КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционная теория
По мнению Спенсера, все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические (социальные) эволюционируют в единстве. Социология же призвана изучать, прежде всего, надорганическую эволюцию, которая проявляется в развитие обществ, в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность политических, церковных, профессиональных, обрядовых учреждений. Она исследует то, как “постоянно накапливающиеся и усложняющиеся над-органические продукты, вещественные и духовные, образуют новый класс факторов, которые становятся все более и более влиятельными причинами изменений”2. По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: 1) менее связанные формы общественной жизни становятся более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция; 2) одновременно осуществляется движение от однородности к разнородности, т.е. увеличивается дифференциация; 3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к порядку, от неопределенности к определенности. Через призму этих трех критериев – интеграции, дифференциации и определенности – Спенсер рассматривает эволюцию конкретных обществ и их структур. Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям, как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций. 2 Спенсер Г. Синтетическая философия. Издательство “Ника-Центр”, Киев, 1997.– С. 253 Так, на основе этих трех критериев Спенсер выделяет четыре типа обществ. “Общества могут быть распределены прежде всего по степени их сложности, – пишет он, – как простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности”3. Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от отношений у животных). Вторые – сложные общества, в которые присутствует иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда. Третьи – общества двойной сложности. Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от религии и традиций: “…возникает собрание законов несомненно человеческого происхождения; хотя эти законы и обретают авторитет, основанный на уважении к людям, издавшим их, и к поколениям, одобрившим их, однако они не имеют священного характера законов божественного происхождения: закон человеческий дифференцируется от закона божьего”4. Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д. Четвертые – общества тройной сложности. По Спенсеру, это наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых функции государства сведены до “охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства”5. В рамках данной классификации Спенсер подразделяет общества на военные и промышленные. По мере возрастания структурной сложности общества, его военные характеристики уступают место промышленным. Однако принципиально важно подчеркнуть, что Спенсер не допускает однолинейной эволюции от военного к промышленному обществу. Социолог признает возможность общественной регрессии – промышленное общество может приобретать параметры военного, особенно при международных столкновениях. В военном обществе армия и народ слиты воедино, для него характерен тотальный контроль над индивидами, жесткая социальная иерархия, принудительное участие граждан в общественном производстве, которые должны выполнять определенные функциональные обязанности. Все социальные структуры, задействованные в них люди, подчинены, в конечном счете, выполнению военных функциям общества: “Подобно тому как воля солдата настолько подавляется, что он во всех обстоятельствах является простым исполнителем воли своего офицера, так и воля гражданина во всех видах деятельности, как общественной, так и частной, руководится волею правительства”6. В промышленном обществе структуры и функции более интегрированы, дифференцированы и упорядочены. Принципиально иная система социального контроля предполагает, что люди более свободны в исполнении социальных функций и лишь не должны делать определенные вещи. Управление более децентрализовано и демократично. Общественные отношения основываются на “добровольной кооперации, при котором взаимный обмен услугами не имеет принудительного характера и ни один индивид не подчиняется другому”7. В 3 Там же. – С. 295 4 Там же. – С. 352 5 Там же. – С. 362 6 Там же. – С. 296 7 Там же. – С. 296 промышленных обществах усиливается социальная и профессиональная дифференциация людей. Вместе с тем, “потребности промышленного типа исключают возможность деспотически контролирующего деятеля”8. Заметим, что в самых общих чертах Спенсер поставил вопрос о непредвиденных негативных последствиях, о латентных (скрытых) функциях политической организации, которая, с одной стороны, “прямо способствует благосостоянию, удаляя те препятствия для сотрудничества, которые возникают из- за антагонизма индивидов”. Однако, продолжает социолог, с другой стороны, “организация предполагает известные ограничения индивидов, и эти ограничения могут достигнуть таких крайних пределов, что сделаются хуже анархии со всеми её бедствиями. Политический контроль косвенно сопряжен с невыгодами как для тех, в курах которых он находится, так и для тех, над кем он практикуется”9.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |