Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг процесса изменений




Согласно энциклопедическому определению, мониторинг – это

комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова и др.) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится также мониторинг сейсмических явлений, водных и минеральных ресурсов, численности и видового состава животных и растений и т.д. В службе мониторинга используют физические, химические и биологические методы исследования, авиационную и космическую технику и др. В 1988 году организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП). По другом можно определить более широко как «наблюдение, оценка, и прогноз состояния объекта, формирующегося под воздействием хозяйственной деятельности человека». В экологической среде мониторинг различается по видам: региональный геосистемный (природно-хозяйственный) и локальный биохимический. Таким образом, расширяется сфера применения мониторинга и его использования по отношению к различным другим объектам и процессам, в том числе и к реализации управленческихрешений. Для решения данной задачи важно грамотно найти и определить верные концептуальные ориентиры и сконцентрировать внимание на триединстве функций, присущих мониторингу – наблюдение, оценка, прогноз.

Применительно к конкретным объектам и процессам мониторинг

должна выстраиваться система алгоритмов сбора, систематизации и анализа данных. В зависимости от характера аналитических данных формируется конкретный методический инструментарий.

Различия в методах проведения мониторинга обусловливают

необходимость дифференцированного подхода к построению его информационной базы. Формирование усредненных, косвенных показателей может осуществляться на основе использования вторичной информации, к которой предъявляются следующие требования:

· адекватность поставленным задачам;

· полнота и достоверность;

· корректность методов поиска и обобщения информации;

· доступность;

· периодичность обновления.

Особенностью мониторинга с позиций управленческого цикла

является его взаимосвязь с процедурой контроллинга. Именно она придает последовательности управленческих мероприятий цикличный характер. Контроль является завершающей стадией управленческого цикла. Здесь происходит совмещение двух процедур: собственно контроля и анализа ситуации, дающего начало новому этапу планово-управленческого цикла. Такое совмещение и формирует особый вид управленческой деятельности – контроллинг. Его особенность в том, что он нацелен на перспективу, на поиск путей дальнейшего развития объекта на базе анализа факторов, обусловивших получение тех или иных результатов.

Началом мониторинга и контроля является оценка результатов, а окончанием — анализ факторов, обусловивших их получение и раскрытие причин отклонений фактических показателей от запланированных (в ту или иную сторону).

Чтобы обеспечить процедуре мониторинга достаточную полноту и точ­ность, важна четкая формулировка целей. Поэтому на этапе стратеги­ческого маркетингового планирования целесообразно отдавать пред­почтение количественным целям, более приспособленным для реали­зации контролирующих функций. Четкость и определенность целей должна быть достигнута не только на уровне всей системы предприни­мательства, но и на уровне ее отдельных подразделений, а в ряде слу­чаев и на уровне отдельных работников в зависимости от того, насколь­ко широко используются принципы управления, ориентированные на конечные результаты.

Основными функциями мониторинга являются планируемые показа­тели. Однако в процессе оценки необходимо учитывать и незаплани­рованные (случайные) результаты, которые чаще всего обеспечивают­ся оперативными решениями и характеризуют результативность дея­тельности отдельных подразделений и их способность адекватно реагировать на непредвиденные обстоятельства, зафиксированные в ходе мониторинга.

Для сохранения логики мониторинга важно обеспечить четкую взаимо­связь следующих категорий:

· цели;

· результата;

· измерителя результата;

· оценки;

· выводов.

Среди показателей, оцениваемых в процессе мониторинга и контрол­линга, можно выделить основные и дополнительные.

Основные пока­затели характеризуют степень достижения основной цели, выдвигае­мой в рамках маркетинговой стратегии программы предприниматель­ства. Они формируются под воздействием обоснованных в ходе мониторинга социально-экономических приоритетов и зависят от кон­цептуальных предпринимательских позиций.

Дополнительные показатели характеризуют предпринимательскую деятельность по отдельным конкретным направлениям. Их число, как правило, велико, характер разнообразен, а структура не нуждается в жесткой формализации, так как находится в непосредственной зави­симости от результатов мониторинга.

В состав оцениваемых результирующих характеристик входят, в частности, следующие показатели:

• эффективность (социально-экологическая и социально-экономи­ческая) деятельности предприятия, функционирующего в условиях
конкретного рынка;

• уровень использования маркетингового потенциала;

• уровень рентабельности предприятия;

• эффективность использования внутренних взаимосвязей в предпринимательской среде;

• эффективность использования межрегиональных и межотрасле­вых коммуникаций;

• уровень информационного обеспечения предпринимательских
структур;

• объем доходов, формирующихся на предприятии;

• эффективность конкретных мероприятий в области продвижения
продукции;

• уровень развития организационной культуры; др.

Контроль, как одна из функций управления, решает задачи фикса­ции и измерения полученных результатов. Он является относительно пассивной акцией, не предусматривающей дальнейших стратегических изменений. Мониторинг и контроллинг — это активные, формирующие категории. Они заключаются не только в измерении показателей, но и направлении их на объективную оценку, сопоставление со сложившейся на момент про­ведения контролирующих процедур социально-экономической ситу­ацией, а также на получение соответствующих выводов. Особенное внимание следует уделить вопросам построения алгоритмической базы для оценки полученных результатов. Обоснованная система ал­горитмов и ее успешное использование позволяют формировать целе­сообразные направления предпринимательской деятельности с учетом полученных аналитических выводов.

Конструктивный характер аналитическим процедурам, необходи­мый для проведения мониторинга и контроллинга, обеспечивает группировка выво­дов для каждого из полученных результатов по их временному влия­нию и значимости. Такая группировка особенно важна в тех случаях, когда стратегия маркетинга ориентируется на использование принци­пов и подходов, предлагаемых научным направлением, которое в меж­дународной практике называется «управление по результатам». Оно составляет методологическую базу мониторинга и контроллинга и нацеливает конт­ролирующие процедуры не только на фиксацию результатов, но и на их использование в качестве основы для формирования будущих стра­тегических ориентиров и способов их реализации.

В управлении по результатам и мониторинге и контроллинге можно использовать следующую группировку аналитических выводов:

• по значимости для последующего стратегического планирования;

• по значимости для тактического планирования;

• по предложениям проведения дополнительных мероприятий, ко­торые ранее не планировались.

В процессе мониторинга и контроллинга выявляются и оцениваются факторы, спо­собствовавшие или препятствовавшие получению результатов дея­тельности региональной системы регулирования предприниматель­ства. Такая оценка называется оценкой результата и «силового поля», поскольку при этом рассматриваются как результаты, так и внутрен­ние и внешние силы, повлиявшие на их получение и зачастую сохраняющиеся в будущих периодах. Особую ценность при этом имеют факторы, обусловившие фиксирование случайных результатов. На их основе можно расширить совокупность факторов, требующих уче­та при последующих плановых разработках.

Особенностью контроля по результатам является активность в прове­дении контрольных процедур, которая должна сочетаться с гибким уп­равленческим поведением. Поэтому на стадии контроля целесообразно делать выводы по поводу результативности управленческого поведения, в значительной степени определяющего эффективность деятельности систем регулирования производственно-рыночной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.