КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, обеспечивающие стабильность плюралистических обществ
Тем не менее люди в современных, как и во всех других обществах, в состоянии устанавливать значимые отношения между своей жизнью и различными возможностями ее истолкования, предлагаемые им институтами, занимающимися производством и распространением знаний. Относительная стабильность современных демократических обществ за пределами разобщенных систем знаний определяется более общим фактором: с одной стороны, это достигается благодаря введению ключевых элементов традиционной морали в систему права, а с другой – за счет формальной морализации профессиональных сфер деятельности. Легитимизация означает, что институциональная система и социальное взаимодействие в целом все больше регулируются абстрактными нормами, закрепленными письменно и являющимися обязательными для всех членов общества. Что же касается второго, то есть морализации, то она представляет собой попытку решения этических проблем, которые возникают в конкретных сферах профессиональной. Вместе с тем оба эти процесса несут в себе определенные проблемы для стабильности. Легитимизация неизбежно означает игнорирование специфических ценностей. А морализация профессиональных сфер деятельности осуществляется без учета какой-то всеобъемлющей системы ценностей. Результатом этих процессов является создание условий, в которых отсутствует общее знание о должном, то есть всеобъемлющая и разделяемая всеми мораль. Такое общество можно сравнить с системой дорожных правил – движение начинается на зеленый свет не допускается на красный, что соответствует интересам всех участников дорожного движения. Легко понять, что в демократических обществах группы, соперничающие между собой пытаются добиться того, чтобы та часть «дорожных правил», которая влияет на их интересы, была легализована государством таким образом, чтобы в результате они получали бы преимущества за счет других групп. При этом группы заинтересованы в том, чтобы эти правила были легитимными путем отнесения их к разряду ценностей, распространяющихся на общество в целом. Если общность жизни и общность знания накладываются друг на друга в такой степени, в какой это имело место в прошлом, то индивиды функционируют рутинно. Это не обязательно означает, что в жизни этих индивидов нет проблем или что они вполне довольны своей судьбой. Однако чувствуя себя в своем мире как дома, они знают, как вести себя в нем и что им можно от него ожидать в разумных пределах. И, наконец, что также важно, они знают, кто такие они сами. Все это характерно для традиционных обществ. Современный плюрализм подрывает этот вид общего знания. Мир, общество, жизнь и понимание человеком себя как личности – все это ставится здесь под вопрос. Все становится предметом множества истолкований, и каждое из них задает собственные ориентиры возможного действия. Никакое истолкование, никакой диапазон возможных действий не может быть принят в качестве единственно верного и абсолютно бесспорного. Достаточно часто это переживается как великое освобождение, как прорыв к новым горизонтам и возможностям жизни. Однако тот же самый процесс может переживаться и в качестве репрессивного, т.е. такого, который требует от человека соглашаться со всем тем новым и незнакомым, что появляется в его мире. Есть люди, которые противостоят этому давлению, есть и такие, которые, как представляется, даже получают от него наслаждение. П. Бергер называет их «виртуозами плюрализма». Однако гораздо больше таких людей, которые в мире, сбивающем их с толку своими многочисленными системами знаний, предложениями выбора, чувствуют себя незащищенными и потерянными.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |