Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев




Мощные миграционные потоки, острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России порождают необходимость решения сложных вопросов, связанных с обеспечением основных прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев.
19 февраля 1993 г. были приняты Законы РФ «О беженцах» (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.) и «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. 23 12 2003 г.).
Эти законы определяют понятие беженца и вынужденного переселенца, устанавливается порядок обращения с ходатайством о признании за ним такого статуса, права и обязанности обратившимся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем и др. вопросы.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином РФ; 2) покинуло страну своей гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 3) не может (не желает) пользоваться защитой этой станы вследствие опасений.
Некоторые категории лиц не могут быть признанными беженцами. Это лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление простив человечества, а также иностранные граждане, покинувшие страну гражданства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец, − как правило, гражданин РФ, о тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории РФ и изменившее место жительства в пределах этой территории по названным обстоятельствам.
Таким образом, одно из основных отличий правового статуса беженца от правового статуса вынужденного переселенца состоит в том, что беженец – это всегда иностранный гражданин, а вынужденный переселенец – это, как правило, гражданин России.
Беженцы отличаются от обычных иностранцев тем, что они не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально считаются его гражданами. Конституционно-правовая правоспособность беженца возникает с государством пребывания, в котором он желает получить убежище. Вынужденные переселенцы наделяются правоспособностью с момента рождения.
Признание беженцем осуществляется в порядке, установленном Законом о беженцах. Для получения этого статуса необходимо подать ходатайство о признании его беженцем. До прибытия в РФ такое ходатайство подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства гражданской принадлежности лица. На территории РФ – в пост иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы МВД РФ.
Закон называет основания, по которым лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства 1) лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, являющихся основанием для такого признания; 2) лицо имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться; 3) лицо отказывается сообщить сведения о себе и об обстоятельствах прибытия на территорию РФ и др.
Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленной формы, которое удостоверяет личность беженца. Лицо признается беженцем сроком до трех лет. Каждый последующий год территориальный орган ФМС может продлевать этот срок на каждый последующий год.
Лица, признанные беженцами и вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

 

3 вопрос: Предоставление политического
убежища в Российской Федерации.

Право убежища является одним из общепризнанных правовых институтов, нашедших отражение как в международном праве, так и в конституционном праве РФ. Конституция устанавливает, что Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Конституция не называет оснований для предоставления убежища, но этот пробел восполняет Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (с изм. от 1 декабря 2003 г.).
Политическое убежище означает предоставление государством возможности въезда на его территорию лицам, преследуемым за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемое в России преступлением.
Представление убежища означает также, что государство принимает на себя обязанность гарантировать личную неприкосновенность и безопасность лица.
Политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. В таком же порядке лицо может быть лишено политического убежища.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.
Политическое убежище не предоставляется, если:
− лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
− лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ;
− лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
− лицо прибыло из страны с развитым и устоявшимся демократическими институтами в области защиты прав человека;
− лицо представило заведомо ложные сведения;
− лицо имеет гражданство третьей страны, где оно преследуется.
Ходатайство на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища направляется в министерство внутренних дел, управление внутренних дел субъекта РФ по месту пребывания, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Министерство внутренних дел РФ.
Министерство внутренних дел РФ рассматривает поступившие ходатайства и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своими заключениями, которая в свою очередь вносит предложения по ходатайству Президенту РФ для принятия им решения.
Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

1 вопрос: Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Российское законодательство по правам человека претерпевает в последнее время существенные изменения, направленные на утверждение общепризнанных демократических ценностей. В то же время необходимо понимать, что неблагополучное положение в Российской Федерации в области прав человека во многом объясняется переходным характером сегодняшнего общества как в правовом, так и в социальном, политическом, экономическом плане.
В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Права и свободы человека – не дар государства. В результате изучения этой важной темы студенты должны иметь четкое представление о сущности основных прав, свобод и обязанностей граждан, гарантиях их реализации.
Приступая к изучению основных прав и свобод человека и гражданина, необходимо прежде всего уяснить понятие этого правового института. Следует иметь в виду, что основные – это такие права и свободы, которые закрепляются Конституцией Российской Федерации. Их поэтому называют основными или конституционными, в отличие от других субъективных прав, закрепленных текущим законодательством. Основные (конституционные) права и свободы являются определяющими для всех других прав, в которых они получают дальнейшую конкретизацию.
Конституционное содержание основных прав и свобод человека и гражданина предопределяет существенную специфику и их юридической природы. В литературе по этому поводу имеются, как известно, различные точки зрения, что нашло свое отражение в исследованиях таких ученых, как Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Е. А. Лукашева, Г. В. Мальцев, Н. И. Матузов, В. А. Патюлин, Ф. М. Рудинский, Б. С. Эбзеев и др. При этом общепризнанным является теперь тот факт, что основные права и свободы обладают всеми необходимыми качествами субъективных прав1.
Нормы Конституции РФ предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод, которые охватывают все главные области жизни и деятельности человека.
Основные права и свободы занимают центральное место в системе всех прав и свобод и выступают определенным критерием конституционности деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституция РФ определяет основные права и свободы человека как естественные и неотчуждаемые. Основные права человека естественны, поскольку они не являются даром государства, а вытекают непосредственно из достоинств человеческой личности и принадлежат ему от рождения. Конституционные права и свободы имеют ряд юридических свойств:
1) Составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод.
2) Адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином.
3) Характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения.
4) Отличаются особым механизмом реализации. Конституционные права и свободы существуют постоянно, независимо от того, были ли они уже реализованы и сколько раз.
5) Имеют особую юридическую форму их закрепления – они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, − в Конституции.
6) Обеспечиваются повышенной правовой охраной – конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой; граждане вправе обратится в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод и т.д.
Таким образом, конституционные права и свободы человека и гражданина − это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.
Глубокому уяснению рассматриваемого правового института способствует четкая классификация основных прав и свобод. Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.
Также права и свободы подразделяют на общие и специальные, абсолютные и относительные, индивидуальные и коллективные и др.
Единство конституционного института прав и свобод человека и гражданина означает недопустимость их деления на более значимые или менее значимые. Они неделимы. Полное осуществление гражданских и поли­тических прав невозможно без осуществления экономических, социальных и культурных прав, требует должного обеспечения гражданских и политичес­ких прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.