Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, обеспечивающие стабильность плюралистических обществ




Тем не менее люди в современных, как и во всех других обществах, в состоянии

устанавливать значимые отношения между своей жизнью и различными возможностями

ее истолкования, предлагаемые им институтами, занимающимися производством и

распространением знаний. Относительная стабильность современных демократических

обществ за пределами разобщенных систем знаний определяется более общим фактором:

с одной стороны, это достигается благодаря введению ключевых элементов традиционной

морали в систему права, а с другой – за счет формальной морализации профессиональных

сфер деятельности.

Легитимизация означает, что институциональная система и социальное

взаимодействие в целом все больше регулируются абстрактными нормами,

закрепленными письменно и являющимися обязательными для всех членов общества. Что

же касается второго, то есть морализации, то она представляет собой попытку решения

этических проблем, которые возникают в конкретных сферах профессиональной. Вместе с

тем оба эти процесса несут в себе определенные проблемы для стабильности.

Легитимизация неизбежно означает игнорирование специфических ценностей. А

морализация профессиональных сфер деятельности осуществляется без учета какой-то

всеобъемлющей системы ценностей. Результатом этих процессов является создание

условий, в которых отсутствует общее знание о должном, то есть всеобъемлющая и

разделяемая всеми мораль.

Такое общество можно сравнить с системой дорожных правил – движение

начинается на зеленый свет не допускается на красный, что соответствует интересам всех

участников дорожного движения. Легко понять, что в демократических обществах

группы, соперничающие между собой пытаются добиться того, чтобы та часть «дорожных

правил», которая влияет на их интересы, была легализована государством таким образом,

чтобы в результате они получали бы преимущества за счет других групп. При этом

группы заинтересованы в том, чтобы эти правила были легитимными путем отнесения их

к разряду ценностей, распространяющихся на общество в целом.

Если общность жизни и общность знания накладываются друг на друга в такой

степени, в какой это имело место в прошлом, то индивиды функционируют рутинно. Это

не обязательно означает, что в жизни этих индивидов нет проблем или что они вполне

довольны своей судьбой. Однако чувствуя себя в своем мире как дома, они знают, как

вести себя в нем и что им можно от него ожидать в разумных пределах. И, наконец, что

также важно, они знают, кто такие они сами. Все это характерно для традиционных

обществ.

Современный плюрализм подрывает этот вид общего знания. Мир, общество,

жизнь и понимание человеком себя как личности – все это ставится здесь под вопрос. Все

становится предметом множества истолкований, и каждое из них задает собственные

ориентиры возможного действия. Никакое истолкование, никакой диапазон возможных

действий не может быть принят в качестве единственно верного и абсолютно

бесспорного. Достаточно часто это переживается как великое освобождение, как прорыв к

новым горизонтам и возможностям жизни. Однако тот же самый процесс может

переживаться и в качестве репрессивного, т.е. такого, который требует от человека

соглашаться со всем тем новым и незнакомым, что появляется в его мире. Есть люди,

которые противостоят этому давлению, есть и такие, которые, как представляется, даже

получают от него наслаждение. П. Бергер называет их «виртуозами плюрализма». Однако

гораздо больше таких людей, которые в мире, сбивающем их с толку своими

многочисленными системами знаний, предложениями выбора, чувствуют себя

незащищенными и потерянными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.