КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знания в традиционных и современных плюралистических обществах7
Институты по производству и передачи знания Институты, осуществляющие производство и распространение знания существовали во всех обществах. Более того, почти во всех обществах, кроме наиболее 6 Там же. – С. 278 7 В основу раздела положены материалы лекции, прочитанной Т. Лукманом в МГИМО в 28 сентябре 1999 года. – См.: Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ. – Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. М.: Издательство МГИМО, 2000 архаичных, определенные институты стали специализироваться в осуществлении упомянутой выше функции. В древних цивилизациях и во всех обществах европейского средневековья и раннего периода современной эпохи в первую очередь религиозные и моральные институты начали заниматься созданием систем знаний. Хотя уже в Древней Греции, а затем и в средневековой Европе философия и впоследствии наука стали ответвляться от религиозных способов мысли и религиозных институтов. Ранее религиозные институты нередко были поставлены в зависимость от аппарата доминирования, от политических институтов. Целью их деятельности была монопольная организация как производства, так и распределения знания и моральных ценностей. Зачастую они успешно учреждали и стабилизировали довольно единообразное знание, то есть хорошо структурированное мировоззрение. Сложные исторические преобразования привели к совершенно другому положению в современных обществах. В этих обществах условия как производства, так и распределения знаний и ценностей, регулирующих коллективную жизнь, становятся подобны открытому рынку. Это имеет серьезные последствия для морального порядка, а
также и для общей культуры. В тех современных обществах, которые не являются тоталитарными, многие поставщики знания конкурируют между собой, борясь за благосклонность публики. А публика сталкивается с возможностью, если не необходимостью, выбора между альтернативными системами знаний, которые составляют представления о хорошей жизни. Отношения между институтами и индивидуальными членами общества являются сравнительно простыми и в архаичных обществах, и в большинстве традиционных цивилизаций. Знание отдельных индивидов без серьезных расхождений смыкается с общепринятым знанием о жизни, которое привязано к относительно целостной системе ценностей. Передача знания не отделена от управления производством самого знания. Образование и прямое научение направлены здесь на обеспечение того, чтобы индивид думал и действовал в соответствии с основными нормами жизни данного общества. Контроль над всем тем, о чем публично говорят, чему публично учат, и что публично проповедуется, помогает предотвратить диффузию еретических взглядов. Конкуренция знаний, будь она внешняя или внутренняя, избегается или устраняется. Смысл тех или иных конкретных действий, а также того, что представляется хорошей жизнью, воспринимается как нечто само собой разумеющееся в качестве общепринятой и обязательной нормы. В современных обществах все еще имеются институты, передающие знания для практической деятельности людей. Есть системы ценностей, которые управляются некоторыми институтами. Однако что касается содержания ценностных систем, современные общества в отличие от предшествующих характеризуются значительными расхождениями. Это относится, прежде всего, к внутренней и внешней конкуренции за производство и передачу знаний. Вследствие этих различий в современных обществах разделяемые и связующие ценности не предписываются более в качестве обязательных для каждого. Эти ценности не распространяются по всем сферам жизни в одинаковой степени, и они не становят субъективно значимыми для всех людей.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |