Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индикаторные методы




Методы этой группы пытаются дать оценку различным индексам и индикаторам, влияющим на величину интеллектуального капитала. Особо следует отметить, что оценки в денежной форме при этом не осуществляется. Наиболее известными индикаторными методами являются:

· навигатор Scandia;

· индекс интеллектуального капитала;

· монитор нематериальных активов К.Э. Свейби;

· сбалансированная система показателей.

 

Навигатор Sсandia

Scandia — шведская страховая и финансовая группа. Компания начала готовить специальное дополнение к годовому финансовому отчету под названием «Visualizing Intellectual Capital in Scandia» в 1994 г. и публиковала его вплоть до 2003 г. С точки зрения Sсandia структура капитала организации для целей оценки может быть представлена в следующем виде (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Структура капитала организации с точки зрения Sсandia

 

Исходя из приведённой структуры, в Scandia был создан так называемый «навигатор Skandia» - Scandia Navigator, концептуальная модель которого представлена на рис. 7.3.

Рис.7.3. Концептуальная модель навигатора Scandia

 

Человеческий капитал стоит в центре навигатора, что отражает его ключевую роль в организации. Описание остальных областей представлено ниже.

1. Финансы. Традиционные финансовые показатели (сумма активов, отношение доходов к активам, рыночная стоимость).

2. Клиенты. Данные об удовлетворении клиентов и росте различных направлений.

3. Процессы. Сведения об эффективности, ключевых показателях выхода на одного работника.

4. Обновление и развитие. Данная категория делает акцент на перспективах и внутренних возможностях будущего роста.

Основные показатели Scandia представлены в таблице 7.3.

Таблица 7.3

Основные показатели Scandia

Финансы   Доход / Кол-во сотрудников ($) Доход от новых покупателей / Доход (%) Прибыль от новых операций ($)
Клиенты   Потрачено дней на посещение покупателей (дни) Отношение проданных контрактов к закрытым контрактам ($) Получено покупателей / Потеряно покупателей (%)
Процессы ПК / Кол-во сотрудников (шт./человек) ИТ емкость — мощность процессоров (тактовая частота) Время обработки (часы)
Обновление и развитие Индекс удовлетворенности сотрудников (%) Затраты на обучение / Административные затраты (%) Средний возраст патентов (мес, годы)
Люди Число менеджеров с высоким уровнем образования (человек) Текучесть кадров (%)

 

В навигатор Scandia входят 91 новых ИК-индикатора и 73 традиционных, которые включают абсолютные, денежные показатели и результаты опросов. Денежные показатели комбинируются с использование детерминированных весов для получения общей стоимости ИК организации (С). Относительные показатели, которые считаются оценками неполноты, агрегируются в коэффициент эффективности ИК (I). Организационный ИК представляет собой произведение С на I.

К достоинствам предложенного подхода можно отнести то, что:

· это одна из первых систематических попыток создания таксономии оценки ИК;

· особое внимание уделено клиентскому капиталу;

· обеспечивается широкое покрытие различных аспектов организационной структуры и бизнес-процессов.

В качестве недостатков можно выделить следующее:

· многие индикаторы могут иметь альтернативную интерпретацию для отдельной организации;

· используется балансовый подход, не учитываются динамические потоки внутри организации;

· конструкты структурного капитала являются не совсем логичными (к примеру, общее число ПК в организации);

· часть индикаторов пересекается и оценивает одни и те же аспекты деятельности;

· большое количество используемых индикаторов осложняет действительное использование модели на практике.

 

Монитор нематериальных активов К.Э. Свейби.

Монитор нематериальных активов оперирует тремя категориями:

· компетенцией людей,

· внешней структурой,

· внутренней, структурой.

Компетенция людей. Эта категория охватывает способность людей действовать ради создания прибыли в различных ситуациях. Такие способности включают в себя ценности, опыт, социальные навыки и базовое образование.

Внешняя структура. Она состоит из того, как организация выглядит извне, сюда относятся торговые марки, названия брэндов и имидж. Внешняя структура также включает отношения с клиентами, поставщиками и партнерами.

Внутренняя структура. Она включает в себя базы данных, процессы, модели и документацию. Такие формы интеллектуальной собственности, как патенты и секретные технологии.

 

Далее определяются три характеристики каждого элемента.

· Рост и обновление. Как данный актив растет и обновляется?

· Эффективность и использование. Насколько хорошо используется данный актив?

· Стабильность. Несколько стабилен данный актив? Существует ли риск его потери?

Приведем примернекоторых типичных показателей, используемых в мониторе нематериальных активов (табл. 7.4).

 

Таблица 7.4

Показатели монитора нематериальных активов

  Компетенция людей Внешняя структура Внутренняя структура
Рост / обновление Число лет обучения Рост доли рынка Инвестиции в исследования
Эффективность Добавленная стоимость на сотрудника Прибыль с клиента Процент обслуживающего персонала
Стабильность Текучесть профессиональных кадров Повтор заказов Текучесть обслуживающего персонала

К достоинствам монитора нематериальных активов можно отнести:

· привязку к стратегическим целям и задачам организации (управление и оценка ИК рассматривается как интегрированный процесс повышения эффективности деятельности);

· некоторую эмпирическую поддержку и апробацию: шведская компания Celemi в течение нескольких лет отслеживала и оценивала ИК по данной методологии.

 

Недостатками модели являются:

· отсутствие схемы материальной мотивации в модели;

· сложность и значительные затраты на внедрение модели;

· сильная связь фундаментальных основ модели с корпоративной культурой организации;

· субъективность выбора индикаторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.