КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Толерантность к иному знанию как ценность современного общества
В современных обществах некоторый минимум разделяемого всеми знания содержится лишь в согласии о «функционировании функций», то есть в ожидании того, что поведение в каждой институциональной сфере направлено достижение рациональных целей. На основе этого минимального консенсуса могут существовать отдельно знания о том, что представляет собой хорошая жизнь. Особенно это касается частной сферы индивидуального существования в малых общностях, например, в семье. Причем, эти знания в значительной мере разнятся у разных индивидов и групп. Является открытым и зачастую спорным вопрос о том, существует ли в современных обществах нечто большее, чем этот минимальный консенсус. Такие «большие» институты, как государство и экономика, пытаются легитимировать свои конкретные цели путем соединения их с ценностями, которые, представляются общими, с такими, например, как «всеобщее благосостояние», равенство или предназначение нации. Однако эти попытки чаще всего означают производство лишенных подлинной жизни формул, в которые не верит большинство населения. Но даже если риторика таких коллективных целей и вызывает к себе определенное доверие, институциональная дифференциация создает предпосылки для сосуществования разных систем ценностей и разных знаний в одном и том же обществе. В таких обществах структурный плюрализм становится исключительной ценностью. Сегодня в них главным и высшим достоинством является терпимость к иному знанию. Только посредством терпимости индивиды и их общности могут успешно взаимодействовать друг с другом, живя бок о бок и руководствуясь при этом различными ценностями. Можно определенно утверждать, что в далеко продвинувшихся индустриальных странах, где современная форма плюрализма получила свое полное развитие, системы знаний и ценностей больше не являются общими для всех членов общества. Индивид вырастает в мире, в котором нет ни общих ценностей, определяющих поведение в разных сферах жизни, ни единой реальности, идентичной для всех. Индивид усваивает систему знания посредством общности, в которой он вырастает. Однако он не может автоматически исходить из того, что его представления о хорошей жизни являются точно такими же, что и у других людей, чей жизненный мир мог быть сформирован совершенно другими системами знаний. В Европе общая система знаний была расшатана уже на начальной стадии модернизации. История тоталитарных идеологий за последние сто лет показала, что ничто не может восстановить и поддерживать такие общие для всех ориентации на сколько- нибудь продолжительный период времени. Сомнительно также, что будут более успешными попытки фундаменталистов в странах Третьего мира сохранить общую систему знания. Любой локальной системе знания и ценностей трудно распространяться и утверждаться в том или ином обществе в целом. В то же самое время массовая коммуникация, берущая начало с печатного дела, создала возможность для распространения нелокальных идеологических общностей. Они, в свою очередь, могут предоставлять материал для систем знаний, разделяемых локальными группами и общностями. То, что происходит в общем и целом, в определенной мере порождает дезориентацию и уменьшает степень защищенности отдельно взятых индивидов.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |