КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и стадии создания команд
Команда может более или менее эффективно достигать свои цели в зависимости от численности и состава команды, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса, функциональной роли ее членов и работы менеджера по управлению своей командой. Рассмотрим некоторые из этих факторов. Численность команды. Теоретики управления уделили значительное внимание изучению этого вопроса. По мнению некоторых исследователей, идеальная группа должна состоять из трех — девяти человек. Другие зарубежные исследователи считают оптимальной численность группы в пять человек. По мере увеличения численности группы общение между ее членами усложняется и становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы усиливает также тенденцию к неформальному разделению ее на подгруппы, что может привести к появлению несогласующихся целей и повышению конфликтности группы. Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей, их точек зрения и подходов при решении проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Поэтому рекомендуется, чтобы группа состояла из лиц, имеющих различные точки зрения, — это принесет большую эффективность, чем в случае, если бы члены группы имели схожие точки зрения. Групповые нормы. Как было выявлено, нормы, принятые в группах, оказывают сильное воздействие на поведение каждой личности и на направление, в котором будет работать группа, — достижение целей организации или противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них, и оказывают такое сильное воздействие потому, что только при условии согласования своих действий с этими нормами каждая личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Сплоченность. Это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. В высокосплоченных группах обычно возникает меньше проблем в общении, и они менее серьезны, чем в других группах. В таких группах меньше непонимания, напряженности, враждебности и недоверия , а производительность труда, качество принимаемых решений выше. Однако в случае, если цели фирмы и высокосплоченной группы не совпадают, это отрицательно скажется на работе фирмы в целом. Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие. Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельной личностью своих взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать сплоченность группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности к команде, поэтому несогласия следует избегать. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача отдельной личности — поддерживать общее мнение при обсуждении какого-либо вопроса, даже при наличии иного убеждения. В результате решения, принятые такой командой, не всегда эффективны: команда старается принять усредненное решение, которое никого не заденет. Конфликтность. Ранее упоминалось, что различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями полезен, он может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны. Причины конфликтов и методы их решения были рассмотрены ранее. Итак, подбор конкретных людей для совместной работы — одна из наиболее сложных задач менеджера. Люди не рождаются с верой, что они должны положить свою жизнь на алтарь фирмы. Заслужив их уважение, хороший лидер превращает группу людей в коллектив, который производит продукцию совместными усилиями. Здесь противодействуют два момента: с одной стороны, люди хотят ощущать себя частью коллектива, что дает им чувство безопасности; с другой стороны, они стремятся сохранять свою индивидуальность, хотят отличаться от других. Персональная ответственность всех членов хорошей команды заключается в том, чтобы создавать атмосферу, в которой потенциал команды может процветать. Ключевой фактор здесь — так называемое поддерживающее развитие, которое может иметь место, если: • есть общее понимание проводимых в жизнь целей; • вносятся позитивные предложения, заслуживающие поддержки; • есть уважение к другим и их идеям. Помешать созданию коллектива может соперничество, основанное на нездоровом честолюбии. Само по себе состязание, соперничество — вполне естественное явление. Честолюбивые сотрудники добиваются внимания, повышения в должности, продвижения по службе. Но соперничеству часто сопутствуют зависть, неприязнь, интриганство. Делу наносится ущерб, если сотрудники соперничают в одиночку, а не как команда. Следует остерегаться следующих симптомов нездорового соперничества: • к запросам других отделов сотрудники относятся небрежно или вовсе их игнорируют; • вы все чаще слышите: «Это не мое дело»; • разговоры в отделе носят характер сплетен и не имеют отношения к работе; • сотрудники мрачные, неприветливые; • тон разговоров недовольный; • посетитель воспринимается как помеха делу, а не как важная составная часть рабочего процесса; • текучесть кадров велика, часты прогулы. Формированию команды способствует наличие у членов группы умения слушать, сопереживать, находить точки соприкосновения, определять общие ценности и интересы; готовности помогать другим; четкости и ясности позиций; стремления уменьшить разброс мнений; открытости, гибкости. Препятствуют формированию команды желание доминировать или постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления; негативные оценки идей других людей и т.п. 3.Основные этапы развития команды изменений Выделяются следующие четыре стадии процесса становления команды: 1) принятие членами группы друг друга. На этой стадии устраняются недоверие, настороженность и отчуждение в отношениях между работниками, появляется готовность сотрудничать; 2) развитие коммуникаций и выработка механизма принятия групповых решений. Расширение и интенсификация коммуникаций, откровенного общения делают группу способной к принятию коллективных решений; 3) формирование групповой солидарности. Эта стадия является 4) стремление к максимизации группового успеха с помощью рационального использования индивидуальных способностей, возможностей и взаимопомощи, обеспечение неформального коллективного контроля за выполнением групповых заданий. Эта стадия характеризуется переносом акцента с межличностной солидарности и поддержки на общее дело. По мере прохождения указанных стадий групповые отношения в команде достигают зрелости, позитивно сказываясь на эффективности труда
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |