КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Методы управления изменениями
Анализ показывает, что управление изменениями может применяться в самых разнообразных ситуациях и иметь самые разные формы осуществления. Важно отметить, что для каждой отдельной организации методы и стратегии управления изменениями индивидуальны. Так, известны случаи, когда в рамках органичного, эволюционного процесса организации развиваются непрерывно, почти незаметно, без всяких внешних эффектов, добиваясь при этом радикальных перемен (примеры тому компании HILTI, BMW, Hewlett-Packard и др.). Полной противоположностью им являются организации, чье развитие неизбежно увязывается с явно выраженными кризисами. Никакие заметные перемены не осуществляются в них без более или менее серьезных потрясений. После завершения очередной «революции» организация вновь вступает в период тревожного затишья. Таким образом, успешность процесса изменений обусловлена рядом факторов. Если работники организации, осознавая решающее значение изменений, всячески способствуют переменам, то создаются благоприятные условия для ее дальнейшего устойчивого функционирования. Важнейшим компонентом адаптации организации к изменчивой окружающей среде является организационное обучение, которое формируется через систему управления знаниями. Это достаточно эффективный способ реструктуризации, поскольку именно обладание знаниями, особенно специфическими, составляет основу конкурентного преимущества каждой организации. Управление знаниями связано с их генерацией (как у отдельных сотрудников, так и у организации в целом), формализацией и сохранением, распространением, координацией и контролем. В последние годы организационный дизайн приобретает все большее распространение. Задача управленческой деятельности, связанной с организационным дизайном, заключается в исследовании соотношений различных конфигураций структур, процессов и технологий выбранным организационным величинам на выходе, определяющим организационную эффективность в целом. В управленческой науке понятие «организационный дизайн» используется для характеристики механизма функционирования организации как целостной системы, отличающейся повышенной сложностью, а на практике — это возможность посмотреть на свой бизнес «со стороны», увидеть, где, что и в каком объеме необходимо изменить, а может, и ликвидировать. На сущность организационного дизайна сформировалось несколько позиций: 1) отождествление организационного дизайна с организационным проектированием; 2) понимание организационного дизайна как установления разделения труда между организационными единицами, отождествление его с процессом департаментализации, когда в ее основу может быть положен: процесс, функции, клиентура, территория; 3) отождествление организационного дизайна с процессом создания формальной структуры организации. С точки зрения социологии организационный дизайн трактуется как: 1) рационализация процессов самоорганизации социальной жизни для достижения более высокого эффекта организованности; 2) способ формирования организованных сил, направленных на изменение совокупности общественных отношений; 3) способ самоорганизации людей, соотношение и сочетание с самоорганизацией сознания и воли, чтобы соответствовать потребностям того общества, в котором они живут, быть востребованными со стороны этого общества. Сочетая разные подходы, можно заключить, что организационный дизайн предполагает разработку, конструирование и эстетическое (имиджевое) оформление организации на основе соблюдения правильных пропорций, внутренней слаженности и гармонии (закона «композиции-пропорциональности)». По мере того как функционирует, развивается организация, проходит различные стадии своего жизненного цикла, возникает необходимость в организационном редизайне. Организационный редизайн является важнейшим элементом организационного трансформирования, цель которого — проектирование модели организации, формирующейся посредством переосмысления и адаптации: ключевых компетенций, рыночной ориентации, продуктовой специализации, уровня кооперации, организационного построения. Организационная трансформация направлена на системные преобразования структуры, процессов, отношений, культуры и позволяет добиться коренного обновления и совершенствования компании. Основы организационного дизайна заложены Г. Минцбергом. По его мнению, организационный дизайн близок к организационному проектированию. Организационное проектирование представляет собой функцию организации, состоящую в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой, проектируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности. Дизайнер организации обязан в правильных пропорциях совмещать, помимо многих других компонентов, долгосрочное планирование, обогащение процесса труда и матричную структуру. Элементы структуры следует объединить таким образом, чтобы достигались внутренняя слаженность, или гармония, и соответствие организационной ситуации — размеру организации, ее возрасту, типу внешней среды, в которой она функционирует, используемой технической, производственной и управленческой системе. Все эти ситуационные факторы на практике являются предметом не менее строгого «выбора», чем сами элементы структуры. Для создания эффективной структуры отношений и связей в организации (конфигурации) следует особым образом группировать параметры дизайна и ситуационные факторы (составные части). Организация, с данной позиции, состоит из пяти составных частей: операционное ядро, стратегическая вершина, управленческое звено, техноструктура, вспомогательная часть. Основу организации составляют операторы — люди, выполняющие базовую работу по производству продуктов и предоставлению услуг. Они образуют операционное ядро. Операторы выполняют четыре основные функции: 1) обеспечивают исходную базу производства; 2) трансформируют исходные материалы в готовую продукцию; 3) распределяют продукцию; 4) оказывают прямую поддержку обеспечению исходных условий, трансформации и распределению результата. Операционное ядро — сердце любой организации, та часть, где создается основная продукция, благодаря которой она существует. Но любые организации, за исключением самых маленьких, нуждаются еще и в административном компоненте, который включает в себя стратегическую вершину, срединную линию и техноструктуру. По сравнению с другими частями организации работа операционного ядра стандартизируется в наивысшей степени, что позволяет предотвратить внешнее вмешательство в рабочий процесс. С развитием организации и все более усиливающимся разделением труда у операторов возникает потребность в прямом контроле. Появляется необходимость в человеке, который взял бы на себя руководство операторами. Стратегическая вершина иначе называется стратегическим апексом. К ней принадлежат люди, несущие всю полноту ответственности за организацию, — главное административное лицо или любые другие менеджеры высшего уровня, осуществляющие общее руководство. Здесь же находятся и те лица, которые оказывают непосредственную помощь высшим руководителям, — их секретари, помощники, референты, доверенные лица. В некоторых организациях в стратегический апекс входит исполнительный комитет, обладающий глобальными полномочиями; в других — главный исполнительный орган: руководитель и основные его заместители, курирующие свой блок вопросов в рамках общего управления. В функции стратегической вершины входит обеспечение эффективного выполнения организацией ее основного предназначения (миссии), а также обслуживание потребностей заинтересованных лиц. Стратегический уровень управления имеет три круга обязанностей. Во-первых, это прямой контроль. Менеджеры стратегической вершины совместно с управленцами срединной линии влияют на организацию в пределах установленного механизма координации: распределяют ресурсы, отдают распоряжения, санкционируют решения, разрешают конфликты, структурируют организацию и осуществляют подбор кадров, наблюдают за работой персонала, мотивируют и поощряют его. Второй круг обязанностей заключается в управлении пограничными условиями деятельности организации и ее взаимоотношениями с внешней средой. Важными задачами менеджеров стратегического уровня являются информирование влиятельных субъектов внешней среды о деятельности организации, установление в интересах организации контактов с должностными лицами и получение от них ценной информации, переговоры с внешними заинтересованными группами, осуществление представительских функций. Третий круг обязанностей связан с разработкой и контролем реализации стратегии развития организации. Стратегия рассматривается как связующее звено между организацией и внешней средой, поэтому формирование стратегии предполагает оценку влияния внешней среды и разработку организационных решений, отвечающих ее требованиям. Стратегическая вершина представляет наиболее широкую и абстрактную область организации. Работа на высшем уровне обычно характеризуется повышенным динамизмом, минимумом повторяемости и стандартизации, значительной свободой действий и относительно длительными циклами принятия решений. Координация действий самих менеджеров стратегической вершины лучше всего достигается с помощью взаимного согласования, конструктивного командного сотрудничества. Усложнение организации влечет за собой и дальнейшее расширение штата менеджеров — не только начальников над операторами, но и руководителей над начальниками подразделений. Образуется срединная линия — административное (управленческое) звено, иерархия промежуточных полномочий между операционным ядром и стратегической вершиной. Менеджеры формируют специфический тип разделения труда — административный — между теми, кто непосредственно занят в основном процессе труда, и теми, кто его регулирует исходя из объема предоставленных полномочий. Стратегическая вершина и операционное ядро соединяют цепь менеджеров срединной линии, наделенных формальными полномочиями. Цепочка тянется от высших руководителей к супервайзерам первого уровня (например, начальникам бюро, секторов и т.п.), находящимся непосредственно над подчиненными им операторами, и реализует механизм координации в виде прямого контроля. Количество «звеньев» в цепочке менеджеров срединной линии зависит от особенностей организации и масштабов ее деятельности, а также от того, в какой мере она использует прямой контроль как средство координации. Теоретически контролировать деятельность всех операторов способен один руководитель — главный менеджер стратегического апекса, однако на практике данный вид контроля требует непосредственного личного контакта между менеджером и оператором, поэтому один управленец в основном контролирует ограниченное число операторов, т.е. существует норма «охвата контролем». Менеджер срединной линии в данной иерархии выполняет задачи, требующие осуществления прямого контроля как вверх, так и вниз по линиям управления. В процессе «обратной связи» он собирает информацию об эффективности деятельности подконтрольной организационной единицы и передает часть обобщенных сведений наверх, руководителям вышележащего уровня управления. Таким образом, менеджеры срединной линии выступают посредниками в потоке подготовки и принятия решений. Менеджеру срединной линии «спускается» определенный объем ресурсов, которые он должен распределить в своем подразделении, информация о правилах и планах, которые необходимо разработать, проекты, предложенные для реализации в поставленные сроки. Каждый менеджер срединной ли-нии поддерживает контакты с другими управленцами, аналитиками, экспертами, сотрудниками аппарата, независимыми специалистами. Кроме того, менеджеры среднего звена непосредственно участвуют в разработке стратегии подразделения, которая определяет общую организационную стратегию. Последующее усложнение организации требует введения такого средства координации деятельности, как стандартизация, за которую ответственна группу сотрудников-аналитиков. Они не принимают непосредственного участия в операционном рабочем потоке, но проектируют его, планируют время, модифицируют процессы, обучают задействованных в них людей. Сотрудники-аналитики также наделяются административными функциями, но особого рода (аппаратными или штабными). Аналитики образуют так называемую техноструктуру, расположенную за пределами иерархии линейных полномочий. Фактически в результате появления аналитиков и замены прямого контроля на стандартизацию (процесса, известного как «институционализация» управленческого труда) контроль менеджеров над операторами ослабляется аналогично замене взаиморегулирования прямым контролем, который сократил контроль операторов над собственной деятельностью. Технострухтура эффективна в ситуациях, когда использование аналитических инструментов способствует повышению производительности труда других работников. В развитой организации техноструктура может использоваться на всех уровнях иерархии. На нижних уровнях производства аналитики стандартизируют текущий рабочий поток, составляя производственные программы, выполняя методико-временной анализ работы операторов и разрабатывая системы контроля качества. На среднем уровне они занимаются стандартизацией интеллектуальной деятельности организации, например обучая менеджеров среднего звена, и проводят работы по решению информационных задач. По поручению руководителей высшего уровня аналитики разрабатывают системы стратегического планирования и финансового контроля над выполнением целей, поставленных перед основными производственными подразделениями. Развитие организации обычно сопровождается созданием различных подразделений, занимающихся не стандартизацией, а дополнительным обслуживанием организации. Это организационные единицы, обеспечивающие делопроизводство, правовое сопровождение, связи с общественностью. Сотрудников данных подразделений называются вспомогательным персоналом, а данную часть организации — вспомогательной. Вспомогательные единицы существуют на разных уровнях управления, их местоположение зависит от востребованности. В большинстве производственных компаний отделы по связям с общественностью и юридический располагаются ближе к вершине, поскольку обычно они обслуживают непосредственно стратегический апекс. На среднем уровне находятся единицы, поддерживающие принимаемые там решения, например о трудовых отношениях, ценообразовании и экономическом планировании, НИОКР, продвижении продукции. На нижнем уровне расположены единицы с более стандартизированными процессами, близкими к деятельности операционного ядра, которые ответственны за питание, охрану, канцелярию. Поскольку для многих вспомогательных единиц характерна узкая специализация, определяющим механизмом координации их действий считается стандартизация квалификации. Рассмотренные элементы организации оцениваются, после чего оформляется решение о наиболее рациональном типе организационной структуры в данной ситуации. Дизайн организационной структуры имеет выраженное «поведенческое» направление. Структура состоит из субъектно-предметных и субъектно-субъектных отношений, независимо от присутствия формализованных или неформализованных связей. Существенная роль организационных отношений заключается в обеспечении целостности любого образования: группы или предприятия. Сущностью категории «организационное отношение» является зависимость между субъектами, которая выступает средством их объединения для реализации общей цели, а также обеспечения динамичного согласованного во времени и пространстве взаимодействия. Данная зависимость на практике реализуется различными методами. Функциональное назначение организационных отношений — обеспечение согласованного взаимодействия по вертикали и горизонтали между производственными, управленческими звеньями и отдельными исполнителями. По мере изменения ситуации в компании методы формирования организационных отношений могут видоизменяться. Создание механизма взаимозависимости субъектов организационных отношений не ограничивается способами только административно-властного подчинения и экономическими методами. Кроме того, существенный элемент в этом механизме — социально-психологическое единство всех участников организационных отношений и закрепление единых социально-психологических установок в корпоративной культуре. Установки отражают социальную направленность действий, отношение персонала к качеству работы, поощрение инициативы и творчества, другие долговременные факторы роста эффективности организаций. 1.Организационные отношения можно классифицировать по различным основаниям. Исходя из количественной оценки организационных отношений по числу участвующих в них субъектов — двухсубъектные и многосубъектные. Двухсубъектные отношения являются простейшим видом взаимодействия субъектов. Многосубъектные отношения, или сложные, рассматриваются как основной вид отношений, которые функционируют в обществе. В динамичных условиях рынка, когда большое значение придается углублению интеграционных процессов, многосубъектные отношения развиваются не только в плане расширения сферы действия и увеличения числа взаимодействующих сторон, но и за счет использования новых методов в ходе осуществления совместной предпринимательской деятельности на равноправной деловой основе. 2.В зависимости от целей формирования и продолжительности взаимодействия субъектов совместной деятельности организационные отношения могут быть временные или относительно постоянные. В современной практике становятся все более распространенными временные организационные отношения, которые отражают мобильность экономической жизни общества. Форма проявления временных организационных отношений может быть различна — программно-целевые рабочие группы, временные творческие коллективы для решения актуальных задач, контрактные (договорные) формы закрепления совместной деятельности. В зависимости от формы выражения соподчиненности субъектов организационных отношений выделяют двойное подчинение при двух субъектах и подчинение только одному субъекту по поводу определенных сфер деятельности. Двойное подчинение более характерно при матричной или дивизиональной организационной структуре управления. При наличии матричной структуры управления персонал функциональных подразделений обязан дополнительно выполнять распоряжения руководителей отдельных проектов или специальных советов, штабов. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а начальники функциональных подразделений несут ответственность за своевременное выполнение поставленных перед исполнителями задач. Дивизиональный принцип формирования структуры управления предполагает деление организации по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. При такой структуре производством и продвижением на рынок продукта или услуги управляет один руководитель, ответственный за данный тип продукции, а руководители вторичных функциональных служб — производственной, технической, сбыта — должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. Потенциальный недостаток дивизиональной структуры заключается в увеличении затрат из-за дублирования одних и тех же видов управленческих работ. Алгоритм формирования организационных отношений и связей в системах управления включает ряд следующих последовательных действий: 1) постановка конкретных целей функционирования организационных отношений; 2) определение сферы действия организационных отношений; 3) обоснование и разработка системы интересов субъектов совместной деятельности; 4) определение статуса участников совместной деятельности; 5) формирование качеств, которыми должны обладать субъекты совместной деятельности, и осуществление их подбора в соответствии с этими качествами; 6) наделение субъектов организационных отношений полномочиями по управлению в рамках действующего законодательства; 7) обоснование характера зависимости между субъектами в процессе осуществления совместной деятельности, который должен обеспечить реализацию их интересов; 8) уточнение и закрепление в соответствующих документах (положениях, договорах, контрактах) конкретной формы зависимости между участниками совместной деятельности; 9) выработка требований к участникам совместной деятельности, невыполнение которых является условием прекращения организационных отношений; 10) делегирование субъектами организационного отношения Немаловажное содержание дизайна заключается и в разработке локальных норм, проектировании новых нормативов отношений и формального поведения или пересмотре имеющихся в зависимости от поставленных целей и стратегии развития организации. Методы формализации имеют большое значение, они документально закрепляют отношения и требуемое поведение организации. В то же время формализация содержит противоположную тенденцию — «дефор-мализацию»: освобождение от существующих жестких формальных рамок некоторых организационных видов. Подобная формализация проявляется при децентрализации руководства, делегировании части полномочий на нижние уровни управления, коммуникативном управлении. Делегирование носит комплексный характер и является одной из значимых, но достаточно сложных компетенций руководителя. При практичном подходе управленческие задачи анализируются с точки зрения трех категорий: «необходимо делегировать», «можно делегировать» и «нельзя делегировать». Нужно делегировать: • простые задачи технического (вспомогательного характера); • рутинную (простую, однотипную работу); • подготовительную работу; • узкоспециализированные экспертные задачи, в которых сотрудник разбирается значительно лучше; • задачи, которые другие могут выполнить быстрее и экономичнее; • любые несрочные задачи, которые сотрудник может качественно решить. Можно делегировать: • представительские функции в некоторых ситуациях; • частные задачи, требующие уникальных качеств (квалификации, опыта) сотрудника; • обучающие задачи, требующие приемлемых затрат на обучение и инструктаж сотрудника; • комплексные задачи, имеющие невысокую степень риска. • стратегические функции руководителя по определению целей, задач, стратегии, критериев и требований организационного поведения; • масштабные финансовые вопросы; • кадровые перемещения; • управленческие решения по результатам контроля (поощрение и наказание); • задачи особой важности, срочности, высокой степени риска; • вопросы безопасности и задачи конфиденциального характера. традиционной бюрократической структуры. Она плохо «работает» в условиях организационных изменений, когда часто приходится использовать перераспределение ролей, функций, информационных потоков, коммуникаций. Более целесообразна в данном случае перевернутая пирамида. Перевернутая пирамида с течением времени все больше расплющивается и может принимать контуры плоской сетевой структуры. Но спешить с переворачиванием организационной пирамиды не стоит, это может оказаться небезопасным (особенно в случае неподготовленной организации). На процесс подобной радикальной трансформации могут уйти годы, революционные преобразования должны идти постепенно, эволюционным путем. Некоторые отличительные особенности традиционной и перевернутой организации отражены в табл. 5.
Таблица 5 Сравнительная характеристика традиционной и перевернутой организации (пирамиды)
Для деловых организаций проектирование и реконструкция (перепроектирование) организационной структуры не всех ее уровнях — это постоянный процесс. Наиболее целесообразно в условиях сложных изменений использовать методологию организационного дизайна, позволяющего сбалансировать, согласовать задачи, структуру, процессы, технологии, ресурсы, культуру, стимулы и исходя из этого добиться четкого распределения полномочий и ответственности между уровнями, обеспечить согласованность целей каждого работника с целями организации, выявить необходимый уровень мотивации сотрудников по достижению своих целей, существенно снизить зависимость организации от поведения отдельных сотрудников, гибко реагировать на изменения среды, что позволит добиться повышения результативности и эффективности деятельности организации.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |