КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Будды. Особенности буддизма как религии
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». Слово «дхарма» означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Буддизм в своей основе содержит многие идеи и учения индуизма, главным из которых и является учение о сансаре – постоянной цепи перерождений, определяемых законами кармы. Главная цель размышлений самого Будды, а потом и смысл жизни всех буддистов — избавление от круговорота сансары и достижения нирваны (в индуизме аналогом слова «нирвана» является слово «мокша») – состояния, в котором отсутствуют перерождения. Конечно, в недрах буддизма существовало и существует поныне множество разнообразных течений, школ, сект, которые по-разному трактуют смысл и цель жизни человека и говорят о разных средствах достижения этой цели, но все же понятие нирваны – центральное понятие буддийской религиозно-мифологической системы. По теории буддизма, о ниврване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя и эти слова неадекватны для описания нирваны.) В современном буддизме считается, что нирваны можно достичь и при жизни, однако полностью она достигается только после физической смерти тела и освобождении души. Нирвана — это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа. G Нобелевский лауреат мира Далай-Лама XIV так объясняет сущность нирваны: «Сансара означает зависимость существа от кармы, заблуждений и обстоятельств, им же созданных и им же усугубляемых. Нирвана — это освобождение от зависимости от кармы, заблуждений и их последствий. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием неудовлетворенности и страдания. Высшим состоянием является махапаринирвана — это состояние будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием». Главным вопросом, который стоял перед Сиддхартхой Гаутамой, и ответ на который он искал шесть лет, стал вопрос о способе (или способах) прекращения круговорота сансары и достижения нирваны. Содержание учения Будды: Уже в самой первой – бенаресской – проповеди Будда говорил о двух «крайностях» в поведении людей, которые мешают им встать на путь подлинного религиозного спасения: «Есть, о братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, я во время Просветления постиг срединный путь — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване». Итак, свой путь Будда назвал «срединным», поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и другого. Ядро учения Будды составляют так называемые «четыре благородных истины»: ] Жизнь есть страдание. (Рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, соединение с немилым — страдание, разлука с милым — страдание, желание недостижимого — страдание.) ] Существует причина страдания. (Она состоит в стремлении и жажде к наслаждению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.) ] Страдание можно прекратить. (Прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний и достижение просветленного состояния.) ] Существует путь, ведущий к уничтожению страдания. («восьмеричный благородный путь»): ] правильные взгляды, ] правильные намерения, ] правильная речь, ] правильные действия, ] правильный образ жизни, ] правильные усилия, ] правильное осознание, ] правильное сосредоточение.
G Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру мудрости, культуру поведения и культуру медитации. Культура мудрости — знание четырёх благородных истин. Культура поведения — это пять основных заповедей (панчашила): ] не убей, ] не бери чужого, ] не лги, ] не пьянствуй, ] не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, почтительности и т. п. Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей. О характере передачи смысла Учения. Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести множество примеров и т. п. Потому то и не существует универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на красочной картине или быть сосредоточено в букете цветов. В притчах о проповедях Будды встречается эпизод, в котором описывается, как Будда, собрав учеников, молча улыбался и показывал ученикам цветок, который держал в руках. Это и была вся проповедь. Можно сказать, что Будда назвал свой путь «срединным» еще и потому, что в плане постижения и передачи Высшей Истины – Дхармы – человек выбирает середину между рассудочностью и поэзией. Этика буддизма: Этика (от гр. обычай, характер) — система норм поведения человека. Учение Будды имеет ярко выраженный этический характер. Но это особая этика! Человек может двигаться или не двигаться, согласно указанному ему направлению, — это его личное дело. Не творя зла, он не стремится к активному противостоянию злу, не вмешивается в жизнь. Например, любовь и милосердие ко всем живым существам предполагает не делать различия между людьми, животными, насекомыми и всегда соблюдать принцип ахимсы – не причинять вреда всем живым существам. Очень важно, что принцип ахимсы основан не на ритуальном запрете убийства или причинения вреда, а именно на любви ко всему живому. Доброжелательно следует относиться не только к добрым, но и к злым людям, преступникам, убийцам. В принципе, защита других людей от зла и насилия противоречит учению буддизма. Мстить и наказывать за злодеяния и преступления тоже нежелательно, следует терпимо и бесстрастно относиться к злу. Решительно осуждается и привязанность к какому-либо человеку. Этика буддизма, таким образом, — пассивная этика.
3. Особенности буддизма как религии. Организации верующих и культ в буддизме. Священные книги буддизма. ] Учение Будды было обращено ко всем без исключения людям, причем обретение спасения также провозглашалось абсолютно для всех, независимо от социального положения, национальности, пола и возраста. (В Древней Индии популярность буддизма как раз и объясняется его надсословным и надкастовым характером). ] Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ, но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям. ] Буддизм не признаёт Провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. ] Если христианство неразрывно связано с верой в Христа как Сына Божьего, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни. В странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца. ] В буддизме отсутствует призыв борьбы с «инакомыслием», буддизм очень веротерпим.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |