КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И Типология
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о реальной действительности [19]. Наука выступает как система научных знаний и научно-исследовательской деятельности (научного исследования), результатом которой являются научные знания. Научное исследование – этоособая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются методы наук и которое завершается формированием объективных знаний об изучаемых объектах [19]. Педагогическое исследование есть процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о сущности, содержании, закономерностях, нормах проектирования и осуществления, критериев качества и эффективности (ресурсозатратности) педагогического процесса (обучения и воспитания). Педагогические исследования методологи дифференцируют на фундаментальные, прикладные и разработки. Таблица 2.1 – Типы педагогических исследований
Стратегической целью фундаментальных исследований в области педагогики является разработка научных концепций. Например, В.М. Полонским осуществлено фундаментальное исследование, посвященное решению проблемы оценки качества педагогических исследований [45]. Результатом фундаментального исследования И.Я. Лернера, В.В. Краевского является теоретико-методологическое обоснование и разработка культурологической модели содержания общего среднего образования [33]. В контексте данного фундаментального исследования может быть осуществлено исследование, посвященное проблеме определения способов включения эмоционально-ценностного компонента содержания образования в содержание определенного учебного предмета. Педагогические исследования зачастую совмещают в себе научно-теоретическую и конструктивно-техническую (нормативную) функции. В этой связи, с позиции Е.В. Бережновой, более корректным и адекватным является выделение промежуточных типов исследований: фундаментально-прикладных («Ф-П»), фундаментальных разработок («Ф-Р»), прикладных разработок («П-Р») [8]. В таких исследованиях сформулированы положения как теоретического, так и нормативного характера. Логика и фундаментального, и прикладного исследования предполагает построение теоретических моделей, отражающих сущность изучаемых объектов. В прикладном исследовании теоретическая модель строится на основании или в рамках существующей теории. В фундаментальном исследовании теоретическая модель отражает новую теорию, созданную на основе критического осмысления уже имеющейся. Результатом и фундаментальных, и прикладных педагогических исследований выступают новые знания, которые отличается по уровню новизны, теоретической и практической значимости. В соответствии с типами новизны (В.М. Полонский) можно предположить, что прикладные исследования, как правило, представляют результаты на уровне конкретизации: исследователь уточняет известное, конкретизирует отдельные общие положения; изменения затрагивают частные вопросы, не имеющие принципиального значения для понимания сущности явления, процесса. Результатом прикладных исследований могут быть также знания, полученные на уровне дополнения; они развивают известные теоретические положения, раскрывают новые аспекты проблемы, включают новые элементы, которые, однако, радикально не изменяют картину в целом, а дополняют её. В фундаментальном исследовании результаты представлены на уровне преобразования, который характеризуется принципиально новыми подходами, существенно отличающимися от сложившихся теоретических представлений в данной области педагогики [8]. Фундаментальные и прикладные исследования значительно отличаются степенью теоретической и практической значимости. Фундаментальные исследования оказывают существенное влияние на развитие определённой области педагогической науки; они направлены на создание теоретических оснований и конструирование новых моделей образовательной практики. Главное отличие фундаментальных и прикладных исследований заключается в их целевых приоритетах.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |