КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пять столпов ислама
Сунна Коран Источники вероучения ислама и основы мусульманского вероучения В Медине G В Медине приняла организационные формы мусульманская община – умма; установились основы мусульманской обрядности (которые впоследствии сильно усложнились); была построена первая мечеть и были установлены первые правила молитвы: молящийся должен обращаться лицом не к Иерусалиму, а к Каабе; произошло также окончательное размежевание мусульман с иудеями и христианами, окончательно оформились представления об особых мусульманских догматах и об исламе как особой религии. Кроме того, в Медине Мухаммед выступал не только как руководитель мусульманской общины, но и как глава нового государства: им составляется устав мусульманской общины – своего рода Конституция первого арабского государства, где было сказано, что все жители Медины пользовались равными правами, независимо от их принадлежности к какому – либо племени. Все споры дожен был решать сам Мухаммед. Были оговорены многие социальные, экономические и политические вопросы жизни мусульман. В этих новых условиях Мухаммед начал борьбу с враждебной Меккой. После многочисленных сражений и нападений мусульман на мекканские караваны, обеим сторонам удалось достигнуть компромисса. В 630 г. мекканская знать заявила о готовности подчиниться Мухаммеду, приняла веру в единого Бога, признала Мухаммеда Пророком (в силу политической необходимости). Мухам мед же признал святость Мекки и простил мекканскую знать, которая сохранила свои привилегии и скоро проникла в руководство мусульманской общины. Из святилища Кааба были выброшены все языческие идолы, и оно стало главным святилищем мусульман всего мира. Основным местопребыванием Мухаммеда осталась Медина, а в Мекку он совершал паломничества (хаджи). Одновременно с подчинением Мекки, Мухаммеду подчинилась большая часть Аравийского полуострова, а также южные районы Палестины и Ирака. По преданиям, несмотря на свои религиозные и политические заслуги, Мухаммед до конца своих дней вел простой образ жизни и не стремился к богатству. Умер он в 632 г., через три месяца после того, как совершил свой последний хадж в Мекку.
Первым источником изучения исламского вероучения является Коран (ар. – «чтение вслух, речитатив, декламация») – главная священная книга мусульман, представляющая собой собрание откровений, ниспосланных Аллахом Мухаммеду. Согласно исламской традиции Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухаммеду осуществлялось посредством архангела Джабраила. В свою очередь Пророк посредством проповедей знакомил с содержанием откровений широкий круг людей. При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Хотя имелись записи отдельных откровений (на пальмовых листьях, на глиняных дощечках, на медных пластинках и т. д.), однако фиксация носила спорадический характер и велась с помощью примитивной арабской графики, поддающейся полной расшифровке только при сохранении текста в памяти. После смерти Пророка, а также из-за гибели в войнах многих его сподвижников, хранивших в памяти пространные отрывки его проповедей, встала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Первые письменные версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Во избежание разночтении по указанию халифа Османа (правил с 644 по 656 г.) группа авторитетных сподвижников пророка создала сводный текст Корана. За основу была принята одна из прежних версий и при этом были учтены дополнительные записи и свидетельства современников Мухаммеда, знавших наизусть его проповеди. Параллельные списки священной книги мусульман имели хождение в халифате по крайней мере до Х в., но были вытеснены Османовой редакцией. Процесс канонизации Корана продолжался до Х столетия. В течение первых двух веков ислама шло интенсивное уточнение сакрального текста, устранялись разночтения, разрабатывались традиции его декламации. Текст общепринятой Османовой редакции Корана состоит из 114 глав - сур, причем следуют они друг за другом не в хронологическом порядке, а в порядке убывания своего объема, своей величины (за исключением первой – вводной – суры). Таким образом, в Коране отсутствует композиционное единство. Суры в свою очередь включают определенное количество стихов — аятов (ар. – «чудо, знамение»). Суры делятся на мекканские и мединские, причем из-за отсутствия хронологической последовательности мекканские суры чередуются с мединскими. Мекканские суры составляют примерно одну треть Корана и их содержание обращено к враждебному языческому обществу, касаются они в основном вопросов морали и этики, а также содержат предупреждения о грядущем страшном суде. Мединские суры составляют примерно две трети Корана и содержат предписания и нормы, призванные регулировать жизнь мусульманского общества. В этом смысле Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника». Коран регламентирует всю жизнь мусульман – духовную и практическую, личную и общественную. Z В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигаются лишь общие положения, которые впоследствии были приведены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом, «говорящим» устами Мухаммеда, с противниками ислама, а также обращения Аллаха к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил многие религиозные тенденции периода джахилийя. Основополагающая идея проповеди Мухаммеда, зафиксированная в кораническом тексте, сводится к безусловной необходимости отказа от политеизма и обращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания. Z Значительная часть коранического текста посвящена изложению библейских сюжетов и легенд. Около четверти священной книги содержит сведения о жизнедеятельности различных, главным образом, библейских пророков. Это обстоятельство служило основанием для утверждений об исламе как эклектичной религии, основанной на заимствованиях, творчески усвоенных и переработанных исламом. Z Коран представляет собой уникальный исторический источник, проливающий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконструировать картину межплеменных отношений, хозяйственной деятельности кочевого и оседлого населения, дает представление о социально-профессиональном составе аравийского общества, содержит сведения об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государствами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории. Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповторимым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе язык Корана — это наддиалектальный поэтический язык аравийцев с некоторыми элементами разговорного языка Мекки. Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (ар. «обычай, пример»). Сунна состоит из хадисов (ар. «новость, известие, рассказ») - сообщений из жизни пророка Мухаммеда, преданий о его словах или действиях, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Активный сбор преданий пришелся на 700 — 720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммеде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной. Сунна, объединяющая поступки Мухаммеда, его высказывания и молчаливое одобрение, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества в исламе. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образования халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям. С превращением ислама в государственную идеологию средневековых империй на основе Корана и Сунны создаются развернутая религиозная доктрина ислама и свод законов мусульман. Уже в начальный период существования мусульманской общины сложилось представление о пяти важнейших положениях вероучения – пяти столпах: I. Шахада – словесное свидетельство, подтверждение веры, выражаемое фразой, которая на русском языке звучит как «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Шахада возникла как молитвенный возглас, которым мусульмане отличали себя от язычников. Она является главной формой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. В ней, что очевидно, содержатся два важнейших догмата Символа веры ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммеда. II. Салат (ар.) или намаз (перс.) – ежедневная молитва. Каждому мусульманину предписывается совершать молитву пять раз в сутки: на рассвете, около полудня, между полуднем и закатом, на закате и перед ночным сном. Молиться в мечети необязательно, молитву можно совершить и в любом другом месте. Это положение возникло в связи с тем, что мусульманам – торговцам часто приходилось сопровождать свои караваны в многодневных переходах, и, естественно, возможности молиться в мечети у них не было. Поэтому им достаточно было подстелить себе особый молитвенный коврик – намазлык – и совершить молитву в любом месте пустыни. Каждой молитве предшествует ритуальное омовение водой, а если запасы воды строго ограничены, то омовение можно совершить песком. Омовение в исламе имеет не только практический, гигиенический смысл, но и смысл духовный: каждое омовение – это частично и духовное очищение. Каждую пятницу проводится коллективная молитва мусульман в мечети, сопровождаемая проповедями. III. Саум (ар.) или ураза (тур.) – пост, обязательный для всех совершеннолетних мусульман. Этот пост длится в течение всего месяца рамадан – девятого месяца лунного календаря. Он состоит в полном отказе от любой еды, питья и удовольствий в течение дневного времени суток. С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не придаваться излишествам. От соблюдения поста освобождаются путешественники, воины во время битв и походов, пленные, больные, немощные, беременные и кормящие грудью женщины, да и вообще все, здоровью которых пост может нанести серьезный вред. Кроме общеобязательного поста мусульманин может держать дополнительный пост по обету или из благочестия. Рекомендуется поститься во время стихийных бедствий, военной опасности, солнечных и лунных затмений. Помимо поста ислам предусматривает и ряд других запретов: запрет на употребление в пищу свинины, употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. IV. Закят – обязательная милостыня, налог в пользу бедных. Считается, что он дает тем, кто его платит, моральное право пользоваться своим богатством. Закят уплачивается только взрослыми мусульманами в размере 2,5 % от совокупного дохода. V. Хадж – паломничество в Мекку. Его должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни. Однако, тот, кто сам не может его осуществить, может отправить вместо себя доверенного человека, полностью его профинансировав. С пятым столпом ислама – хаджем – тесно связан исламский культ Каабы. Этот священный храм в Мекке является главным культовым зданием мусульман всего мира. В наружной стене этого здания находится ниша с «черным камнем», по всей видимости метеоритного происхождения, который ассоциируется с присутствием Аллаха. Поэтому для каждого мусульманина очень важно прийти к Каабе и прижаться губами к «черному камню». Иногда в качестве шестого столпа ислама называют джихад (ар. – «усилие»). Это слово за всю историю ислама приобрело несколько смыслов: a) «Джихад меча» – вооруженная борьба с неверными, сулившая ее участникам – мусульманам райское блаженство. b) «Джихад слова» – склонение неверных к исламу с помощью мудрых увещеваний. c) «Джихад руки» – наказание за преступление перед верой. d) «Джихад сердца» – борьба каждого верующего с собственными несовершенствами. Эта точка зрения на определение смысла и содержания джихада сегодня является самой распространенной среди мусульманских богословов.
