в серединах температурных блоков (для снижения температурных усилий в колоннах). Такие связи, как правило, не препятствуют технологическому процессу. Они устраиваются на высоту от пола до низа подкрановых балок и привариваются к закладным деталям колонн. По конструкции вертикальные связи по колоннам бывают крестовые (одноярусные и двухъярусные) и портальные, устраиваемые обычно по внутренним рядам колонн. При такой конструкции необходимость в расчете продольной рамы отпадает, производится лишь расчет связей на действие ветровой нагрузки на торец здания и усилий продольного торможения мостовых кранов. В бескрановых зданиях небольшой высоты (Н<9,6 м) продольные связи не устанавливают. Помимо обеспечения пространственной жесткости здания в целом должна быть обеспечена пространственная жесткость его отдельных элементов (покрытия, фахверка и т. п.).Действующая на торен, здания горизонтальная ветровая нагрузка передается со стеновых панелей через стойки фахверка на плиты покрытия (рис. 5, а). Сопряжение между плитами покрытия и колоннами осуществляется через ригели, обладающие малой жесткостью из своей плоскости. Поэтому при отсутствии связей горизонтальная сила, приложенная к покрытию, может вызвать чрезмерные перемещения ригелей (рис. 5,б). Кроме того, сила продольного торможения крана может вызвать деформации отдельной колонны (рис. 5, в). Для исключения этих явлений в торцах температурных блоков между колоннами устраивают вертикальные связевые фермы (из стальных уголков), обеспечивающие передачу усилия с покрытия на колонны. Поверху колонны связываются распорками.При небольшой высоте Н (до 800мм) ригелей на опорах и наличии жесткого опорного ребра допускается вертикальные связевые фермы не устанавливать, однако в этом случае сварные швы в сопряжении ригеля с колонной должны рассчитываться на момент M = W (рис. 5,г).
Рис. 3. Воздействие горизонтальных нагрузок на продольную раму и покрытие здания: 1 — стойки торцового фахверка; 2 — сварные швы
Наряду с обеспечением устойчивости ригелей в целом из плоскости необходимо обеспечить устойчивость их сжатых поясов. При беспрогонной системе покрытия и отсутствии фонаря устойчивость верхних поясов обеспечивается плитами покрытия, приваренными к ригелям с последующим замоноличиванием швов. Таким путем достигается образование жесткого диска, и необходимость в дополнительных связях в плоскости покрытия отпадает. При наличии фонарей сжатый пояс ригеля имеетсвободную длину, равную ширине фонаря. Для исключения потери его устойчивости из плоскости по коньку устраивают распорки. При достаточно больших высотах и пролетах здания на уровне низа стропильных конструкций или на уровне крановых путей устраивают горизонтальные связи в виде ферм из стальных уголков (см. рис. 1,а, в). Эти связи являются дополнительными опорами для стоек фахверка по высоте и передают ветровую нагрузку на продольные ряды основных колонн.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |