Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты и экспертные оценки




По моему убеждению, стандарти­зованные тесты не дают основания для окончательного положительного диагноза (т. е. диагноза о пригоднос­ти к определенной деятельности), для этого они должны быть дополнены экспертными оценками (или другими менее стандартизованными диагнос­тическими процедурами, включаю­щими экспертные оценки в той или иной мере, как это, например, проис­ходит в проективных методиках).

Таким образом, позитивный ис­ход тестового испытания выступает логически необходимым, но не до­статочным условием для оконча­тельного позитивного заключения. Поскольку мне как тестологу, увы, хорошо известно, что с элементар­ной логикой у наших сограждан по­рой возникают серьезные пробле­мы5, схематизируем сказанное в виде следующей таблички.


 

  Вывод о пригодности Вывод о непригодности
Позитивный исход теста Нельзя сделать Нельзя сделать
Негативный исход теста Нельзя сделать Можно сделать

5 Это показали, в частности, тестологические обследования десятков тысяч наших выпускни­ков школ и абитуриентов вузов в рамках проекта компьютеризованного тестирования «Телете­стинг» (Шмелев, 2000): наши российские учащиеся в массе своей демонстрируют поразительную беспомощность при решении простейших текстовых логических задачек, хотя при этом «щелка­ют как орешки» сложные математические уравнения (правда, опять-таки не имея ни малейшего представления о том, какие физические процессы могут быть описаны с помощью этих фор­мально-математических моделей).


 

 

 


 

 


 



А.Г. Шмелев


 


Поясним это на содержательном примере. Вначале возьмем самый тривиальный случай, далекий от психологии — уже упомянутый экзамен на знание правил дорожного движения. Если кандидат сдал тест по правилам, то ему еще нельзя вы­давать права: он должен пройти по­сле этого менее формализованный экзамен на практическое вождение. Если же кандидат провалил тест, то он не допускается до следующего испытания. В этом контексте самое время также сделать и такую ого­ворку: отрицательный результат тес­тирования — не приговор. Всем по­нятно, что правила можно выучить, прийти снова и пересдать экзамен.

Возьмем теперь менее очевидную (не оформленную пока нормативно) процедуру тестирования кандидата при приеме на работу на предмет уровня так называемой «корпора­тивной лояльности». Предположим, что испытуемому при этом предъяв­ляется совершенно примитивный тест-опросник, содержащий лобовые вопросы типа «Вам никогда не дово­дилось обманывать учителей при сдаче экзаменов в школе?» Как мы говорили выше, испытуемый в этом случае использует свое право на фальсификацию и отвечает: «Вер-


но, не доводилось». И какой вывод в данном случае мы сделаем? Ника­кой! Но если испытуемый вдруг сам в порыве откровенности отвечает: «Неверно, доводилось», — то по крайней мере насторожиться следует.

В еще большей степени этот прин­цип относится к базовым тестам на элементарные профессиональные знания. Если кандидат в бухгалтеры не может ответить на вопрос кон­курсного теста-опросника о том, что такое «план счетов», то следует ли дальше заниматься с этим кандида­том? Следует ли тратить дорогое вре­мя квалифицированных экспертов на детальное интервьюирование по­добного кандидата? Конечно, нет*.

Таким образом, я предлагаю бук­вально везде, во всех отраслях прак­тики использовать тест как первич­ный дешевый и формализованный фильтр, предшествующий примене­нию более сложных и дорогих экс­пертных процедур. В какой-то мере подобной логикой руководствуются в настоящее время специалисты по оценке персонала, которые при­меняют технологию «Ассессмент-центр» (2003).

Таким образом, приведенную вы­ше табличку следует изменить таким образом:


 

  Позитивный исход экспертной оценки Негативный исход экспертной оценки
Позитивный исход теста Вывод о пригодности Вывод о непригодности
Негативный исход теста Вывод о непригодности Вывод о непригодности

6


Тест как оружие



 


Процедура Прогностическая валидность
Интервью 0,1-0,3
Психологическое тестирование 0,3-0,5
Квалификационное тестирование 0,4-0,6
Ассессмент-центр 0,5-0,7

Как видим, для позитивного об­щего заключения требуется конъ­юнкция (логическое «И») двух неза­висимых событий — позитивного те­стового исхода и позитивного исхо­да экспертной оценки. Отсутствие хотя бы одного из позитивных исхо­дов не дает возможности делать об­щий позитивный вывод.

Качество такой двухфильтровой системы отбора в любом случае вы­ше, чем любой однофильтровой — основанной только на экспертных оценках или только на тестах. А раз­говоры о том, что в нашей стране ре­зультаты тестирования очень легко купить (увы, такие разговоры часто затевались, например, на дискуссион­ном форуме портала ЕГЭ), носят ли­бо сознательно демагогический ха­рактер, либо опять-таки выявляют де­фект логического мышления. Там, где можно купить результаты тестирова­ния, как правило, можно купить и ре­зультаты экспертной оценки, и нужно еще специально изучать, какой из фильтров по факту является менее продажным. Если даже при широком распространении теста происходит утечка ключей, негативный исход тес­тирования продолжает сохранять свою ценность, но особенно важно, чтобы после позитивного исхода в де­ло вступали неподкупные эксперты. Если мы связываем результаты двух процедур логическим «И», то число­вые результаты теста и экс­пертной оценки правильнее не суммировать, но умножать, то есть агрегировать не адди­тивно, а мультипликативно:

О= ТхЕ,

где Т — результат теста, Е — результат экспертной оценки,


О — общая оценка. Если любой из сомножителей принимает нуле­вое значение (оказывается ниже ми­нимального порога), то общий ре­зультат оказывается нулевым неза­висимо от значения второго сомно­жителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.