Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творительный падеж




Дательный падеж.

Передай привет сестре и брату,
Матери гостинец отвези.

Имена существительные в дательном падеже бывают в предложении второстепенными членами и отвечают на вопросы: кому? или чему? Они обозначают предмет, для которого производится действие. Купили молока (кому?) ребёнку. Я подарил (кому?) товарищу книгу.

Упражнение 228. Прочитайте и укажите, в каком падеже стоят выделенные существительные.

1. У стен кремлёвских запели трубы,
Столице славу горнист поет.
2. Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
3. Говорит старику старуха:
„Воротись, поклонися рыбке ".

Упражнение 229. Спишите предложения и подчеркните в них существительные в дательном падеже.

1. Шире дорогу свету и знанью! 2. Нашим заводам и нивам широким хозяин — народ. 3. Рады мы проказам матушки-зимы. 4. Конец — делу венец. 5. Делу — время, а потехе — час. 6. Чужой беде не смейся, голубок! 7. Хлопот мартышке полон рот. 8. Птица рада весне, а дитя — матери. 9. Скажем, братцы, спасибо науке, что даёт она крылья уму. 10. Слава Родине великой и её народам!

Имена существительные в дательном падеже употребляются с предлогами: к и по — для обозначения предмета, к которому направлено действие (к кому? к чему? куда?) или по которому оно совершается (по чему? где?)

Упражнение 230. При списывании подчеркните предлоги, которые употребляются с именами существительными в дательном падеже.

1. Мальчик идёт к отцу. 2. Брат поехал к сестре. 3. Стадо подошло к реке. 4. По дороге ехал грузовик. б. Ребята разбрелись по лесу. 6. Рассыпался горох по полу. 7. По пашне важно разгуливал грач. 8. Дождь стучал по крыше.

Упражнение 231. Придумайте и запишите предложения, где были бы существительные с предлогами:

к брату, к матери, к весне, к берегу, по снегу, к посеву, по деревне, по полю, по дорогам.

Упражнение 232. Придумайте и запишите несколько предложений, чтобы получился рассказ „Летом на реке".
В свои предложения вставьте слова:

по дороге, к реке, по берегам, по воде, к лесу, по обрыву, по камням, к берегу.

Дом построен плотниками.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Мы идём и поём и флажками машем.
Весна красна цветами, а осень — плодами.

Имена существительные в творительном падеже бывают в предложении второстепенными членами и отвечают на вопросы: кем? чем? На вопрос чем? творительный падеж обозначает предмет, которым производится действие.

Припомните и скажите: что чем делают?

Рубят топором, пилят пилой, строгают...

Упражнение 233. Спишите примеры и подчеркните существительные в творительном падеже вместе со словом, обозначающим действие предмета.

1. Старик ловил неводом рыбу. 2. Журавли взмахнули крыльями и понеслись к югу, 3. Мы копали землю лопатой. 4. В нашем колхозе пашут трактором. 5. Сколько птичьих гнёзд заденут косари косою! 6. Мы оттолкнули лодку шестом. 7. Сеня хорошо правил веслом. 8. Рыбка вильнула хвостом и ушла в глубину.

Упражнение 234. I. Ответьте одним словом: кто кем хотел бы быть?
II. Ответьте письменно на вопросы, употребляя в ответах однородные члены предложения (существительные).

Ч е м богат наш край? Ч е м богата наша страна?

Упражнение 235. Спишите предложения и подчеркните в них существительные в творительном падеже.

1. Мы вырастем бойцами и героями для нашей славной, радостной страны. 2. Сурово метелица выла и снегом кидала в окно. 3. Сосны вершинами машут приветно. 4. Ласточка задела крылом воду. 5. Урал богат железом. 6. Солнечная жара сменилась прохладой. 7. Брат работает трактористом.

Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами над, под, за для обозначения места (на вопрос где?).

Упражнение 236. Прочитайте примеры и укажите, какие предлоги употребляются с существительными в творительном падеже.

1. Самолёт летел над городом, 2. За городом виднелись горы. 3. Под мостом была привязана лодка. 4. За рекой виднелся лес. 5. Над болотом стелется туман. 6. Солнце скрылось за горизонтом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.