Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Политические права и свободы человека и гражданина




Политические права и свободы раскрывают социальные позиции личности по отношению к исполнительной власти, уровень ее политической свободы, возможность участия в политических процессах, происходящих в обществе.
Политические права и свободы представляют собой обеспечиваемые организационными и юридическими гарантиями возможности граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами.
Политические права и свободы различаются по способу привлечения граждан к осуществлению государственной власти.
В зависимости от этого политические права и свободы имеют своим назначением, во - первых, непосредственное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общего государственного и местного значения; во - вторых, способствуют развитию и политической активности и самостоятельности граждан и обеспечивают удовлетворение политических интересов граждан; в - третьих, гарантируют гражданам доступ к государственным должностям без каких-либо различий, за исключением специальных требований, установленных законом.
Конституционный институт политических прав и свобод достаточно важен и включает ряд элементов.
Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30). Это право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. 19 мая 1995 года принят Федеральный закон «Об общественных объединениях»14. Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности.
Деятельность отдельных видов общественных объединений регулируется: Федеральным законом от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»15; Федеральным законом от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»16; Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»17, Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»18. Важное значение для реализации политических прав и свобод имеет также Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», в котором нашли закрепление общественные отношения, связанные с выражением политической воли, участием в общественных акциях, в выборах и референдумах граждан через политические партии, а также представление интересов граждан с помощью соответствующих объединений в органах государственной власти и органах местного самоуправления19.
Ч. 1 ст. 30 Конституции РФ разрешает каждому человеку создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Реализация этого права регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»20. В то же время никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Указанное право является важнейшим элементом правового статуса личности любого свободного, демократического государства. Механизм реализации конституционного права на свободу манифестаций в России регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»21, направленным на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ данного права. Посредством осуществления данного права граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, государственных органов, общественных объединений, защищают и поддерживают какие-либо социально-значимые инициативы. Однако осущест­вление этого права не должно нарушать права и свободы других лиц. Должностные лица, незаконно воспрепятствующие проведению собра­ния, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, могут быть подвергнуты уголовной ответственности в соответствии со ст. 149 УК РФ. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды войны и насилия.
Право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32). Участие в ведении государственных дел представляет собой одно из основных прав человека, которое во все большей степени ценится людьми во всем мире. Во все времена человечество с различной степенью успеха стремилось изыскать на своей территории пути участия отдельных лиц в принятии решений на уровне общины. Сегодня участие в органах управления признается в качестве основного права человека во всех регионах мира.
Участие в управлении делами общества и государства осуществляется посредством выборов, референдумов, через местное самоуправление и др. Статья 32 Конституции РФ перечисляет ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в управ­лении делами государства. К ним относятся:
Право избирать и быть избранным в органы государственной властии органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Право избирать возникает у граждан с 18 лет (согласно ст. 60 Конституции РФ). Право избирать заключает в себе возможность принимать решение по формированию различных органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти и местного самоуправления. Конституция РФ в некоторых случаях определяет возраст, с наступлением которого возможно осуществление права быть избранным (ч. 2 ст. 81, ч. 1 ст. 97).
Реализация избирательных прав граждан регламентируется текущим законодательством о выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которое составляют федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.
Часть 3 статьи 32 Конституции РФ определяет правовые основания ограничения в обладании избирательным правом. Это относится к лицам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лише­ния свободы по приговору суда.
Следует помнить, что это ограничение не распространятся на лиц, содержащихся под стражей в следственном изоляторе или аналогичных местах – подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.
Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан (ст. 5.1-5.25 КоАП РФ), рассматриваются в соответствии с производством по делам об административных правонарушениях (раздел ІV КоАП РФ). Рассмотрение преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и избирательных прав (ст. 141, 141¹, 142, 142¹ УК РФ), осуществляется посредством уголовного судопроизводства, предусмотренного УПК РФ. Избирательные споры, а также дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан осуществляются посредством гражданского судопроизводства и регулируются ГПК РФ (ст. 24, 26 и 27 гл. 3; ч. 2 ст. 206 гл. 16; ст. 259-261 гл. 26).
Право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право выражается в возможности быть присяжным заседателем (ч. 4 ст. 123 Конституции РФ), право на назначение на должность судьи (ст. 119 Конституции РФ), право быть народным заседателем, арбитражным заседателем.
Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).
Равный доступ граждан к государственной службе есть одновременно и конституционное право (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), и один из принципов государственной службы (ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»22). Он означает, что организация и функционирование государственной службы должны при поступлении на государственную службу и при прохождении ее исключать дифференцирование граждан.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу, построение и функционирование которых обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ.
Так, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»23 установлены принципы гражданской службы, классификация должностей и порядок их учреждения, классные чины гражданской службы, правовое положение (статус) служащего, правила поступления на службу, требования к служебному контракту, аттестации, к кадровой работе и формированию кадрового состава, программам развития гражданской службы, а также порядок оплаты труда.
Право граждан РФ обращаться лично, направлять индивидуальныеи коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Реализация рассматриваемого конституционного права предусмотрена в Федеральном законе от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»24.
Значение этого права состоит в возможности для граждан продолжать воздействие на сформированные ими государственные органы и органы местного самоуправления. Эти структуры в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать позитив­ный ответ в установленный законом срок.
В то же время надо приложить еще немало усилий, чтобы изменить бытующую кое-где психологию в отношении обращений граждан, когда жалобу, заявление или предложение в управленческих структурах расценивают как обременительную нагрузку к основной работе. Необходимо утвердить правило: к почте граждан подходить как к социальному феномену, утверждающему демократические принципы общественного бытия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.