КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руки врача
Руки врача как рабочие инструменты являются объектом заботы специалиста и предметом уважения пациентов. До статочно вспомнить картину М.В.Не стерова с изображением рук известно го хирурга С.С.Юдина. Каждый врач в своей жизни помнит минуты успеха, первого пациента, обратившего внима ние на его руки. Никогда не забывают ся также неудачи, неизбежные в дея тельности мануального терапевта. В начале этой книги мы писали, что технический прием по диагностике
и лечению начинается с формирова
Мануальная медицина
тканей пациента. При объективном ис ния преднапряжения в любом звене следовании тремор не выявляется, локомоторного аппарата. Основное функциональные исследования не под требование при этом должно быть со средоточено на деликатную настойчи вость врача и его рук. Настойчивость, граничащая с агрессией, свойственная начинающим врачам и деятельным на турам, опасна неминуемыми осложне ниями. Деликатность, присущая жен щинам и неуверенным в своих воз можностях специалистам, бесполезна с точки зрения потенциала мануальной терапии. Опыт многих специалистов показывает, что это чувство — чувство меры — воспитывается в течение до статочно продолжительного времени при ежедневной практике. Во всяком случае, речь идет о нескольких меся цах. При этом неизбежны издержки в формировании этого чувства, когда по вышается чувствительность пальпирую щих пальцев до появления чувства "тре вожных рук". Выражается это чувство в ощущении внутренней дрожи в спокой ном положении рук, исчезающее при первых же движениях по пальпации тверждают (включая электромиографи ческое) патологические сдвиги в дея тельности нейромоторной системы рук. Перетруживание рук специалиста при большом объеме работы может сопро вождаться "ломотой" в лучезапястном ("корень" кисти) и локтевом суставах. Боль в названных суставах появляется в результате их функционального блоки рования за счет преобладания в арсенале технических приемов компрессирующих усилий. Настоящие эпикондилиты прак тически не встречаются. Лечебные ме роприятия при этом недуге очевид ны — отдых и помощь коллеги. Здесь неуместно напоминать о бе режном отношении врача к своей ру ке — мозоли, грубая кожа, длинные ногти не способствуют повышению мастерства специалиста. Во всяком случае, умелые и береж ные руки должны подчиняться высо кообразованной и творческой голове специалиста.
Приказ №365 от 10.12.97 г. Министерства здравоохранения Российской Федерации О введении специальности "Мануальная терапия" в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей
В целях совершенствования подготовки врачей и повышения качества оказания медицинской помощи населению приказываю: 1. Ввести в действие с 01.01.98:
присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением "Об аттеста ции врачей, провизоров и других специа листов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации", 1.1. Дополнение в номенклатуру врачеб утвержденном приказом Министерства ных и провизорских специальностей в уч реждениях здравоохранения Российской Федерации, утвержденную приказом Ми нистерства здравоохранения и медицин ской промышленности Российской Феде рации от 16.02.95 №33 "Об утверждении Положения об аттестации врачей, прови зоров и других специалистов с высшим об разованием в системе здравоохранения Российской Федерации" (приложение 1). 1.2. Положение о враче мануальной те рапии (приложение 2). 1.3. Квалификационную характеристику врача мануальной терапии (приложение 3). 1.4. Инструктивно-методические указа ния по аттестации на присвоение квали фикационной категории по специальности "Мануальная терапия" (приложение 4). 2. Управлению научных и образователь ных медицинских учреждений до 01.05.98 г. разработать учебные программы подготов ки врачей мануальной терапии в интерна туре, ординатуре, аспирантуре и унифици рованную программу специализации и по вышения квалификации. здравоохранения и медицинской промыш ленности Российской Федерации от №33 16.02.95 г. 4. Отделу медицинской статистики и ин форматики внести необходимые измене ния в формы отчетов учреждений здравоо хранения в связи с введением специаль ности "Мануальная терапия" в номенкла туру врачебных и провизорских специаль ностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. 5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 5.1. Присвоить врачам мануальной тера пии, имеющим вторую, первую высшую квалификационную категорию по специ альности "Неврология", "Травматология и ортопедия" без дополнительного прохож дения аттестации соответственно вторую, первую, высшую квалификационную кате горию по специальности "Мануальная те рапия". 5.2. Засчитывать в стаж работы по спе циальности "Мануальная терапия" время 3. Управлению организации медицин работы в должностях: врача-невролога, ской помощи населению, Российской ме дицинской академии последипломного об врача-травматолога-ортопеда. 5.3. Специалист "Мануальный терапевт" разования, Санкт-Петербургской меди может вводиться в пределах численности цинской академии последипломного обра зования, Центральной аттестационной ко должностей, положенных учреждению по действующим штатным нормативам. миссии Министерства здравоохранения 5.4. Размножить настоящий приказ в не Российской Федерации до 01.05.98 г. раз работать и представить на утверждение ти повые тестовые задания для проведения аттестации врачей мануальной терапии на обходимом количестве. 6. Контроль за исполнением настоящею приказа возложить на Первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.
Дополнение
Мануальная медицина
Приложение 1
номенклатуры врачебных и провизор-
здравоохранения и медицинской промыш- ских специальностей в учреждениях здра- ленности Российской Федерации от воохранения утвержденной Российской приказом Федерации, Министерства 16.02.95 г. №33. 69. "Мануальная терапия"
Приложение 2 Положение о враче мануальной терапии 1. Общая часть 1.1. Врач мануальной терапии — специа лист с высшим медицинским образовани ем по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", прошедший послевузовскую подготовку (интернатуру, ординатуру, ас пирантуру) или специализацию по ма нуальной терапии и владеющий теорети ческими знаниями и практическими навы ками по мануальной терапии в соответст вии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по специальности "Мануальная терапия" в государственных образовательных учреж дениях, имеющих лицензию на право ве дения образовательной деятельности. 1.2. Врач мануальный терапии может ра ботать в неврологических, терапевтичес ких, травматологических отделениях боль ниц, в отделениях мануальной терапии, в отделениях или кабинетах мануальной те рапии поликлиник, санаторно-курортных учреждений. 1.3. В своей работе врач мануальной те рапии руководствуется настоящим Поло жением, другими нормативными докумен тами Российской Федерации по охране здоровья населения. — в организации работы кабинета и (или) отделения мануальной терапии в структуре лечебно-профилактического уч реждения; — в организации применения современ ных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных; — в популяризации методов мануальной терапии среди населения и медицинской общественности; — в проведении клинической и клини- ко-патоморфологической экспертизы. 2.3. Осуществлять: — планирование и анализ клинической работы; — обследование больных перед приме нением методов мануальной терапии. 2.4. Обязан знать: — приемы мануальной диагностики и терапии, специальной лечебной гимнасти ки, современные методы в диагностике, лечении и реабилитации больных взросло го и детского возраста; — принципы оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи; — основы законодательства об охране здоровья населения и нормативные доку менты, определяющие деятельность орга 1.4. Назначение и увольнение врача нов управления здравоохранением; мануальной терапии осуществляется при казом руководителя учреждения в соответ ствии с действующим законодательством Российской Федерации. 2. Обязанности врача мануальной тера пии. 2.1. Добросовестно и профессионально выполнять свои функциональные обязан ности. 2.2. Участвовать: — в организации мануальной диагности ки и мануальной терапии в лечебно-про филактических учреждениях; — основы функционирования бюджет- но-страховой медицины. 2.5. Соблюдать: — правила техники безопасности при работе с аппаратурой и приборами, требо вания санитарно-эпидемиологического ре жима; — принципы врачебной этики и деонто логии в своей врачебной практике. 2.6. Контролировать соблюдение правил эксплуатации медицинского оборудования средним и младшим медицинским персо налом.
Приказ №365 "О введении специальности "Мануальная терапия"
2.7. Оформлять медицинскую докумен тацию установленного образца в соответ ствии с требованиями Министерства здра воохранения Российской Федерации. 2.8. Постоянно повышать уровень теоре тической и практическом профессиональ ной подготовки и повышать квалифика цию на циклах усовершенствования в го сударственных образовательных медицин ских учреждениях, имеющих лицензию на право образовательной деятельности. 2.9. Внедрять в свою работу современ ные технологии и последние достижения медицинской науки. 2.10. Консультировать врачей лечебно- профилактических учреждений по вопросам применения методов мануальной терапии. 2.11. Врач мануальной терапии подчиня ется непосредственно заведующему отде лением (кабинетом) или руководителю ле чебно-профилактического учреждения. 3. Права врача мануальной терапии. 3.1. Привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для обсле дования и лечения пациентов, нуждаю щихся в мануальной терапии. 3.2. Осуществлять руководство-средним и младшим медицинским персоналом и контролировать выполнение ими служеб ных обязанностей.
3.3. Участвовать и работе совещаний, научно-практических конференций, семи наров, съездов различного уровня по во просам мануальной терапии. 3.4. Участвовать в работе научных об ществ, ассоциаций по профилю своей спе циальности, состоять членом различных профессиональных и общественных орга низаций. 3.5. Отстаивать свои права в соответст вии с законодательством Российской Фе дерации. 4. Ответственность врача мануальной те рапии. 4.1. Несет ответственность за нечеткое и несвоевременное выполнение своих про фессиональных обязанностей, предусмот ренных настоящим Положением и прави лами внутреннего трудового распорядка. 4.2. Несет ответственность за несоответ ствие проводимых врачебных манипуля ций установленным стандартам. 4.3. Несет ответственность за несоблю дение правил техники безопасности и са нитарно-эпидемиологического режима. 4.4. Несет ответственность за невыпол нение требований ведения медицинской и другой документации, необходимой при выполнении своих профессиональных обя занностей.
Приложение 3 Квалификационная характеристика врача мануальной терапии В соответствии с требованиями специ альности врач мануальной терапии должен знать и уметь: 1. Общие знания: — основы законодательства о здравоохра нении и директивные документы, опреде ляющие деятельность органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации; — организацию лечебно-профилакти ческой помощи в больницах и амбулатор- но-поликлинических учреждениях, орга низацию скорой и неотложной медицин ской помощи; — организацию Всероссийской службы медицины катастроф; — правовые вопросы в деятельности врача; — вопросы медицинской этики и деон тологии; — деятельность учреждений здравоохране ния и врача в условиях страховой медицины;
— основные вопросы экономики в здра воохранении; — социально-психологические вопросы управленческого труда в здравоохранении; — методы клинического обследования больного с заболеваниями позвоночника и суставов конечностей и основные рентге нологические, лабораторные и инструмен тальные виды диагностики всех возрас тных групп; — основы неврологического и ортопеди ческого обследований больного; — общие принципы клинической, ин струментальной и лабораторной диагнос тики функционального состояния систем кровообращения, дыхания, желудочно-ки шечного тракта, печени, почек, мочеполо вой системы, желез внутренней секреции, органов системы крови; — принципы диагностики и оказания экстренной медицинской помощи при
неотложных (угрожающих жизни) состоя ниях; — основы компьютерной грамоты и компьютеризации в здравоохранении; — применение статистических методов о здравоохранении. 2. Общие умения: — методы клинического обследовании больных с заболеваниями позвоночника и суставов у взрослых и детей; — оказание экстренной медицинской помощи при травмах и угрожающих жизни состояниях; — проведение реанимационных меро приятий при терминальных состояниях; — оценка динамики мануальной симп томатики в процессе курации больных с заболеваниями позвоночника и суставов у взрослых и детей; — оценка динамики неврологических и ортопедических симптомов, данных рент генологического и электрофизиологичес кого исследований больных с заболевания ми позвоночника и суставов у взрослых и детей; — оформление медицинской документа ции; — проведение санитарно-просветитель- ной работы среди населения; — пользование персональным компью тером. 3. Специальные знания и умения. Врач мануальной терапии должен знать;
Мануальная медицина
— основы нейрофизиологии; — нормальную и патологическую фи зиологию головного и спинного мозга, опорно-двигательного аппарата и смежных систем; — морфологическое строение нервной системы, позвоночника и опорно-двига тельного аппарата и основные законы раз вития патологических изменений в них; — физиологию мышц, мышечного со кращения, основные формы мышечной патологии и их влияние на общее состоя ние вертебро-соматической и вертебро- висцеральной системы, теории патологии позвоночника; — васкуляризацию позвоночника, спин ного мозга, основные клинические прояв ления их нарушений; — биомеханику позвоночника и опорно- двигательного аппарата, конституционные варианты и патологические изменения этой сферы и вызываемые ими клиничес кие проявления у больных с заболевания ми позвоночника и суставов с учетом осо бенностей возрастной и детской физиоло гии; — болезни позвоночника и сопутствую щие ими патологические вертебро-сомати- ческие и вертебро-висцеральные взаимов лияния; — детскую и юношескую патологию по звоночника; — возрастные изменения вертебральной — предмет, задачи и разделы системы и опорно-двигательного аппарата, мануальной терапии как самостоятельной медицинской дисциплины; — содержание основных научно-практи ческих направлений мануальной терапии; типы возрастной патологии; — трофические нарушения позвоночни ка; вертебро-вегетативные соотношения, лимфо- и веностатические патологические — основы организации службы состояния; мануальной терапии в Российской Федера ции; — организационно-методическую струк туру службы мануальной терапии; — действующие инструктивно-методи ческие документы по организации дея тельности службы мануальной терапии; — задачи и структуру региональных кли нических центров (институтов) мануаль ной терапии; — эмоциогенные нарушения состояния позвоночника и опорно-двигательного ап парата; — основные принципы постановки нев рологического, ортопедического и рентге нологического диагноза у больных с забо леваниями позвоночника и суставов; — ревматоидные заболевания позвоноч ника и опорно-двигательного аппарата, ос новные принципы диагностики и ком — методику проверки организации плексного лечения с использованием диа службы мануальной терапии в структурах гностических и лечебных методов органов управления здравоохранением; — принципы планирования деятельнос мануальной терапии; — диагностику острых и неотложных со ти учреждений службы мануальной тера стояний: острого живота, кардиальной пии и их отчетности; — организацию санитарно-профилакти- ческой работы среди населения; сферы, легочных, почечных и неврологи ческих нарушений; основные принципы врачебной тактики в этих случаях;
Приказ №365 "О введении специальности "Мануальная терапия"
— механизмы лечебного действия раз личных мануальных технологий; — особенности показаний и противопо казаний к конкретным мануальным мето
— лечение осложнений при применении некоторых мануальных техник, знать эта пы эвакуации больных с заболеваниями позвоночника и суставов при наступивших дам; осложнениях в системе службы — клинические эффекты мануальной те рапии и их прогностическую значимость; — общие принципы хирургических тех ник при операциях на позвоночнике; — основные хирургические пособия, ис пользуемые в мануальной терапии: ново- каиновые и лекарственные блокады, эпи- дуральные блокады, фасцио- и лигаменто- томии, спинальные пункции, пункции суставов и мягкотканных образований; мануальной терапии; 4. Врач мануальной терапии должен вла деть: — методами определения статических деформаций отделов позвоночника, крест ца, таза, ребер и грудины, суставов; — методами определения объемов дви жения и границ подвижности суставов; — методами исследования активных и пассивных движений в двигательных сег — основные принципы иглорефлексоте- ментах позвоночника, грудной клетки, рапии заболеваний позвоночника и суста вов; — основные принципы назначения фи плечевого и тазового пояса и конечностей; — методами определения силовых на пряжений в тканях позвоночника и конеч зиотерапевтических процедур, массажа, ностей; бальнеотерапии и лечебной физкультуры при реабилитации больных с заболевания ми позвоночника и суставов, их сочетания и противопоказания; — клиническую фармакотерапию забо леваний позвоночника и суставов; — основные особенности хирургическо го лечения больных с заболеваниями по звоночника и суставов, показания, подго товка к нему и послеоперационное веде ние; Врач мануальной терапии должен уметь провести: — дифференциальный диагноз со смеж ной патологией, в том числе: со специфи ческими воспалительными, обменными, интоксикационными и объемными про цессами; а также эндокринопатиями, знать современные методы диагностики этих со стоянии у взрослых больных и детей; — экспертизу качества диагностики и лечения больных с заболеваниями позво ночника и суставов конечностей и смеж ной патологией; Специальными методами исследования позвоночника: — пружинирование поперечного отрост ка Cj позвонка, обследование С2 позвонка, определение остистых отростков С 6-С 7 по звонков; — определение пассивных бокового, пе реднего и заднего наклонов в атланто-ок- ципитальном сочленении; — определение пассивных боковых на клонов в сегменте С,-С2, средне- и нижне шейном отделах позвоночника; — определение пассивных латеро-лате- ральных, вентро-дорзальных движений и ротации в средне- и нижнешейном отделах позвоночника; — определение дыхательной волны и складки Киблера в грудном отделе позво ночника; — пружинирование в проекции попере чных отростков грудных позвонков и ре- берно-позвоночных суставов; — обследование пассивных передних, задних и боковых наклонов корпуса в — медико-социальную экспертизу у грудном отделе; больных с заболеваниями позвоночника и суставов и смежной патологией; — построение лечебного алгоритма в мануальной терапии; — диагностику и лечение сложных в диагностическом плане больных, больных с рецидивирующим течением болезней по звоночника и суставов, с некупируемыми состояниями, длительно существующей стойкой симптоматикой и подобных им; этапы эвакуации таких больных в системе службы мануальной терапии; — обследование пассивной ротации в грудном отделе позвоночника; — обследование пассивной подвижности ребер и шейно-грудного перехода; — паравертебральное пружинирование в поясничном отделе позвоночника; — обследование пассивных передних, задних и боковых наклонов в поясничном отделе позвоночника в различных модифи кациях; — обследование торако-люмбального перехода;
— исследование симптомов мануальной патологии таза: феномена "убегания", тес тов Стоддарта, Меннела, Патрика; — методики обследования крестцово- подвздошных сочленений и связочной системы крестца; — обследование мышц и пальпируемых, поверхностных связочных систем шейно го, грудного и поясничного отделов позво ночника, таза, грудной клетки, брюшной стенки, плечевого и тазового пояса и ко нечностей; — методики перорального (для пальпа ции передней поверхности тел верхних шейных позвонков) и ректального ману альных исследований; — особенности мануальной диагностики у детей; — мануальные воздействия на сегменты
Мануальная медицина
— флексионные, латерофлексионные и экстензионные мобилизации в пояснич ном отделе позвоночника; — тракционные манипуляции в сегмен тах верхне- и нижнепоясничных отделов позвоночника; — флексионные и экстензионные мани пуляции в поясничном отделе позвоноч ника; — мобилизацию крестцово-подвздош- ных сочленений в кранио-каудальном, вентро-дорзальном и дорзовентральном направлениях; — варианты манипуляции на крестцово- подвздошных сочленениях; — мобилизацию связочных комплексов крестца; — манипуляцию на крестцово-копчико- вом сочленении; позвоночника и опорно-двигательного ап — постизометрическую релаксацию парата, включая: — различные виды тракционных моби лизаций в шейном отделе позвоночника; мышц различных отделов позвоночника и опорно-двигательного аппарата; — основные виды висцеральных, лимфа — ротационные, вентро-дорзальные и тических и кранио-сакральных техник латеро-латеральные мобилизации сегмен тов шейного отдела позвоночника; — сгибательные и разгибательные мобили зационные техники на шейно-грудном перехо де, неспецифические ротационные манипуля ции на шейном отделе позвоночника; — различные виды специфических, диф ференцированных манипуляцинонных тех ник; на конкретных сегментах шеи и шей- но-грудного перехода на разных уровнях грудного отдела позвоночника; — различные виды флексионных, экс- тензионных и латерофлексионных моби лизационных техник в верхне-, средне- и нижнегрудном отделах позвоночника; — мобилизационные техники для сег ментов I-III ребер и лопатки; — ротационные манипуляции в грудном отделе и пояснично-грудном переходе; — тракционные воздействия в пояснич ном отделе позвоночника; мануальной медицины; — элементы рилизинговых технологий; — различные виды новокаиновых и ле карственных блокад; — чрескожные и открытые фасцио- и лигаментотомии; — спинальные, суставные и мягкоткан- ные пункции; — подбор протезных аппаратов, корсе тов и поясов; — наложение воротника Шанца; — технику управляемого врачебного вы тяжения; — элементы иглотерапевтических и реф лексогенных техник; — методики функционального и кон трастного рентгенологического исследова ний; — методики электрофизиологического обследования. — методы статистического анализа.
Приказ №365 "О введении специальности "Мануальная терапия "
Приложение 4 Инструктивно-методические указания по аттестации врачей на присвоение квалификационной категории по специальности "Мануальная терапия"
Высшая квалификационная категория присваивается врачу мануальной терапии: — имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку по вопросам ор ганизации мануальной терапии; — имеющему высокую теоретическую и
— квалифицированно решающему во просы тактики мануальной терапии при различных патологических состояниях у взрослых и детей; — умеющему оказать квалифицирован ную помощь при возникновении осложне практическую подготовку по вопросам нии после манипуляций; клинической неврологии, рентгенологии, мануальной терапии; — ориентирующемуся в современных методиках ультразвукового, рентгенологи — умеющему квалифицированно решать ческого, биохимического обследования вопросы организации мануальной терапии в клиническом отделении; — умеющему квалифицированно приме нять методы мануальной терапии как при плановых, так и в экстренных ситуациях у взрослых и детей; — умеющему оказать квалифицирован ную помощь при возникновении осложне ний вследствие направленной лечебной тактики после манипуляции; — ознакомленному с современными ме тодиками ультразвукового, рентгенологи больного; — имеющему необходимый навык для проведения анализа деятельности различ ных подразделений мануальной терапии; — имеющему хорошие производствен ные показатели в практической работе и принимающему участие в подготовке и по вышении квалификации врачей по своей специальности; — знающему современные методы меди каментозного лечения больных с заболева ниями позвоночника и суставов конечнос ческого, биохимического исследования тей и научные исследования в этой области; больного; — имеющему опыт клинической работы в области мануальной терапии не менее 10 лет; — имеющему высокие производствен ные показания в практической работе и принимающему активное участие в науч но-практической деятельности, в подго товке и повышении квалификации врачей — имеющему представления об иглоте рапевтических, рефлексогенных и физио терапевтических эффектах, умеющему ор ганизовать реабилитацию и профилакти ческое лечение пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов конечностей и смежной патологией, провести инструктаж по лечебной физкультуре (с точки зрения по вопросам мануальной терапии. мануальных теоретических представле По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить квалифицированное ру ний); По своим знаниям и опыту работы он ководство различными учреждениями может руководить районной службой мануальной терапии, может быть назначен на должность главного специалиста орга нов управления здравоохранением. мануальной помощи и занимать место ру ководителя межрайонного клинического отделения. Первая квалификационная категория Вторая квалификационная категория присваивается врачу мануальной терапии: — имеющему теоретическую и практи ческую подготовку в вопросах организации мануальной терапии; — имеющему хорошую теоретическую и присваивается врачу мануальной терапии: — имеющему стаж постоянной работы по этой специальности (с объемом соглас но утвержденным нормативам) не менее 5 лет; практическую клинической, подготовку по неврологии, вопросам ортопедии, — имеющему достаточную теоретичес кую и практическую подготовку по во рентгенологии, мануальной терапии; просам мануальной терапии у взрослых
и детей для самостоятельной работы в лю бых подразделениях службы; — владеющему знаниями по профилак тике и лечению осложнений, возникаю щих в результате использования средств и методов мануальной терапии и хорошо
· Мануальная медицина
конечностей и научные исследования в этой области; — имеющему представления об иглоте рапевтических, рефлексогенных и физио терапевтических эффектах, умеющему ор ганизовать реабилитацию и профилакти владеющему комплексом современных ческое лечение пациентов с заболеваниями диагностических и лечебных методик позвоночника и суставов конечностей и мануальной терапии; — хорошо владеющему комплексом со временных диагностических и лечебных методик мануальной терапии; — владеющему неврологическими, орто педическими и рентгенологическими зна ниями и навыками, необходимыми для ре шения различных вопросов клинической деятельности в специальности "Мануаль ная терапия"; — знающему современные методы меди каментозного лечения больных, страдающих заболеваниями позвоночника и суставов смежной патологией, провести инструктаж по лечебной физкультуре (с точки зрения мануальных теоретических представлений); — имеющему необходимые навыки для проведения анализа деятельности подраз деления по месту работы; — имеющему хорошие производствен ные показатели в клинической деятельнос ти, участвующему в подготовке врачей по специальности. По своим знаниям и опыту работы он мо жет самостоятельно работать врачом в любых учреждениях службы мануальной терапии.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |