Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложный падеж




Ученики сидят в классе.
На стене висит карта.
Учитель рассказывает о Родине.

Имена существительные в предложном падеже бывают в предложении второстепенными членами и отвечают на вопросы: о ком? о чём? в ком? в чём? на ком? на чём? где? Предложный падеж никогда не бывает без предлога, — потому он так и называется.

Упражнение 237. Спишите примеры и подчеркните в них имена существительные в предложном падеже.

Мы в книге прочитали рассказы о партизанах. Партизаны прятались в лесах. Они подстерегали немцев на дорогах и уничтожали их. Зимой партизаны передвигались на лыжах.

С предлогом о (об) имена существительные в предложном падеже обозначают предмет, о котором говорится (о ком? о чём?), а с предлогами в и на — обозначают место, где совершалось действие (в чём? на чём? где?).

Упражнение 238. Сравните выделенные имена существительные в левом и правом столбиках: какие тут падежи и какая разница в значении одинаковых слов?

Дети идут в школу. Колхозники идут в поле. Я положил книгу на стол. Дети учатся в школе. Колхозники работают в поле. Книга лежит на столе.

 

Когда существительное с предлогом в или на обозначает место, куда направлено действие, то оно стоит ввинительном падеже: Прибежали в избу дети. Когда же существительное с предлогом в или на обозначает место, где происходит действие, то оно стоит в предложном падеже: С бабушкой родною хорошо в избе.

Упражнение 239. Спишите и обозначьте падеж каждого выделенного существительного; перед существительным ставьте вопросы.

вин. предл.
Дети прибежали (куда?) в сад и сели (где?) в саду на скамейку.
Углекопы спускаются в шахту. В шахте идёт горячая работа.
Рыбаки сели в лодку. В лодке лежали рыболовные сети.
Иду в лес. Гуляю в лесу.
Еду в деревню к дедушке. Хорошо жить в деревне.
Рыбаки вытащили сети на песок. На песке затрепетали окуни, линьки.

Упражнение 240. Объясните различие в употреблении предлога на в данных примерах.

Голубь сел на крышу. На крыше сидят воробьи.
Положи книгу на парту. Книга лежит на парте.
Дети бегут на речку. На речке ледоход.
Сижу на скамейке. Сяду на скамейку.

Упражнение 241. Спишите стихи и подчеркните существительные с предлогом в, стоящие в винительном падеже, одной чертой, а в предложном — двумя.

Птички замолкли в саду. В доме всё стихло давно.
Рыбки уснули в пруду. В комнате, в кухне темно.
Тихо в природе всё спит, В небе зажглись уж огни.
Месяц в окошко глядит. Спи, моя радость, усни!

Упражнение 242. Спишите предложения и подчеркните и них винительный падеж существительных одной чертой, а предложный падеж — двумя чертами.

1. Мы будем первыми в бою, в строю, в труде. 2. Луна льёт на землю бледный свет. 3. На солнце тёмный лес зардел. 4. На траве, на земле, на цветке, на стебле — всюду пенье и свист. 5. Рыбаки развели на берегу костёр. 6. В синем небе заря занимается. 7. Женщины моют бельё на речке. 8. Дети бегут на речку купаться. 9. На небе сверкают дальние зарницы. 10. В пруду квакают лягушки. 11. В нашей школе хорошая библиотека.

Упражнение 243. Спишите предложения и подчеркните существительные в предложном падеже.

1. Дети играли в беседке. 2. На площади стоял милиционер. 3. Пчёлы живут в улье. 4. При солнышке тепло, при матери добро. 5. В лагере мы играли в футбол. 6. Нина умеет играть на скрипке.7. На зелёной ветке птичка распевала. 8. Мы читали сказку о лисе. 9. В деревне построили просторную новую школу. 10. Я ехал верхом на лошади. 11. В поле гудит трактор. 12.На снегу показались первые проталинки.

Упражнение 244. Прочитайте рассказ и письменно ответьте на вопросы.

ПРО ИГНАШУ.

Игнаше минуло одиннадцать лет. Он отлично учится в школе, много читает и в большой дружбе с школьными товарищами.
Он уже полезный член в семье. Помочь ли матери около дома, поработать ли в огороде и в саду, встретить ли вечером из стада овец и Бурёнку — всё исполняет Игнаша охотно и беспрекословно.
В свободное время отправляется Игнаша в лес или путешествует через болота и овражки. Нередко лёгкая лодочка уносит его к мельнице, километра за два от деревни. Игнаша легко владеет вёслами. Ему знакомы все окрестности вблизи деревни. Он знает, где растут самые лучшие грибы, смородина и орехи. Знает, где на болоте самая крупная клюква. Он мастер отыскивать диких пчёл. Знает отличные места для уженья рыбы. Подолгу засиживается Игнаша у муравейника и наблюдает, как хлопочут муравьи. Видел он, как весною прилетают грачи, скворцы и жаворонки, как осенью с полей поднимаются журавлиные стаи. Игнаша многое знает: он изучает природу.

Ответьте:
1. Где работает Игнаша (перечислите все места, где он работает)?
2. Куда ходит Игнаша в свободное время?
3. Что собирает он в лесу и на болоте?

Упражнение 245. Выпишите из рассказа „Про Игнашу" cуществительные с предлогами и определите их падеж.

27. Повторительные упражнения
на все падежи существительных.

Упражнение 246. Спишите стихотворение и подчеркните имена существительные в предложном падеже.

Открываем календарь— Снег на крыше, на крылечке,
Начинается январь. Солнце в небе голубом.
И январе, в январе В нашем доме топят печки,
Много снегу на дворе. В небо дым идёт столбом,

С. Маршак

Упражнение 247. Спишите статью „Весна" и подчеркните существительные с предлогами; обозначьте над ними падеж.

ВЕСНА.

и. п. в. п.
Солнце ярко светит и сильно греет землю. На проталинках уже зеленеет травка. Везде бегут ручьи. Над рекой по утрам стелется туман. В роще кричат грачи. Звенит в лазури песня жаворонка. На сирени и яблоне набухли почки. На берёзе и орешнике висят серёжки. Начались работы в полях, садах и огородах.

Упражнение 248. Спишите, вставляя пропущенные существительные; определите их падеж; устно укажите, с каким словом связано по смыслу каждое существительное.

Ярко светило.... Вдруг подул....Вдали загремел.... Надвинулась тёмная.... Упали первые капли.... Блеснула ослепительная.... Раздался сильный удар.... Полил крупный.... На улице появились.... С пригорков побежали....
Но вот... пронеслась,... перестал, снова засияло..., и разноцветная... показалась на небе. На листьях деревьев блестели капли....

Упражнение 249. Прочитайте рассказ. Назовите в нём все имена существительные; укажите, с каким другим словом связано по смыслу каждое существительное, на какой вопрос оно отвечает и в каком падеже стоит.

ВОЛЧЬЯ ДОЛЯ.

Зима. Снег лежит на полях и в оврагах. Всё живое спряталось в норы. Ходит по полям только волк бесприютный. Тяжела волчья доля, голодает серый бродяга. От холода волчьи зубы стучат, шерсть ощетинилась, глаза ярко горят.
Идёт волк к деревне. Хорошо бы поживиться овечьим или бараньим мясом.
Услыхали собаки, что к деревне волк подбирается, залаяли звонко. От лая проснулись мужики, вышли из хат.
Побрёл голодный волк от деревни, залёг в овраг, завыл.

Упражнение 250. Такое же задание, как в упражнении 249.

Долго мы ехали по степи. Наконец, увидал я войлочные юрты. Над ними поднимались струйки дыма. Большие злые собаки бросились нам навстречу. Из одной юрты вышла хозяйка и отогнала их. Скоро мы сидели в прохладной юрте на войлоке и пили кумыс.

Упражнение 251. Спишите стихотворение и подчеркните в нём имена существительные в творительном падеже.

КРЕМЛЬ.

Блеском солнца омыт, Над рекой на холмах
Позолотой покрыт,— Возвышается он,
За зубчатой стеной Нестареющий сын
Кремль московский стоит. Стародавних времён.

До седых облаков
Достаёт головой.
Он — свидетель веков,
Что прошли над Москвой,

А. Жаров.

Упражнение 252. Выпишите сначала предложения, в которых существительные поставлены в винительном падеже, а потом предложения с существительными, поставленными в родительном падеже.

1. Вода затопила низину. 2. Я жду брата. 3. В окно светит солнце. 4. Дым застилал нам глаза, 5. Мельничиха принесла нам молока и хлеба. 6. Река тихо катила свои воды. 7. Полуночное солнце осветило тундру. 8. Деревья заслонили небо. 9. На дне оврага блестит ручеёк. 10. Отец пошёл осматривать квартиру. 11. Мы остановились у опушки леса. 12. Принесите воды. 13. Ночь окутала землю. 14. Люблю я край родной. 15. Птички солнышка ждут, птички песни поют.

Упражнение 253. Прочитайте стихотворение „ Родина". Как рисуется здесь природа родной страны? Выберите из стихотворения существительные в винительном падеже.

РОДИНА.

Вижу чудное приволье, Вижу горы-исполины,
Вижу нивы и поля: Вижу реки и моря:
Это — русское раздолье, Это — русские картины,
Это — русская земля! Это — Родина моя!
Слышу пенье жаворонка, Это — русская сторонка,
Слышу трели соловья: Это — Родина моя!

Упражнение 254. Спишите текст и обозначьте падежи выделенных слов одной буквой над ними; устно укажите, с каким словом связано по смыслу каждое выделенное слово.

Легла лиса на снегу, закрыла глаза и не двигается. Увидели лису вороны. Осторожно подлетели они к лисе. Одна ворона подошла поближе и клюнула лису в хвост. Лежит лиса, как мёртвая. Запрыгали вороны около лисы. Храбрая ворона хотела выклевать у лисы глаз. Вскочила лиса, схватила глупую ворону и побежала в лес.

Упражнение 255. При списывании обозначьте в данных примерах падеж существительных.

Скворушка занял старую квартиру.
Песнями воздух прозрачный звенит.
Порхают над цветами резвые мотыльки.
Ребятишки брызгаются тёплой водой.
Свил себе жаворонок гнездо.
Покрыла зима землю белым одеялом.
Птичка доверчиво влетела в избу.

28. Склонение имён существительных.

Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.

Широка страна моя родная!
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек.
Я шлю привет моей родной стране.
Я люблю свою страну.
Я горжусь своей страной.
Я думаю о своей стране.

Упражнение 257. Прочитайте предложения, называйте падежи слова
волк, ставьте вопросы и замечайте, как изменяются окончания этого слова по падежам.

В лесу живёт волк.
В капкане волка не было.
Волку хотелось утащить барана.
Охотник убил волка.
Волком пугают маленьких детей.
Мы читали сказку о волке.

Упражнение 258. Прочитайте предложения, называйте падежи слова письмо, ставьте вопросы и замечайте, как изменяются окончания этого слова по падежам.

На столе лежит письмо.
На столе нет письма.
Я рад письму.
Я получил письмо от товарища.
Я доволен письмом.
Я расскажу о письме отцу.

29. Склонение имён существительных
женского рода на -а — -я.

Упражнение 259. Рассмотрите внимательно таблицу и ответьте на вопросы:

1, Чем отличается родительный падеж единственного числа от именительного падежа множественного числа?
2. С каким падежом совпадает винительный падеж множественного числа у одушевлённых существительных? А у неодушевлённых?

 

Запомните, что существительные женского рода на -а-я в дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание , а в родительном — или . В творительном падеже эти существительные имеют окончания -ой и - ей (-ёй): страной, пулей, землёй. Иногда употребляются и окончания -ою и -ею (-ёю): страною, пулею, землёю.

Упражнение 260. Просклоняйте, пользуясь таблицей на странице 89, данные пары слов: лиса — рыба, земля — пустыня. Расставьте в словах ударения.
Сравните ударные и безударные окончания существительных.
Одинаково или по-разному они пишутся?

Безударные окончания существительных пишутся так же, как ударные: лиса', лисы', лисе' и т. д. ры'ба, ры'бы, ры'бе и т. д.

Упражнение 261. Просклоняйте данные существительные в единственном числе; безударные окончания проверяйте ударными.

Вода, деревня; дорога, аллея; волна, буря; рука, пуля; квартира, баня; сила, змея; река, струя.

Упражнение 262. Придумайте и запишите предложения со словами; собака, вода, буря, волна в разных падежах.

30. Правописание падежных окончаний
имён существительных женского рода на -а — -я.

Упражнение 263. Спишите, вписывая вместо точек окончания имён существительных; безударные окончания проверяйте ударными (в дере'вне — в реке', у дере'вни —у реки').

Давно Митя не был в деревн.... Прислали ему из деревн... письмо, просили приехать. Подъехал Митя к деревн... и не узнал её. Раньше деревн... была грязная, дома были старые. С прежней деревн... нельзя было и сравнить новую деревн.... В деревн... стало чисто, появились новые дома. На краю деревн... красовалась новая школа.

Упражнение 264. Спишите, изменяя данное в скобках слово избушка, как надо по смыслу; скобок не ставьте.

В лесу стоит избушка лесника. В (избушка) три окна. Слева к (избушка) пристроен сарай. С другой стороны (избушка) стоит большой стог сена. Перед (избушка) огород. Из (избушка) вышел лесник с ружьём.

Упражнение 265. Спишите, дописывая вместо точек окончания существительных.

1. По дорог... ехал автомобиль. 2. У калитк... росла сирень. 3. Пионеры помогли колхозникам в уборк... хлеба. 4. Зимой я люблю кататься с ледяной горк.... 5. В басн... рассказывалось о ворон... и лисиц.... 6. Весело пробираться по узкой лесной тропинк.... 7. Люблю я бегать по липовой алле... парка.

Упражнение 266. Задание такое же, как в упражнении 265.

1. Из чащ... кустов слышался голосок малиновк.... 2. В школьной библиотек... много интересных книг. 3. Хорошо в жаркий летний день побывать на речк... или в купальн.... 4. Дремлет возле печк... мальчуган кудрявый. 5. В теснот..., да не в обид.... 6. Делу время, потех... час. 7. В стенгазет... мы подробно пишем об успехах класса. 8. В новой пятилетк... будет построено много фабрик и заводов.

31. Склонение имён существительных
мужского рода на согласную, и .

Упражнение 267. Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1. С каким падежом совпадают окончания винительного падежа названий одушевлённых предметов?
2. С каким падежом совпадает винительный падеж названий неодушевлённых предметов мужского рода?

Упражнение 268. Просклоняйте письменно, пользуясь таблицей, данные пары слов: маляр — матрос, соловей — попугай, корабль — лагерь. Расставьте ударения.

Сравните, как пишутся ударные и безударные окончания существительных мужского рода. Как можно проверить написание безударных окончаний существительных мужского рода?

Упражнение 269. Просклоняйте в единственном числе данные существительные; безударные окончания проверяйте ударными.

1. Брат, колхозник, орёл, герой, вождь.
2. Дом, колхоз, огород, дождь, край.

Упражнение 270. Просклоняйте во множественном числе существительные:

1. Лес, партизан, секретарь, сигнал.
2. Город, поход, бой, урожай.

Упражнение 271. Составьте и запишите предложения с существительными магазин, столяр, чайник, отряд, употребляя эти слова в винительном падеже.

Упражнение 272. Составьте и запишите предложения с существительными костёр, иней, отличник, председатель, употребляя эти слова в творительном падеже единственного числа.

Упражнение 273. Составьте и запишите предложения с существительными вокзал, календарь, океан, плакат, директор, употребляя эти слова в предложном падеже единственного числа.

Упражнение 274. Спишите рассказ „В лагере", дописывая окончания слов вместо точек; пользуйтесь таблицей; безударные падежные окончания проверяйте ударными.

В ЛАГЕРЕ.

Летом мы жили в лагер.... Около лагер... была река и лес. Утром мы вставали рано и шли на зарядку. После зарядк... мы завтракали и уходили из лагер... на прогулку. Мы собирали в лесу грибы и ягоды. После прогулки шли обратно к лагер.... В лагер... ожидал нас обед. Мы были очень довольны своим лагер....

Упражнение 275. Спишите предложения, дописывая окончания слов вместо точек.

1. В нашем город... много красивых улиц. 2. Корабль стоял на якор.... 3. Дрова сложены в сара... 4. Ласточки и стрижи прилетают к нам в ма... месяц..., а улетают в август... 5. Распустились почки на топол....

Упражнение 276. Спишите, изменяя данные в скобках имена существительные, как надо по смыслу; скобок не пишите.

1. Дети набрали много (гриб), 2. В наших лесах много (медведь, волк, лисица), 3. Мы катались на (автомобиль). 4. Ребята весь день бродили по (лес). 5. В (колхоз) готовятся к (сев). 6. Пионеры были на (сбор). 7. О Приморском (край) рассказывают много интересного.

Упражнение 277. Спишите предложения, дописывая окончания предложного падежа.

1. Мой отец работает на железнодорожном транспорт.... 2. О матрос... Железняке сложены песни. 3. В воскресенье мы побывали на спектакл... в театр.... 4. Рожь хранится в амбар.... 5. В магазин... продаются ткани и обувь. 6. В вагон... трамвая было тесно. 7. Солнце всходит на восток..., а заходит на запад....

32. Склонение имён существительных
среднего рода.

Упражнение 278. Рассмотрите таблицу и скажите, окончания каких падежей имён существительных среднего рода совпадают с окончаниями существительных мужского рода. Проверьте это по таблице склонения имён существительных мужского рода.

Упражнение 279. Просклоняйте письменно, пользуясь таблицей, данные пары слов: колесо — зеркало, письмо — место.

Расставьте ударения и сравните написание ударных и безударных окончаний существительных среднего рода.

Упражнение 280. Просклоняйте данные существительные в единственном числе; безударные окончания проверяйте ударными.

Дерево, гнездо, ружьё, озеро, море, село.

Упражнение 281. Спишите и обозначьте падеж выделенных слов.

Дети нашли в кустах птичье гнездо. Они подошли к гнезду. В гнезде лежали три пёстрых яичка. Дети взяли яички из гнезда и принесли их домой. Отец сказал детям: „ Нехорошо вы сделали, что разорили птичье гнездо. Птицы— наши друзья". Детям стало стыдно. Они отнесли яички обратно и положили их в гнездо.

Упражнение 282. Спишите. Вместо точек вставьте слово море в нужном падеже. Безударные окончания проверяйте ударными.

... широко и глубоко. Конца... не видно. Глубина...бывает несколько километров. Если нет ветра,... спокойно. Подует ветер, и всколыхнётся.... Подымаются тогда на... волны. В бурю опасно плавать судам по.... Про... написано много рассказов.

Упражнение 283. Составьте предложения со словами болото, корыто, поле, решето, одеяло, употребляя эти слова сначала в творительном, а затем в предложном падеже.

Упражнение 284. Составьте предложения, употребляя данные слова в предложном падеже.

Железо, озеро, масло, облако, место.

Упражнение 285. Спишите, дописывая окончания существительных.

1. Кошка грелась на солнц..... 2. В прозрачном неб... слышалась песня жаворонка. 3. Птичка свила гнездо на дерев.... 4. В яблок... много полезных веществ. 5. В стад... были коровы, козы и овцы. 6. На дн... оврага пробегал ручей. 7. Цветы стояли на окошк....

33. Склонение имён существительных
женского рода на .

В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа существительные женского рода на - ь имеют окончание - и (лошади, степи). В творительном падеже единственного числа они оканчиваются на -ью (лошадью, степью), а в творительном падеже множественного — на -ями,-ами (степями, ночами) и иногда -ьми (лошадьми).

Упражнение 286. Просклоняйте следующие существительные:

Сибирь, весть, тетрадь, тень, вещь, площадь, ночь, мышь, пристань, постель, радость.

Упражнение 287. Спишите; вместо точек вставьте слово степь в нужных падежах.

В СТЕПНЫХ ПРОСТОРАХ.

Мы едем верхом на выносливых лошадках привольной.... Мой молодой спутник Акпай — настоящий казах. Вся бескрайняя... служит ему дорогой. Любит свою... Акпай. Вольно дышится человеку в.... В мае... цветёт богатым ковром. Но под жарким дыханием ветра... быстро высыхает. Небо над... стоит высокое, безоблачное. Раскалённый воздух носится по..., колеблется, дрожит. Мы едем и едем по... без конца. Зноен июльский день. Полынь, да верблюжья колючка, да сухие травы шуршат в... под копытами наших лошадей.

Упражнение 288. Составьте предложения со словами тяжесть, ель, скатерть, дверь, нефть, употребляя их в творительном падеже единственного числа.

Упражнение 289. Составьте предложения со словами сирень, кровать, изгородь, весть, употребляя их в дательном падеже единственного числа.

Упражнение 290. Составьте предложения со словами тетрадь, артель, печаль, местность, болезнь, постель, употребляя их в предложном падеже единственного числа.

Упражнение 291. Допишите окончания существительных и укажите их падеж.

1. Пастушок заиграл на свирел.... 2. Зазвенели в кустах соловьиные трел.... 3. С радост..., веселья хмелем кудри вьются. 4. В степ... было пусто. 5. Весь отряд застал я на площад.... 6. Больше бдительност... и зоркост.... 7. Лошадь металась на привяз.... 8. Мы долго ехали по Сибир... и любовались её красотами. 9. От усталост... путник быстро заснул. 10. Колхозник быстро подбежал к лошад.... 11. В час ноч... отец вернулся домой. 12. Пароход медленно подошёл к пристан....

Упражнение 292. Спишите; допишите окончания и обозначьте падеж выделенных слов.

ОСЕНЬ.

После лета наступает осень. Дни становятся короче, а ноч... длиннее. Солнце мало греет. Дует холодный ветер. Часто идёт дождь. Небо покрывается туч.... К осен... кончается лагерная жизнь. С осен... начинаются школьные занятия. Поздней осен... заканчиваются работы в полях и в огородах.

34. ь на конце существительных
женского рода.

На конце именительного и винительного падежей единственного числа у существительных женского рода после шипящих ж, ч, ш, щ пишется ь. На конце существительных мужского рода после ж, ч, ш, щ буква ь не пишется.

Сравните

Мужской род: ночной сторож детский врач охотничий шалаш верный товарищ Женский род: спелая рожь больная дочь лесная глушь дружная помощь

Упражнение 293. Составьте из данных примеров такую же табличку имён существительных в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода, как выше.

Весёлая молодёжь, сухой камыш, светлый луч, великая сушь, пламенная речь, непромокаемый плащ, красивый чиж, полезная вещь.

Упражнение 294. Выпишите сначала существительные мужского рода, а затем — женского рода.

1. Чиж, багаж, рожь, морж, сторож, молодёжь, этаж, еж, стриж, ложь, нож.
2. Грач, дочь, врач, печь, ночь, речь, ключ, дичь, луч, меч, клич, полночь, горечь.
3. Камыш, выигрыш, ковш, глушь, карандаш, сушь, ёрш, тишь, шалаш.
4. Товарищ, помощь, борщ, клещ, хрящ.

Упражнение 295. Напишите данные существительные в именительном падеже единственного числа; составьте с ними предложения.

Скрипачи, ткачи, гаражи, ужи, вещи, плащи, экипажи, малыши, мыши, мячи, грачи, товарищи, шалаши, ключи.

Упражнение 296. Спишите и вставьте в слова недостающие буквы.

1. В но... погода зашумела. 2. Вдали сверкает горный клю.... 3. Хозяйка перебила мою ре.... 4. Блеснул на востоке лу... солнца. 5. Мама купила на базаре ди..., утку и тетёрку. 6. Мы ели очень вкусный бор....7. Я бросился на помо... малышу. 8. Крепнет мо... Советского Союза. 9. Вставай, вставай пораньше, жница, под корень ро... густую жать! 10. Ланды... белеет в затишье лесном.11. Мой товари... уехал в деревню. 12. Дремлет чуткий камы.... 13. Ти..., безлюдье вокруг. 14. На столе лежал каранда....

Упражнение 297. Составьте и напишите коротенькие рассказы с данными существительными.

а) Ночь, тишь, лесная глушь, шалаш, сыч, ёж.
б) Полночь, сторож, пожар, молодёжь, помощь.

35. Правописание разных падежных
окончаний имён существительных.

Упражнение 298. Спишите, изменяя данные в скобках имена существительные, как надо по смыслу.

1. Мальчики варили уху из (пескарь, окунь и карась). 2. По дороге тянется ряд (автомобиль). 3. В Москве много (фабрика и завод). 4. Не страшен холод жителям (Сибирь). 5. Мы весь день ходили по (лес). 6. Самолёт летел вдоль (дорога). 7. На (вишня) созрели первые ягоды.

Упражнение 299. Спишите, дописывая нужные окончания имён существительных.

ЖИВОЙ УГОЛОК.

У нас в школ... есть живой уголок. В нём много интересного. На полу в клетк... живут белые мыши и кролики. В аквариум... плавают рыбки. На солом... в корзинк... устроился ёж. На окн... в стеклянных банк... находятся ящерицы. Мы кормим их жучк... и червячк....

Упражнение 300. Составьте сами и запишите предложения с данными словами в разных падежах.

1. Герои, лётчики, моря, корабли.
2. Бой, атака, победа.
3. Города, сёла, деревни, поля, луга.
4. Кусты, деревья, трава, цветы.
5. Река, тростник, окунь, ёрш.

Упражнение 301. Спишите, дописывая окончания существительных.

Ярко светит солнышко. С крыш... свесились сосульки. Тает снег у крыльц... школы. В рощ... кричат грачи. Запорхали первые бабочк.... На бугре у речк... появились проталинки. На улиц... бегут ручейки. У забор... зазеленела крапива и подорожник. На топол... сирен... и черёмух... набухают почки.

36.Повторительные упражнения на
пройденное об имени существительном.

Упражнение 302. Существительные, помещённые в скобках, поставьте в нужном падеже; скобок не ставьте.

Мы идем около большой швейной (фабрика). На этой (фабрика) шьют одежду. В семь часов утра на (фабрика) раздаётся гудок. На (фабрика) работают две смены. Каждая смена работает восемь часов. При (фабрика) есть клуб, столовая, детские ясли. Рядом с (фабрика) электростанция.

Упражнение 303. Спишите предложения, допишите окончания и обозначьте падеж выделенных существительных.

1. Пароход подошёл к Казан.... 2. Гуси летели над степ.... 3. Волк подавился кост.... 4. Мама связала чулки из шерст.... 5. В тетрад... есть ошибки. 6. К ноч... стало холоднее. 7. Я люблю пирог с морков.... 8. Бабушка с любов... глядела на внучку. 9. Петя приехал в Москву из Рязан.... 10. Для лошад... заготовили сено. 11. Поле было засеяно рож.... 12. Над сирен... леталибабочки.

Упражнение 304. Спишите, допишите окончания и обозначьте буквами падеж выделенных существительных.

пр. род.
Много работы летом в поле. Весь день с поля доносятся голоса колхозников. Над пол... звенят жаворонки. По пол... едут грузовики, везут в город овощи. Радостно смотреть на пол..., когда поспевают хлеба. Рано выходят тогда колхозники на работу в пол.... Поздно возвращаются они с пол... домой.

Упражнение 305. Допишите слова и объясните их правописание.

Начала колоситься ро.... Кругом полная ти.... Воздух горяч, как раскалённая пе.... Ди... притаилась в тени. Только чёрный гра.... раскрывши клюв свой, бродит по дороге. Выбежала из своей норки полевая мы....

Упражнение 306. Спишите стихотворение, вставив пропущенные окончания существительных.

ГЕРОЙ.

Сын летит на полюс. О геро... нашем
Сын живёт на льдин... Нас волнуют вести.
Мать глядит на глобус, Мыслями своими
Думает о сын.... Мы с геро... вместе.
Кто — на самолёт..., Чтобы стать героем,
Кто на ледокол...,— Нужно быть отважным,
Мы стоим у карты. Честным в дел... каждом,
Дома, в клуб..., в школ.... Скромным — в слов... каждом.
С. Михалков

Упражнение 307. Спишите статью и подчеркните существительные-подлежащие.

РЫБАКИ.

Вода совсем очистилась от льда. Рыбак с сыновьями вышел на берег. Челнок спущен ещё накануне. Длинный невод растянулся на кольях вдоль берега реки. На безоблачном небе всходило солнце. Рыбаки собрали и уложили невод, сели в челнок и веслом оттолкнулись от берега.

Упражнение 308. В данной статье укажите существительные — второстепенные члены предложения.

В ЛЕСУ.

Мы пришли в лес. Высокие сосны развесили свои иглистые вершины. Красуется кудрявая берёзка. Дуб раскинул шатром свои листья. Из травки глядят беленькие глазки земляники. Белые серёжки ландыша качаются между листьями. В чаще воркуют лесные голуби. На высокой ели отсчитывает года бездомная кукушка. В кустах слышится звонкий голос малиновки.

Упражнение 309. Прочитайте данную статью в классе и укажите в ней существительные, которые отвечают на вопросы г д е? и к у д а? В каком падеже стоит каждое из этих существительных?

ВЕСНА ИДЁТ.

Душистые черёмухи зацветают. Кусты смородины одеваются зелёными листочками. Скворцы обновляют свои гнёздышки. Жаворонки висят в воздухе над полями. Вылезли букашки на белый свет. Замелькали над деревьями бабочки. Зажужжали в улье пчёлы. Развёртываются листья на сирени. Поселяются малиновки в смородинных кустах. Муравьи принялись за свои работы. Ласточки с весёлым щебетаньем порхали в старые гнёзда свои.

Упражнение 310. Прочитайте предложения и обратите внимание на написание выделенных слов; выпишите эти слова.

1. Заря запылала на востоке. 2. Иней украсил деревья. 3. В нашем общежитии светлый коридор. 4. На лугах началась дружная косьба. 5. Кочегар подбрасывал в топку паровоза каменный уголь. 6. Кровельщик чинит крышу. 7. Сестра связала красивые кружева. 8. Поспел крыжовник, зреет сладкая малина.

Упражнение 311. Такое же задание, как в упражнении 310.

1. Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. 2. Лепестки розы опали на землю. 3. У бритвы острое лезвие. 4. К сараю была приставлена лестница. 5. На моей постели новый матрац. 6. Мачеха невзлюбила падчерицу. 7. В школу привезли мебель и книги. 8. Медведь встал на задние лапы и бросился на Степана. 9. Светит месяц ясный над большим селом. 10. Метель бушевала два дня. 11. Молодёжь должна учиться.

Упражнение 312. Прочитайте предложения и выпишите в свой словарик выделенные имена существительные.

1. В колхозах началась молотьба. 2, В бригаде было четверо мужчин и две женщины. 3. Майский жук — вредное насекомое. 4. Ненастье всем наскучило. 5. Океан бушевал и шумел. 6. Мой товарищ живёт на окраине города. 7. Опасность миновала. 8. Сладок будет отдых на снопах тяжёлых. 9. Наступила оттепель. 10. Пассажиры спешат на поезд.

Упражнение 313. Такое же задание, как в упражнении 312.

1. Хорошо клевали окуни и пескари. 2. Мальчик упал в полынью. 3. Почтальон принёс повестку. 4. Пожалуйста, исполните мою просьбу. 5. Цветёт подсолнечник. 6. Сумерки наступили быстро. 7. Стол накрыли скатертью. 8. Ваня сделал скворечник. 9. Настя получила письмо от подруги.

Упражнение 314. Прочитайте данные предложения; обратите внимание на написание и произношение выделенных слов, устно объясните их значение. Выпишите эти слова в свой словарик.

1. Арифметика — мой любимый предмет. 2. Брат купил велосипед. 3. Вокзал был на краю города. 4. Тучи закрыли горизонт. 5. Директор пожелал нам успехов в занятиях. 6. Серёжа Яблочкин собрал коллекцию насекомых. 7. Принеси конверт и напиши на нём адрес бабушки. 8. Курьер быстро выполнил поручение. 9. Мы сели в трамвай и через полчаса были дома. 10. Около тротуара посадили липы. 11. По сторонам шоссе тянулись берёзовые леса. 12. Вчера мы ходили в театр. 13. Комбайн жнёт и молотит.

Упражнение 315. Составьте список вещей, какие надо взять с собой при поездке в лагерь.

Грамматический разбор.
Весело сияет месяц над селом.
Белый снег сверкает синим огоньком.

1. Какие слова в данных предложениях связаны по смыслу?
2. Найдите в каждом предложении сначала главные члены, я потом — второстепенные.
3. Какие члены в данных предложениях выражены именами существительными?
4. Укажите в каждом существительном основу и окончание.
5. На какой вопрос отвечает каждое существительное?
6. Какого оно рода?
7. В каком падеже стоит? в каком числе?

Вопросы для повторения.

1. Что такое имя существительное?
2. Как изменяются существительные?
3. Какими членами предложения бывают существительные?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 9540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.