3. Ислам в средние века: расколы и течения. Становление арабского халифата. Четыре праведных халифа: Вскоре после смерти Мухаммеда небольшое Аравийское исламское государство благодаря завоевательной политике его преемников превратилось в могущественную империю. Поскольку Мухаммед не назвал своего преемника, вплоть до середины VIII в. шла жестокая борьба за титул халифа, то есть наместника пророка, религиозного и политического вождя ислама. Первым из четырех праведных халифов, с которых начался«золотой век» ислама, стал Абу Бекр. Он успешно воевал против арабских племен, отступивших от ислама, и снова объединил верующих. Он также распространил власть ислама на часть Персии и Византии. Когда в 634 г. Абу Бекр умер от лихорадки, халифом стал Омар, советник Мухаммеда. За 10 лет правления этого халифа ислам достиг высшего влияния. К исламской империи были присоединены Палестина, Сирия, Египет и почти вся Персия. Местное население приветствовало завоевателей как освободителей от византийского и персидского господства. Арабы сохранили в захваченных землях существовавшее там государственное правление. Приверженцам религий, в основе которых лежало Священное писание, то есть иудеям, христианам, а также зороастрийцам, предоставлялась свобода вероисповедания, но с них взимался особый подушный налог — джизья. После смерти Омара, убитого из личной мести иранцем-христианином, халифат перешел к зятю Мухаммеда Осману из рода Омейядов. Именно при нем был создан канонический текст Корана. Однако Осман вызвал недовольство своих подданных, ибо, желая укрепить разросшийся халифат, раздавал земли и важнейшие государственные посты своим родственникам. В халифате вспыхнула первая междоусобица, Осман пал от меча своих противников-мусульман. Четвертым халифом стал другой зять Мухаммеда - Али ибн Абу Талиб, который был женат на его дочери Фатиме. Многие мусульмане полагали, что только у него есть законное право на духовное и светское наследие пророка. Однако против Али выступил Муавия, наместник халифа в Дамаске и племянник Османа. Смута охватила всю страну, Али был убит. Халифат Омейядов и Аббасидов: После смерти Али власть в халифате перешла к Муавию из рода Омейядов. Столицу государства он перенес в Дамаск. При Омейядах войска халифата, покорив Северную Африку, в 711 г. переправились через Гибралтар, разгромили вестготов и завоевали почти весь Пиренейский полуостров. На востоке арабы дошли до Индии и границ Китая. Халифат, охватив полмира, достиг зенита своего политического могущества. Господство Омейядов подорвали внутренние распри. Потомки Аббаса, дяди пророка, восстали против халифа. Их поддержали сторонники покойного Али ибн Абу Талиба и восточные иранцы. В 749 г. войска мятежников во главе с персом Абу Муслимом возвели на престол первого аббасидского халифа. Аббасиды перенесли столицу в Багдад и правили мусульманской империей до середины XIII в. В эпоху Аббасидов воинственный пыл мусульман постепенно иссяк, а сам Багдадский халифат распался на независимые государства. Хариджиты: Хариджизм возник в период первых крупных арабских завоеваний и обострения социально-политических противоречий в халифате. Во время битвы между Али ибн Абу Талибом и Муавией при Сиффине (657 г.) на реке Евфрат Али дал согласие на приостановку битвы и решение вопроса о преемстве власти с помощью третейского разбирательства. Уступчивость и нерешительность Али разочарование и гнев части его приверженцев. Вследствие этого 12 тысяч человек отделились от его войска и отказались его поддерживать, выдвинув лозунг «нет халифа, иначе как по воле Бога и народа». С этим событием —выходом части бойцов — бывших сторонников Али из военного лагеря —связано название хариджитского движения (ар. «хаваридж»— вышедшие, выступившие). Хариджиты представляли собой самую раннюю религиозно-политическую группировку в истории ислама. Первый раскол в исламе и выделение хариджизма назревали в недрах мусульманской общины давно в скрытой форме, а битва при Сиффине послужила лишь поводом, благодаря которому оппозиционеры выступили открыто. Хариджиты избрали своего собственного халифа и объявили о низложении Али и Муавии, с которыми они боролись вооруженным путем. Али был убит хариджитом. Особенно прочные позиции хариджиты завоевали в Иране и Ираке, а также в Аравии и Северной Африке. С Х в. влияние хариджитов резко пошло на убыль. В настоящее время немногочисленные хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии. Догматические новшества хариджитов: Хариджиты внесли весомый вклад в разработку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Отстаивая позиции «родовой демократии», они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. В случае, если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить и, если это необходимо, убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения социального статуса и этнической принадлежности. Главными требованиями к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривается как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель. Ему не приписывается никакого сакрального значения. Если одна местная община отрезана от другой, то каждая может избрать для себя халифа. Законными (праведными) халифами хариджиты считали двух первых преемников Мухаммеда - Абу Бекра и Омара. Али, давший согласие на решение спора с Муавией путем переговоров, утратил, по их убеждению, свои права на халифат, так как нарушил принцип «судить может только Аллах». В политическом отношении хариджиты были носителями радикальных настроений, а в религиозном плане выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности. Сунниты и шииты: Сторонники Али ибн Абу Талиба отделились в особую партию – шиат Али (ар. “ шиа ”- “ партия ”, от чего и пошло их название — шииты ). Постепенно шиизм из политического движения превращается в особое религиозное направление, во многом противоречащее официальному исламу. В этой связи последователей официального ислама стали называть суннитами. Различия между суннитами и шиитами: Z Шииты считают, что Али обладал особой высшей святостью, которая передается его прямым наследникам. Более того, они уверены, что сам Пророк объявил Али своим преемником. Сунниты же считают Али исключительно авторитетным, но все же обыкновенным человеком. Кроме того, сунниты отрицают саму возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда. Отсюда вытекает следующее: шииты считают что только Али и его потомки могли быть праведными халифами, а халифов Абу Бекра, Омара и Османа шииты считают узурпаторами. Сунниты же признают праведность этих халифов; Z Шииты считают, что во главе мусульманского государства должен стоять имам – духовный и светский правитель – который получит свою власть по наследству от праведного халифа. Поэтому имамы у шиитов олицетворяют еще и принцип непрерывного пророчества. Сунниты считают, что должность имама должна быть выборной. Согласно шиитской традиции, всего было 12 имамов, причем 12-й имам внезапно исчез, скрылся. Шииты считают, что этот 12-й «скрытый имам» придет в мир в качестве Махди (мессии) накануне конца света, а до его прихода руководить мусульманской общиной должен всезнающий и лишенный пороков богослов – аятолла; Z Шииты дополнили Коран 115-ой сурой – «Два светила» (Мухаммед и Али), которую сунниты отвергают; Z Шииты не признают отдельных хадисов Сунны и имеют свои сборники преданий о жизни Мухаммеда. Противостояние суннитов и шиитов в вопросах власти не прекращались на всем протяжении истории исламского мира. В VIII веке внутри шиизма появляются течение исмаилитов, а из них в IХ веке выделяется течение карматов. Исмаилиты создали разветвленную тайную организацию и собственную религиозно – философскую систему, где мир представляет собой отражение космического порядка. Они же выдвинули требование джихада как постоянной борьбы с неверными. Карматы проповедовали идеи уравнительского распределения благ и справедливости в обществе, привлекая в свои ряды бедных крестьян и ремесленников. В 899 г. был даже создан карматский халифат в Бахрейне – это была земледельческо – ремесленная община, где сохранялось общинное рабовладение. С течением карматов связано множество движений социального протеста в средневековом исламском мире. Карматов отличал крайний фанатизм и жестокость в отношении к иноверцам. Со своими противниками карматы нередко боролись методом индивидуального террора. Особенно активно действовали карматы во время крестовых походов, наводя на крестоносцев ужас. Шиизм сегодня исповедуют мусульмане Ирана, Азербайджана, значительная часть населения в Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне. Суннизм же со времен средневековья занимает господствующие позиции в исламе. Суннитскими были главные династии средневековых исламских империй: Аббасиды, Сельджуки, Мамлюки и др. Ислам суннитского толка был официальной религией Османской империи.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |