Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идейно-теоретические истоки




Своими корнями феноменологическая социология уходит в философию Э.

Гуссерля, его учение о “жизненном мире” как мира нашего субъективного

повседневного опыта, который предшествует научной объективности. Для

Гуссерля философское осмысление жизненного мира является предпосылкой

выработки общего представления о системе человеческого знания, включая и

знание научное. По его мнению, индивиды видят мир упорядоченным. Для них

социальный мир предстает хорошо организованным и структурированным.

Однако люди не осведомлены о том, что именно они его упорядочивают

определенным образом. Феноменология же как раз изучает, какими предстают

объективные реалии – события, социальные ситуации, действия – в сознании

индивидов. Для Гуссерля сознание всегда представляет собой сознание

конкретных жизненных реалий.

Необходимость изучения собственно жизненного мира продиктована, как

считает Гуссерль, тем, что реальная картина мира искажается в результате

научных идеализаций. В итоге люди сталкиваются как бы с двумя мирами:

миром повседневной жизни и миром формализованным в результате его

научного описания. Причем мир научный обычно воспринимается людьми как

“объективный”, а жизненный мир – как “субъективный”. Философ пытался

преодолеть это противопоставление “субъективной жизненности” и

“объективной научности”.

А. Шютц взял у Гуссерля идеи субъективного упорядочивания людьми

объективного социального мира, а также взаимосвязи научной теории с

жизненным миром, видя в этом основу принципиально новой социологической

парадигмы, которая помогает глубже понять природу конструируемых людьми

социальных феноменов, исходя из относительности как социальной реальности,

так и знания о ней. Однако в отличие от Гуссерля, которой сосредоточился на

исследовании собственно сознания, Шютца интересуют жизненные миры,

точнее систематизированные знания о них, выраженные в теоретических

моделях, которые можно проверить и эмпирическим путем.

Шютц также обращается к «понимающей» социологии М. Вебера, к его

видению социального действия и методологическому инструментарию,

выраженному в идеальных типах. Однако, по мнению Шютца, Веберу не

удалось провести различие между объективным и субъективным значением

контекста, что крайне важно для более углубленного понимания социального

действия. Предложенная Шютцем методология как раз позволяет понять

социальное действие с учетом «жизненного опыта» нашего сознания и,

соответственно, субъективного восприятия социального контекста, в котором

оно происходит.

2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы

Как считал Шютц, предметом феноменологической социологии является

все то, что считается “знанием” в обществе, делая акцент на том, что люди

“знают” как “реальность”.

Социолог полагал, что мир состоит из множества реальностей

реальностей науки, религии, снов, искусства и т.д. Но главной реальностью

является наша повседневная жизнь. В работах Шютца речь идет об изучении

обыденного, повседневного знания, исследовании того, как эти знания

социально распределяются в конкретных группах людей в особой исторической

и культурной обстановке и, конечно, того, как, полагаясь на эти знания, люди

конструируют социальную реальность. «Под термином “социальная

реальность», – пишет Шютц, – я понимаю всю совокупность объектов и

событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей,

живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними

разнообразными отношениями интеракции. Это мир культурных объектов и

социальных институтов, в которых все мы родились, внутри которого мы

должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить

взаимоотношения»1.

Естественно, люди из разных социальных групп конструируют свою

социальную реальность. К примеру, одно дело знание российской молодежи

военных лет о таком социальном феномене как “немцы” и совсем другое

представление об этом феномене у наших молодых современников.

Феноменологов интересуют не только эти очевидные различия, но и то, как

реальность (“немцы”) конструируется, исходя из соответствующего знания и

повседневных человеческих взаимодействий. Иначе говоря, социологи этой

парадигмы занимаются изучением социальных интеракций и феноменов как

«жизненного опыта» нашего сознания. «Исследование основных принципов, в

соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт

и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей

методологии общественных наук»2.

1 Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн.: Американская

социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. – С. 485

2 Там же. – С. 491




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.