Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агенты производства и поддержания субъективной реальности




Двойственная фактичность общества

Конструирование социальной реальности

П. Бергер и Т. Лукман исходят из того, что общество обладает объективной

фактичностью: «Общество – человеческий продукт. Общество – объективная

реальность. Человек – социальный продукт» 2.

Вместе с тем, общество создается благодаря деятельности индивидов, которые

обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений.

Члены общества считают их реальными. «Рядовой человек, – пишут социологи, – обычно

не затрудняет себя вопросами, что для него “реально” и что он “знает”, до тех пор, пока не

сталкивается с проблемой того или иного рода. Он считает свою “реальность” и свое

“знание” само-собой разумеющимися. Социолог не может сделать этого хотя бы только

вследствие понимания того факта, что рядовые люди в разных обществах считают само

собой разумеющимися совершенно различные “реальности”»3. Отсюда следует, что

каково будет общество и его институты зависит, в конечном счете, от знания людей:

социальная реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей

в процессе их деятельности.

Таким образом, двойственный характер общества обусловлен объективной

фактичностью и конструирующей деятельностью человеческого сознания, производством

определенного знания. Тогда главным для феноменологической социологии является

следующий вопрос: “каким образом субъективные значения становятся объективной

фактичностью?”4

По мнению социологов, повседневная жизнь людей представляет собой

реальность, которая интерпретируется ими и имеет для них значимость в качестве

цельного мира. Это мир, который создается в их мыслях и действиях и переживается ими

в качестве реального. У каждого индивида могут быть свои знания о реальности. Но в то

же время он осознает что мир повседневной жизни столь же реален для него, как и для

других. Когда индивид начинает жить в одном и том же мире с другими людьми, он

2 Там же. – С. 102

3 Там же. – С. – 11

4 Там же. – С. 36

становится социализированным, что позволяет войти ему в объективный мир общества.

«Первичная социализация есть та первая социализации, которой индивид подвергается в

детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация –

это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду

входить в новые сектора объективного мира его общества»5.

Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир имеет тенденцию

продолжать свое существование. Но его необходимо поддерживать. Эту функцию

выполняет легитимация, которая по сути представляет собой способы объяснения и

оправдания социальной реальности. Главными агентами поддержания субъективной

реальности в индивидуальной жизни являются значимые другие. Менее значимые другие

функционируют как своего рода “хор”.

П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что в поддержании реальности отношение между

значимыми другими и “хором” являются подвижными: они взаимодействуют как друг с

другом, так и с той же субъективной реальностью, поддержанию которой они служат.

Чтобы пояснить это, социологи приводят следующий пример: для верующего католика

реальности его веры совсем не обязательно будут угрожать его неверующие сослуживцы,

зато неверующая жена, скорее всего, будет представлять такую угрозу. Поэтому для

католической церкви вполне логична широкая терпимость к межконфессиональным

ассоциациям, но столь же логично и её неодобрение межконфессиональных браков.

Религия, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, весьма эффективно поддерживает

реальность социально сконструированного мира. Если возникает конкуренция между

различными реальностями, то терпимость сохраняется лишь до тех пор пока одна

реальность постоянно утверждается вопреки конкурентам.

Субъективная реальность, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, всегда зависит от

вероятностных структур, от специфического социального базиса и требуемых для её

поддержания социальных процессов. Важнейшими средствами поддержания социальной

реальности является общение и употребление одного языка. Благодаря этим факторам

реальность и воспроизводится и удерживается в сознании людей. Через общение и речь

индивиды сохраняют в памяти реальности. При прекращении контактов с теми, кто

разделяет соответствующую реальность, возникает риск крушения субъективной

реальности. Контакты с альтернативной реальностью также могут подрывать

первоначальную субъективную реальность. По этим и другим причинам субъективная

реальность может трансформироваться.

Изменению субъективной реальности предшествует появление эффективной

вероятностной социальной структуры, в которой присутствуют значимые другие. Эта

вероятностная структура должна стать новым миром индивида. При этом, как правило,

индивид утрачивает контакты с прежним окружением и вступает в общение с новыми

значимыми партнерами. Новая субъективная реальность должна легитимироваться, что

связано с реинтерпретацией индивидуальной биографии. В повседневной жизни мы

неоднократно сталкиваемся с тем, что человек говорит: “Тогда я жил в мире иллюзий

(религиозной веры, сталинизма и т.д.), но ныне я воистину знаю, что...” Субъективно

человек может быть совершенно искренним, осуществляя переосмысление своей

биографии, приспосабливая её к новому жизненному миру. Этот процесс называется

ресоциализацией – прошлое перетолковывается для того, чтобы оно стало соответствовать

новым реалиям. Через интерпретацию его механизма феноменологи объясняют мотивы

поведения людей, которые зачастую неосознанно становятся актерами в драме,

неоднократно переписывая исторические события или подделывая религиозные

документы.

Иное дело вторичная социализация, которая предполагает, что индивид входит в

новые сектора объективного мира его общества и интерпретирует настоящее таким

образом, чтобы оно находилось в последовательном взаимоотношении с прошлым.

5 Там же. – С. 212-213

Трансформации субъективной реальности при вторичной социализации имеют место в

связи с индивидуальной социальной мобильностью или профессиональной подготовкой.

Таким образом, феноменологическая социология анализирует роль знания в

контексте диалектической взаимосвязи человека и общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.