Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояния России




Возможности феноменологического подхода для анализа социокультурного

Знания в традиционных и современных плюралистических обществах

Конструирование социальной реальности

Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ П. БЕРГЕРА И Т. ЛУКМАНА

В исследованиях П. Бергера и Т. Лукмана впервые весьма рельефно был поставлен

вопрос о том, что классические социологические парадигмы, основанные на сциентизме,

объективистских интерпретациях общественного развития, на стремлении открыть как

можно больше все новых и новых «общих законов», вошли в противоречие с характером

исторических перемен. Они абсолютизировали обезличенные социальные механизмы и

игнорировали субъективный фактор, возвеличивали «прогрессивное развитие» от стадии

к стадии и умаляли хаос, факты «развития наоборот» от высшего к менее развитому,

примитивному.

Классическая социология исходила из монистического видения мира, несмотря на

его разнообразие. И самое главное – она не давала модели анализа действующих

субъектов, не показывала их способность конструировать саму социальную реальность,

оказывать обратное влияние на общество и его институциональные структуры.

Новаторские теоретические и методологические подходы П. Бергера и Т. Лукмана в

значительной степени позволили преодолеть кризис социологической науки. Это стало

возможным благодаря обращению ученых к феноменологической философии и

социологии А. Шютца, которые рассматривали социальный мир в соотнесении с

представлениями индивидов, их мотивами, особенно знаниями повседневности. «Мы

считаем, – пишут П. Бергера и Т. Лукмана, – что социология знания имеет дело с анализом

социального конструирования реальности»1.

Характер знания и, самое важное, осознание действующим социальным субъектом

результатов своего конструирования, творения реальности, позволяют гуманизировать

самого индивида, его отношения с другими людьми и, в конечном счете, делать более

гуманным социальный мир.

Питер Людвиг Бергер (Berger) родился в 1929 году в Австрии. Образование

получил в английских и американских учебных заведениях. Ученик А. Шютца. Служил в

американской армии (1954-1955), параллельно читал лекции в университетах.

Известность Бергеру принесла книга “Приглашение в социологию” (1963), в

которой показана взаимосвязь между тем, как общество формирует человека и как

человек конструирует социальную реальностью. В дальнейшем социолог написал десятки

книг (многие в соавторстве с Н. Лукманом), в которых с позиций феноменологической

парадигмы исследуются проблемы религии, модернизации и другие. Ныне П. Бергер

является директором Института изучения экономической культуры Бостонского

университета.

Другие работы П. Бергера: «Двусмысленное видение» (диссертация), «Шум

торжественных ансамблей», «Священная завеса», «Слухи об ангелах», «Социальное

конструирование реальности» (в соавторстве с Т. Лукманом).

1 Бергер. П., Лукман. Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.:

Издательство «Медум», 1995. – С. 13

Томас Лукман (Luckmann) родился 14 октября 1927 г. в Югославии. Образование

получал в учебных заведениях Европы и Америки. Преподавал в Новой школе

социальных исследований в Манхеттене, в университетах Нью-Йорка, был приглашенным

профессором в ведущих университетах мира. Будучи гражданином США, постоянно

проживает в Швейцарии, а работает последние тридцать лет профессором социологии в

Констанце (Германия).

Всемирную известность ученому принесли работы, написанные в середине

60-х – начале 70-х годов. Это «Проблема религии в современном обществе» (1963),

«Структуры жизненного мира» (1973, в соавторстве с А. Шютцем), «Философия,

социальные науки и повседневность» (1973) и др.

Лукман получил признание за разработку методологии феноменологической

парадигмы. В соавторстве с Бергером им написана работа “Социальное конструирование

реальности”, изданная в России в 1995 г., и ряд других. В этой работе по существу

излагаются методологические основы современной социологической феноменологии.

В 1999 г. Т. Лукман посетил Россию, был гостем МГИМО, в котором выступил с

рядом лекций для преподавателей и студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.