Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилевые разновидности современного русского языка 56




Понятие «стиль языка» 54

Современного РУсского литературного языка

Литературного языка 49

Устная и письменная речь как формы реализации

Нормы современного русского литературного языка 46

СовременнОГО Русского литературного языка

Учебное пособие: Курс лекций

Тухтиева Г. Т.

Тухтиева Г.Т.

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург


УДК

ББК

Т

 

Рецензенты: кафедра гуманитарно-экономических дисциплин

Нижневартовского филиала Тюменского

государственного нефтегазового университета;

кандидат филологических наук, доцент Ротова Л.Н.

 

Дизайн обложки: Тухтиева Ф. Х.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Нестор», 2009. – 143 с.

 

ISBN

 

Направленность содержания курса на формирование у студентов представлений о сущности языка и его роли в истории человечества предусматривает рассмотрение таких проблем, как психологические механизмы речи, речь как система кодов, слово как основной элемент языка, речевая деятельность, речь и общение, качества грамотной речи, основы ораторского мастерства. Данные проблемы нашли отражение в содержании учебного пособия – в рассматриваемых темах курса и структурно-логических схемах. Особое внимание обращается на принципы построения речи в учебно-исследовательских и научно-исследовательских работах (стиль, композиция, использование языковых средств, подготовка к публичной защите, требования к содержанию и оформлению).

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Российской Федерации.

Учебное пособие, предназначенное для студентов технических вузов, подготовлено на основе курса лекций «Русский язык и культура речи», который читался автором в течение ряда лет.

 

Учебное издание

 

Русский язык и культура речи

ã Тухтиева Г.Т., 2009

ã Издательство «Нестор», 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЯЗЫКА КАК НАЧАЛО КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Глава1. РОЛЬ СЛОВА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§1. Язык как системы кодов 5

§2. Слово как основной элемент языка 9

Глава2. Язык как средство коммуникации

§ 1. Речь и речевая деятельность 14

§ 2. Язык и общение 20

§ 3. Виды общения 26

Глава3. Культура речи как составная часть

общечеловеческой культуры

§ 1. Общее понятие о культуре речи 34

§ 2. Основные качества речи 36

Раздел II. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Глава 1. Формирование и развитие

Глава 2. Функциональные стили

Раздел III. ОСНОВЫ РИТОРИКИ

Глава1. ораторское искусство КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

§ 1. Из истории развития риторики 69

§ 2. Роды и виды ораторского искусства 76

Глава 2. Работа над речью

§ 1. Методика выполнения научно-исследовательских

и учебно-исследовательских работ 79

§ 2. Подготовка к устному выступлению 88

ГЛОССАРИЙ 91

ЛИТЕРАТУРА 101

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ 102

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ 103

 

Язык есть наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения,

которым владеет человек, и одновременно

высшая форма проявления объективного духа[1].

 

Одним из аспектов становления профессиональной компетентности выпускника вуза является языковая компетенция. Языковой компетенции уделяли большое внимание еще античные философы-просветители софисты, разработавшие теорию ораторского искусства. Культ слова, созданный софистами, превратил риторику в «царицу всех наук». Позже риторика была определена не как наука, т.е. умозрительная, но основа всех наук. В настоящее время основой всех наук может по праву называться культура речи, формирующая знания, умения и навыки грамотной речи.

Овладение навыками грамотной речи предоставляет возможность оперирования языковым материалом во всех сферах деятельности. Языковая компетенция является показателем и уровня интеллектуального и духовного развития, и уровня общей культуры, и уровня образованности, что, безусловно, отразится на профессиональной компетентности выпускника вуза.

Древнегреческие философы-просветители - софисты создали небывалый культ слова, которое, по определению Горгия, имеет малое тело, но великую силу. Но все ли мы так хорошо владеем навыками красноречия, умеем ли мы вести разговор, аргументировать свое мнение, всегда ли у нас есть в запасе нужное количество слов, чтобы выразить то, что мы видим, чувствуем, переживаем?

Автор пособия ставит цель – научить студентов оперировать языковыми средствами в конкретной речевой ситуации, сформировать навыки устной и письменной речи, навыки выполнения исследовательских работ и, наконец, научить ценить каждое слово и любить речь, без которой мы и представить не можем своего существования.


Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЯЗЫКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.