КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мониторинг процесса изменений
Согласно энциклопедическому определению, мониторинг – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова и др.) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится также мониторинг сейсмических явлений, водных и минеральных ресурсов, численности и видового состава животных и растений и т.д. В службе мониторинга используют физические, химические и биологические методы исследования, авиационную и космическую технику и др. В 1988 году организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП). По другом можно определить более широко как «наблюдение, оценка, и прогноз состояния объекта, формирующегося под воздействием хозяйственной деятельности человека». В экологической среде мониторинг различается по видам: региональный геосистемный (природно-хозяйственный) и локальный биохимический. Таким образом, расширяется сфера применения мониторинга и его использования по отношению к различным другим объектам и процессам, в том числе и к реализации управленческихрешений. Для решения данной задачи важно грамотно найти и определить верные концептуальные ориентиры и сконцентрировать внимание на триединстве функций, присущих мониторингу – наблюдение, оценка, прогноз. Применительно к конкретным объектам и процессам мониторинг должна выстраиваться система алгоритмов сбора, систематизации и анализа данных. В зависимости от характера аналитических данных формируется конкретный методический инструментарий. Различия в методах проведения мониторинга обусловливают необходимость дифференцированного подхода к построению его информационной базы. Формирование усредненных, косвенных показателей может осуществляться на основе использования вторичной информации, к которой предъявляются следующие требования: · адекватность поставленным задачам; · полнота и достоверность; · корректность методов поиска и обобщения информации; · доступность; · периодичность обновления. Особенностью мониторинга с позиций управленческого цикла является его взаимосвязь с процедурой контроллинга. Именно она придает последовательности управленческих мероприятий цикличный характер. Контроль является завершающей стадией управленческого цикла. Здесь происходит совмещение двух процедур: собственно контроля и анализа ситуации, дающего начало новому этапу планово-управленческого цикла. Такое совмещение и формирует особый вид управленческой деятельности – контроллинг. Его особенность в том, что он нацелен на перспективу, на поиск путей дальнейшего развития объекта на базе анализа факторов, обусловивших получение тех или иных результатов. Началом мониторинга и контроля является оценка результатов, а окончанием — анализ факторов, обусловивших их получение и раскрытие причин отклонений фактических показателей от запланированных (в ту или иную сторону). Чтобы обеспечить процедуре мониторинга достаточную полноту и точность, важна четкая формулировка целей. Поэтому на этапе стратегического маркетингового планирования целесообразно отдавать предпочтение количественным целям, более приспособленным для реализации контролирующих функций. Четкость и определенность целей должна быть достигнута не только на уровне всей системы предпринимательства, но и на уровне ее отдельных подразделений, а в ряде случаев и на уровне отдельных работников в зависимости от того, насколько широко используются принципы управления, ориентированные на конечные результаты. Основными функциями мониторинга являются планируемые показатели. Однако в процессе оценки необходимо учитывать и незапланированные (случайные) результаты, которые чаще всего обеспечиваются оперативными решениями и характеризуют результативность деятельности отдельных подразделений и их способность адекватно реагировать на непредвиденные обстоятельства, зафиксированные в ходе мониторинга. Для сохранения логики мониторинга важно обеспечить четкую взаимосвязь следующих категорий: · цели; · результата; · измерителя результата; · оценки; · выводов. Среди показателей, оцениваемых в процессе мониторинга и контроллинга, можно выделить основные и дополнительные. Основные показатели характеризуют степень достижения основной цели, выдвигаемой в рамках маркетинговой стратегии программы предпринимательства. Они формируются под воздействием обоснованных в ходе мониторинга социально-экономических приоритетов и зависят от концептуальных предпринимательских позиций. Дополнительные показатели характеризуют предпринимательскую деятельность по отдельным конкретным направлениям. Их число, как правило, велико, характер разнообразен, а структура не нуждается в жесткой формализации, так как находится в непосредственной зависимости от результатов мониторинга. В состав оцениваемых результирующих характеристик входят, в частности, следующие показатели: • эффективность (социально-экологическая и социально-экономическая) деятельности предприятия, функционирующего в условиях • уровень использования маркетингового потенциала; • уровень рентабельности предприятия; • эффективность использования внутренних взаимосвязей в предпринимательской среде; • эффективность использования межрегиональных и межотраслевых коммуникаций; • уровень информационного обеспечения предпринимательских • объем доходов, формирующихся на предприятии; • эффективность конкретных мероприятий в области продвижения • уровень развития организационной культуры; др. Контроль, как одна из функций управления, решает задачи фиксации и измерения полученных результатов. Он является относительно пассивной акцией, не предусматривающей дальнейших стратегических изменений. Мониторинг и контроллинг — это активные, формирующие категории. Они заключаются не только в измерении показателей, но и направлении их на объективную оценку, сопоставление со сложившейся на момент проведения контролирующих процедур социально-экономической ситуацией, а также на получение соответствующих выводов. Особенное внимание следует уделить вопросам построения алгоритмической базы для оценки полученных результатов. Обоснованная система алгоритмов и ее успешное использование позволяют формировать целесообразные направления предпринимательской деятельности с учетом полученных аналитических выводов. Конструктивный характер аналитическим процедурам, необходимый для проведения мониторинга и контроллинга, обеспечивает группировка выводов для каждого из полученных результатов по их временному влиянию и значимости. Такая группировка особенно важна в тех случаях, когда стратегия маркетинга ориентируется на использование принципов и подходов, предлагаемых научным направлением, которое в международной практике называется «управление по результатам». Оно составляет методологическую базу мониторинга и контроллинга и нацеливает контролирующие процедуры не только на фиксацию результатов, но и на их использование в качестве основы для формирования будущих стратегических ориентиров и способов их реализации. В управлении по результатам и мониторинге и контроллинге можно использовать следующую группировку аналитических выводов: • по значимости для последующего стратегического планирования; • по значимости для тактического планирования; • по предложениям проведения дополнительных мероприятий, которые ранее не планировались. В процессе мониторинга и контроллинга выявляются и оцениваются факторы, способствовавшие или препятствовавшие получению результатов деятельности региональной системы регулирования предпринимательства. Такая оценка называется оценкой результата и «силового поля», поскольку при этом рассматриваются как результаты, так и внутренние и внешние силы, повлиявшие на их получение и зачастую сохраняющиеся в будущих периодах. Особую ценность при этом имеют факторы, обусловившие фиксирование случайных результатов. На их основе можно расширить совокупность факторов, требующих учета при последующих плановых разработках. Особенностью контроля по результатам является активность в проведении контрольных процедур, которая должна сочетаться с гибким управленческим поведением. Поэтому на стадии контроля целесообразно делать выводы по поводу результативности управленческого поведения, в значительной степени определяющего эффективность деятельности систем регулирования производственно-рыночной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |