Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знания в традиционных и современных плюралистических обществах7




Институты по производству и передачи знания

Институты, осуществляющие производство и распространение знания

существовали во всех обществах. Более того, почти во всех обществах, кроме наиболее

6 Там же. – С. 278

7 В основу раздела положены материалы лекции, прочитанной Т. Лукманом в МГИМО в 28 сентябре

1999 года. – См.: Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ. – Социальные

процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. М.: Издательство МГИМО, 2000

архаичных, определенные институты стали специализироваться в осуществлении

упомянутой выше функции. В древних цивилизациях и во всех обществах европейского

средневековья и раннего периода современной эпохи в первую очередь религиозные и

моральные институты начали заниматься созданием систем знаний. Хотя уже в Древней

Греции, а затем и в средневековой Европе философия и впоследствии наука стали

ответвляться от религиозных способов мысли и религиозных институтов. Ранее

религиозные институты нередко были поставлены в зависимость от аппарата

доминирования, от политических институтов. Целью их деятельности была монопольная

организация как производства, так и распределения знания и моральных ценностей.

Зачастую они успешно учреждали и стабилизировали довольно единообразное знание, то

есть хорошо структурированное мировоззрение.

Сложные исторические преобразования привели к совершенно другому

положению в современных обществах. В этих обществах условия как производства, так и

распределения знаний и ценностей, регулирующих коллективную жизнь, становятся

подобны открытому рынку. Это имеет серьезные последствия для морального порядка, а

также и для общей культуры. В тех современных обществах, которые не являются

тоталитарными, многие поставщики знания конкурируют между собой, борясь за

благосклонность публики. А публика сталкивается с возможностью, если не

необходимостью, выбора между альтернативными системами знаний, которые составляют

представления о хорошей жизни.

Отношения между институтами и индивидуальными членами общества являются

сравнительно простыми и в архаичных обществах, и в большинстве традиционных

цивилизаций. Знание отдельных индивидов без серьезных расхождений смыкается с

общепринятым знанием о жизни, которое привязано к относительно целостной системе

ценностей. Передача знания не отделена от управления производством самого знания.

Образование и прямое научение направлены здесь на обеспечение того, чтобы индивид

думал и действовал в соответствии с основными нормами жизни данного общества.

Контроль над всем тем, о чем публично говорят, чему публично учат, и что публично

проповедуется, помогает предотвратить диффузию еретических взглядов. Конкуренция

знаний, будь она внешняя или внутренняя, избегается или устраняется. Смысл тех или

иных конкретных действий, а также того, что представляется хорошей жизнью,

воспринимается как нечто само собой разумеющееся в качестве общепринятой и

обязательной нормы.

В современных обществах все еще имеются институты, передающие знания для

практической деятельности людей. Есть системы ценностей, которые управляются

некоторыми институтами. Однако что касается содержания ценностных систем,

современные общества в отличие от предшествующих характеризуются значительными

расхождениями. Это относится, прежде всего, к внутренней и внешней конкуренции за

производство и передачу знаний. Вследствие этих различий в современных обществах

разделяемые и связующие ценности не предписываются более в качестве обязательных

для каждого. Эти ценности не распространяются по всем сферам жизни в одинаковой

степени, и они не становят субъективно значимыми для всех людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.