Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культовая и обрядовая практика иудаизма




Культовая сторона иудаизма на протяжении веков его существования претерпела значительные изменения. Ещё в период кочевой жизни евреи имели для совершения об­щественных богослужений переносной шатер – скинию. Когда они овладели Палестиной, царь Соломон приказал построить каменный храм. Служителями культа были представи­тели одного из 12 ев­рейских колен (племён) – потомки Левия – левиты. Старший род этого пле­мени - потомки Аарона – выполнял функции священников, а остальные сопле­менники ему помогали. В книге “Левит” описаны правила совершения богослужения и приношения жертв. После разрушения храма жертвоприно­шения перестали совершаться и центром религиозной жизни евреев и в Па­лестине, и в условиях диаспоры стала община – синагога.

Там бережно сохранялись религиозные обряды, призванные зафиксиро­вать принад­леж­ность человека к избранным, к “обществу сынов Израиле­вых”. К таким обрядам отно­сятся:

обрезание мальчиков (на 8-й день после рождения);

бар-мицва и бат-мицва – церемонии инициации, знаменующие вступ­ление в совершеннолетие соответственно мальчиков достигших возраста 13 лет и 1 день) и девочек (12 лет и 1 день). считается, что после этих церемо­ний дети ответственны только за свои поступки и не отвечают за грехи роди­телей;

бракосочетание;

миква (омовение).

Радикально менявшиеся с конца Средневековья условия жизни, углуб­ление политических, социально-экономических, культурных и других несо­ответствий между рассеянными по всему миру еврейскими общинами, появ­ление и распространение новых универсальных общественных взглядов — все эти факторы свиде­тельствуют, что сейчас орто­доксального образа жизни придерживается лишь небольшая часть еврейского населения (ок. 15%). По­давляющее большинство евреев, проживающих в различных странах мира, соблюдают только те положения Торы и Талмуда, которые касаются празд­ников (Моэд) и наиболее распространенных в еврейской среде предписаний и запретов (Мицвот).

Праздники:

Шаббат (суббота) — время отдыха и запрета на любую деятельность. В этот день человеку никуда не надо спешить, он может размышлять о смысле своей жизни. В субботу нельзя работать, готовить пищу, переносить что-либо в руках, прикасаться к деньгам, пользоваться транспортом и т.д.;

Рош га-шана — еврейский Новый год. По григорианскому календарю он выпадает на 1 сентября. В этот день евреи молятся о мире и согласии, бла­гополучии и здоровье, посылают открытки с добрыми пожеланиями родным и друзьям.

Йом-киппур (день всепрощения) — суточный пост, символизирующий покаяние в грехах;

Песах (пасха) – “праздник свободы», знаменующий начало весны и ис­ход народа Израиля из египетского рабства. (В этот день ни один еврей не должен почувствовать себя одиноким, поэтому в пасхальный вечер пригла­шают к ужину одиноких людей и бедняков. В память о хлебе предков, спешно покинувших Египет, едят мацу – хлеб, выпеченный из неперебро­дившего теста (за столом обязательно съесть не менее трех кусочков мацы). Спустя 30 дней Песах повторяется снова для тех, кто не смог отметить его вовремя.);

Шавуот — праздник, символизирующий религиозное и национальное единство евреев. (Считается, что в день Шавуот Моисей получил от Бога Тору и десять заповедей – символ союза между евреями и Богом, по преда­нию, в ночь Шавуот небеса раскрываются, и все молитвы достигают Бога.);

Суккот - праздник сбора урожая;

Симхат Тора (радость Торы) — празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге;

Ханука — (“Освящение”) праздник зажигания свечей в честь освобож­дения Иерусалимского Храма от язычников (восстание Иуды Маккавея). (Праздник длится 8 дней, и все эти дни горят 8 свечей (прибавляется по од­ной каждый день), детям дарят подарки или дают деньги.).

Иудейская религиозно-культовая система содержит также множество положений, регламентирующих питание (пища делится на кошерную (дозво­ленную) и трефную (недозволенную: мясо свиньи, верблюда, зайца, тушкан­чика, пресмыкающихся, любое мясо с кровью)), брачные отношения, поведе­ние в обществе и в культовых зданиях.

 

 

4. Историческое развитие иудаизма. Течения в современном иуда­изме.

В период между 539 и 333 гг. до н. э. происходит консолидация иудаизма как рели­гии, ос­новывающейся на Библии. Этому способствовала трагическая история Иудеи, по­стоянно переходившей из рук в руки различных завоевате­лей. Судьба бросала евреев по миру и единственным связующим звеном, по­зволявшим им чувствовать себя единым на­родом, была иудейская религия.

В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и увёл в плен его жителей. В июле 539 г. персидская держава покорила Вави­лон, и царь Кир Великий разрешил евреям вернуться в Иерусалим и восста­новить иерусалимский храм, однако многие из них рассеялись по территории бывшей вавилонской империи и, благодаря своей предприимчивости, вошли в интеллектуальную и торговую элиту. В 322 г. Иудею завоё­вывает Алек­сандр Македонский. Попытка заставить евреев поклоняться эллинским богам привела к восстанию под руководством братьев Маккавеев, а поражение в нём послужило причиной расселения народа Израиля по миру. В I в. до н. э. Иудея попадает под власть Рима, и её непокорные жители вновь восстают. Иудейская война 66 –73 гг. привела к но­вому разрушению храма и массовому бегству.

Уничтожение храма сказалось на будущем иудаизма, ликвидировались первосвящен­ство и верховный суд (Синедрион). Иерусалим как центр па­ломничества не мог играть свою роль объединяющей силы, в иудаизме воз­никла угроза потери национально-куль­турного единства.

Однако религия в сохранении нации сыграла решающую роль. Иоханан бен Заккай осно­вал в палестинском городе Ямниа религиозную школу. Рим­ляне не усмотрели в этом ни­чего предосудительного и политически вред­ного. Сущность ориентации в этой школе была фарисейской. Фарисеи (иврит – “отлучать, отделять”) – иудейская секта, отличи­тельными чертами которой были гордость и лицемерие, они имели притязания на исклю­чительную свя­тость и неукоснительно блюли многочисленные обряды. Форма обращения в этой школе была “рабби” – учитель, что затем превратилось в формальный титул для служителей раввинского иудаизма. Со временем школа в Ямниа (или Ябна) стала испол­нять функцию суда и даже приняла название “Сангед­рин”, или “Синедрион” (иврит – “верховный суд”). Ионаханан узурпировал право первосвященника устанавливать кален­дарь для всех евреев.

По мере роста авторитета школы за консультацией и судом стало обра­щаться всё больше евреев. Писания, исходившие из её стен, стали приобре­тать статус законов. Здесь были составлены первые труды с комментариями “священных писаний”, “священное пре­дание” иудейской религии – Талмуд, которое постоянно пополнялось (первая его часть с комментариями “свя­щенного писания” получила название “Мишны”, вторая – “Гемары”, в состав “Гемары” вошли комментарии к “Мишне”). Последней частью Талмуда, со­став­ленной в XV-XVI в., стала “Кабалла” – тайное мистическое учение со значительным влиянием магии. В настоящее время “Кабалла” широко ис­пользуется в магических обря­дах, а кабаллистические знаки являются симво­лами трансцендентального.

Раввинский иудаизм не был однородным. Так, в VIII в. Анан бен Давид, а также ка­раиты IX столетия отвергли Талмуд и все формы устного Закона, взяв за основу одну только Библию. Казалось, что караитам даже удастся расколоть еврейский мир, но движе­ние их в скором времени стало просто сектой, хотя и уцелело до сей поры.

Другие разновидности иудаизма постепенно вымирали, в том числе и ев­рейское хри­сти­анство. В греческом мире христиане полостью порвали с иу­даизмом и постепенно обре­тали антиеврейскую направленность.

Обращение императора византийского Константина в христианство (правда, на смертном одре) стало недобрым предзнаменование для иудеев. Иудаизм не был объявлен вне закона, однако большинство лидеров христи­анства, монахов и епископов испытывали ненависть к евреям. В Египте и Персии их взаимоотношения с властями нельзя назвать дружескими, поэтому евреи были готовы приветствовать арабскую экспансию.

Когда арабами была разбита в 634 г. византийская армия, затем пали Си­рия, Пале­стина, Персия, армии арабов вторглись в Испанию и достигли Франции, всего за сто лет огром­ная часть евреев подпала под власть мусуль­ман. Раввинский иудаизм получил раз­витие, раввины продвинулись до влия­тельных должностей, евреи стали частью интеллек­туаль­ной верхушки араб­ского мира. Большие успехи были достигнуты в математике, ас­троно­мии, философии, химии и филологии.

К X-XI вв. в Испании сформировался особый тип иудаизма, известный как “сефард­ский”, со своими специфическими ритуалами в синагоге, с собст­венным диалектом – син­тезом испанского и еврейского языков. В Западной Европе, прежде всего в Германии, сложился другой тип, получивший назва­ние “ашкенази”, со своим языком – немецко-ев­рейским диалектом – идишем. Однако в средневековой Европе, особенно в период кре­стовых по­ходов, ко­гда в “Святую землю” шли орды крестоносцев, ненависть к евреям и бесчин­ства стали обычным явлением. Взятию Иерусалима радовался весь христиан­ский мир, а евреям оно несло смерть – сожжение в синагогах.

На исходе XIII столетия массовые избиения начались снова. Почти пол­ностью были стерты с лица земли еврейские общины в южной Италии, шло массовое принудительное обращение в иную веру. Из Франции евреев на­чали изгонять, их обвинили в отравлении колодцев и в причинении “чёрной смерти” (чумы), забравшей треть населения Европы в 1348 г. На всём про­странстве от Испании до Польши евреи массово уничтожались. Ут­вержда­лось также, что евреи совершают ритуальные убийства и используют кровь хри­стианских детей в своих обрядах.

“Золотой век” Испании в этот период закончился. В двенадцатом столе­тии христиане делали попытки отбить эти территории у мусульман, однако это дало обратный эффект: фанатичные мусульманские племена из северной Африки наводнили Испанию. Они не проявили обычной терпимости к ев­реям, а погнали их к северу. Кульминации гонения на евреев в Испании дос­тигли в 1391 г., и многие из них обратились в другую веру. Право­верные иу­деи им этого не простили и называли оскорбительным словом “марранос”, т. е. свинья.

В XVI – XVII столетии самое большое количество евреев проживало в странах Отто­манской империи, или же в христианских Польше и Литве. В 1648 и 1649 гг. произошли массовые избиения евреев в Польше и на Ук­раине. Тех, кто не смог убежать, убивали и мучили чрезвычайно жестоко.

С начала XVIII в. евреи постепенно стали выходить из Польши и Отто­манской импе­рии к городам Европы, где больше ценилась еврейская ком­мерческая деятельность. В XVIII столетии их значительное число направи­лось в Африку. В XIX в. наблюдается рас­тущая терпимость к иудаизму, од­нако именно в этом столетии религиозное движение иу­даизма стало сли­ваться с политическим: возникает сионизм. Его суть – воссоздание на­цио­нального еврейского государства и сбор в его границах евреев всего мира. С конца XIX в. еврейские подвижники под религиозными лозунгами начали переезжать в Пале­стину, и весь еврейский мир стал им активно помогать.

Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничто­жения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаи­моотно­шениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства пра­ви­тельств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов ев­реев, почти всё европейское ев­рейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогну­лось. Шок от холо­коста позволил более активно проводить агитацию за создание еврей­ского государства.

Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, вы­данного Вели­кобритании по окончании первой мировой войны, было провоз­глашено новое государство – Израиль. Оно является светским, однако рели­гия играет в его жизни заметную роль. Суббота, например, общегосударст­венный выходной день: не работают магазины, обще­ственный транспорт, го­сударственные учреждения. Запись актов гражданского состояния произво­дят в синагогах, по религиозным вопросам судит особый суд, религиозные партии верховодят в политике. Ортодоксальный иудаизм – религия Израиля, он управляет и мно­гими аспектами личной жизни. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам, и ашке­нази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни.

За пределами Израиля иудаизм неоднороден: есть ортодоксы, реформа­торы и консер­ваторы. Наиболее известное ортодоксальное течение – хаси­дизм. Он возник в западных рай­онах Российской империи (местечко Люба­вич) в конце XVIII в. Основателем считается раввин Израэль Баал Шев Шем Тов. Основные особенности хасидизма – форма богослу­жения и внешний вид (черный сюртук и пейсы). Ортодоксы скрупулёзно следуют всем догматам иудейской религии. Реформаторы выступают за учёт в религиозной практике иудаизма изменений в общественной жизни и науке, они допускают значи­тельные откло­нения от традиций – отказ от иврита, сокращение служб, со­вершение служб в воскресе­ние, назначение раввинами женщин. Консерва­тивный иудаизм выступает против резких нововведений, но не отрицает воз­можности внесение изменений в религиозную практику при условии их тща­тельного обдумывания.

Сегодня иудаизм представлен в мире неоднородным учением и религи­озной системой. Принципиальная разница между основными конфессиями иудаизма (их всего три) – в отношении к традиции:

Ортодоксальный иудаизм – стоит на том, что необходимо во всем сле­довать традициям, заповеданным отцами и идущим от глубокой древности, ибо, несмотря на изменчивость мира, Божья воля остается неизменной.

Реформированный иудаизм – появился в начале XIX века. Его после­дователи считают, что не все в традиции – проявление Божьей воли: многое в ней – результат исторического развития. Его принципы: отказ от древнеев­рейского языка (иврита), как от обязательного при богослужении; введение органной музыке в синагоге; перенос празднования субботы на вечер пят­ницы или утро воскресенья; сокращение времени религиозных служб; отказ от пищевых запретов. В 1928 г. был организован Всемирный союз прогрес­сивного иудаизма.

Консервативный иудаизм – занимает промежуточное положение ме­жду ортодоксальным и реформированным иудаизмом. Он признает многие принципы реформированного иудаизма, но к любым изменениям традиции на практике относится осторожно.

В настоящее время иудаизм распространен в 81 стране мира. Он явля­ется господствующей религией в Израиле. Наибольшее количество последо­вателей иудаизма после Израиля насчитывается в США. В Израиле и России реформаторов и консерваторов очень мало, а в США они составляют подав­ляющее большинство еврейского населения.

Особенностью иудаизма является то, что он – национально-образующая религия: всякий, кто принимает эту веру, считается евреем, даже если этни­чески не принадлежит к еврей­скому народу (эфиопские фалаши, тюрки – ка­раимы, мексиканские индейцы и др.) Рас­сеиваясь по миру, еврейские диас­поры несут религию во все страны, где они прожи­вают.

Постулаты иудаизма довольно широко применяются и в других рели­гиях. Например, утверждения Ветхого Завета, особенности Пятикнижия Моисеева (Торы) признаются ис­ламом и христианством, которые использо­вали элементы иудаизма при формировании своих культов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.