Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русск и й н ар одн ы й кост ю м




16 9

16 8

 

 


 

не е плать е дл я прогуло к — рединго т — так ж е ре ш аетс я в это м силуэт е (рис. 168).

В о второ м десятилети и в ж енско й оде ж д е на чинаетс я увлечени е поперечным и отделкам и п о лини и ни за, чт о приводи т к нару ш ени ю пропорци й в силуэте, ег о утя ж елени ю (рис.

169). М у ж чин ы нося т те мны е ф раки, узки е панталон ы и с ю ртуки-пальто.

 

 

Ре зк о изменяетс я мо д а посл е 182 5 г. Тка ни, отделка, силуэт, конструктивно е и декоратив но е ре ш ение, особенн о в ж енско й оде ж де, ис пытыва ю т част о эклектическо е влияни е не скольки х худо ж ественн ы х стилей: Во зро ж д е ния, X V I I и X V II I вв. (рис. 170). П одобн ы й кост ю м можн о Ви дет ь н а картина х Брюлло в а

«Н аталь я Гончарова» и «В садница».

В 40 — 60- х гг. в ж енско м кост юм е господству ю т четки е пропорции, мя гки е округл ы е линии, со здавае мы е кринолино м (рис. 171). В 7 0 —

80- х гг. н а с м ен у кринолин у приходя т длинн ы е ж естки е корсет ы и тур н ю р ы (рис. 172),

(К рамско й — «П ортре т певиц ы Е. Л. Л авров ской»). В конц е век а русски й ж енски й кост ю м испытывае т влияни е стил я мо дер н (Репи н —

«Б аронесс а И кскуль», С еро в — «П ортре т

С. М. Бо тки ной»).

 

К а к и в Е вропе, в Росси и в тече ни е X I X в. стабилизиру ю тс я и стандартизиру ю тс я ф орм ы м у ж ског о кост юм а, приспосабливаяс ь к новы м требова ния м вре м ени.


 

 

17 3


 

 

СОСЛОВН Ы Й ХАРАК Т Е Р КУПЕЧЕСКО Й

И М Е Щ А НСКО Й ОДЕ Ж Д Ы


 

Н аиболе е состоятельна я е е верху ш к а — столична я бур ж уазия, крупн ы е заводчики, фин ансист ы, че й б ы т и об ы ча и подвергалис ь ре ф ормаци и е щ е в о вре м ен а П етр а I и Ек ате рин ы II, — примыкае т к дворянско й аристо кратии. П одавля ющ е е ж е е е боль ш инств о со ставля ю т провинциально е купечество, м е щ ане, крестьяне, социальн ы й соста в котор ы х посто янн о м еняется. Е стественно, чт о вкус ы, ма нер а одеваться, ф орм ы кост юм а это й част и об щ еств а коренн ы м образо м отлича ю тс я о т вкусо в и м ане р аристократи и и продолжа ю т е щ е долго е вре м я носи т ь сословн ы й ха

рактер.

 

Главно й особенность ю кост юм а купцо в и ме щ а н являетс я сочетани е ф ор м русског о народ но г о плать я с эле м ента м и европейско й мо д ы, но, ка к правило, сильн о отста ющ е й в о вре м ени.

В м у ж ско м купеческо м кост юм е сохраня ю тс я черт ы солидности, степенности, ф ормиру ю щ иес я по д влияние м с ы то й и однообразно й купеческо й жи з ни. А ссорти м ен т м у ж ског о купеческог о кост юм а вкл ю чае т русски е зипу н ы (х от я и с ш иты е и з дорогог о ф ранцузског о

сукна), ка ф та ны, разнообразн ы е сибирки (ка ф та н ы отрезн ы е п о лини и талии, с о сбор кам и в нижне й части, бе з воротника, с засте ж

ко й слев а направо), долгопол ы е купечески е


Росси я X I X в. п о социально м у состав у пред ставляе т искл ю чительн о пестру ю картину. Ра звива ющ ийс я капитализ м порождае т бур

ж уази ю, котора я п о свое м у б ы тово м у уклад у

и культурному уровн ю глубок о разнородна.


с ю ртуки, цилиндры, картуз ы, в ы соки е сапоги. И з верхне й оде ж д ы распространен ы ш инел ь с пелерино й и воротнико м, пальто, ш уба, русски й тулуп, тепл ы й картуз, м ехова я ш ап ка. Э то т традицио нны й ассорти м ен т легк о


 


принимае т мо дну ю ф орм у детале й (в оротников, отворотов, рукавов) и м анер у но ш ения. С ери я рисунко в купечески х кост юм о в представлен а в альбо м е «Русски й кост ю м конц а X V III, X I X

и начал а X X веков» по д редакцие й В. Рын -

дина. Здес ь м ы находи м и длинн ы й провин циальны й ка ф та н халатног о покроя, и долго полы й городско й с ю ртук, и мо дн ы й коротки й с ю рту к с двубортно й засте ж кой, относя щ иес я

к одном у и то м у ж е период у — середин е век а

(рис. 173). К ост юм ы состоятельн ы х городских, особенн о столичн ы х купцо в (рис. 174) отли ча ю тс я п о ф орм е о т кост юм о в провинциало в

(рис. 175).

В м е щ анско е плать е новы й покро й переходи т и з купеческог о примерн о чере з 5 — 1 0 ле т (рис. 176).

М но гокрасоч нос ть ю, пы ш нос ть ю, перегружен нос ть ю деталя м и отличаетс я ж енски й купече ски й кост юм. Б езвкусиц а богат ы х купчи х становитс я анекдотичной. М но ги е и з них, покупа я плать е в дороги х мо дн ы х лавка х ил и в ыпи с ы ва я и х и з П ари ж а, находя т готов ы е изысканны е туалет ы чересчу р простым и и

«укра ш а ю т» и х перьями, кру ж ева ми, бантами, цветам и п о собственно м у вкусу.

О бязательн ым и атрибута м и явля ю тс я дороги е ковров ы е ил и кру ж евн ы е ш ал и ярког о цвета, повер х котор ы х част о в ып уска ю т бел ы й кру ж евно й воротничок.

В таки х ш аля х писа л купчи х боль ш о й з на то к русског о купеческог о и м е щ анског о б ы т а ху до жни к К устодиев.

К ру ж евн ы е и ш елков ы е м антильи, ярки е ш ел ков ы е плать я с ш ироким и каркасн ым и ил и нижним и ю бками, бархатн ы е салопы (пальт о свободног о покро я с пелерино й и ш ироким и длинн ым и рукавами), в ыши т ы е сута ж ом, стек лярусо м, отделанн ы е бахромой, зи мо й подби

т ы е дороги м м ехо м, с собольи ми, куньим и

и чернобур ым и воротника м и — тако в наиболе е распространенн ы й ассорти м ен т ж енско й купе ческо й оде ж д ы.

С ословн ы й характе р русског о кост юм а X I X в. прекрасн о переда н в известно й картин е Ф едо тов а «С ватовств о м айора». Здес ь и свах а в ярко й ко ф т е м е щ анк и 40- х годов, и оте ц — купе ц в долгополо м с ю ртуке, и м ат ь — купчих а в богато м ярко м ш елково м плать е с неи з м енно й ш аль ю н а плечах, и слу ж анк а в оде ж д е город ско й простол ю динки, и са м а невес т а в плать е н а кринолин е и з ф ранцузског о ш елка, то ж е

с кру ж евно й ш аль ю и кру ж евн ым, в ып ав ш и м и з ру к платком.

Д оль ш е, че м в кост юм е купцо в и м е щ ан, удер жи валс я покро й русског о национально г о плать я и до мо тка ны е м атериал ы в крестьянско й оде ж де. Н о в конц е X I X в. и в не й появля ю тс я мо дели, близки е к городски м, ф абричн ы е ситц ы, кумачи, голов ны е убор ы, обувь.


П РОС Т О Т А И СКРО МН ОС Т Ь КОС Т ЮМ А ДЕ М ОКРА Т ИЧ ЕСКО Й ИН Т ЕЛЛ И ГЕ НЦИ И

Н ачина я с середин ы X I X в., в Росси и появля етс я критическо е отно ш ени е определенно й част и об щ еств а к слепо м у подражани ю запад ны м об ы чая м и мо де. Он о охватил о ш ироки е круг и дворянств а и интеллигенции.

С лавяно фи л ы, отрицав ш и е вс е европейское, ш ирок о пропагандировал и возвра т к допетров ско й русско й оде ж де. М но ги е и з ни х в 4 0 —

50- х года х надел и русски е рубахи-косоворотки, поддевки, заправлял и бр ю к и в сапоги. Э т о бездумно е подражательств о вне ш ни м ф орма м старин ы родил о мо д у н а «русски й стиль» в

 

 

 

 

оде ж де. Бо гат ы е поме щ ики-славянофил ы носи

л и щ егольски е в ы соки е дороги е сапог и с за правленным и в ни х ш та нами, светл ы е, иногд а красн ы е чесучов ы е, ш елков ы е рубахи-косово ротки, в ыши т ы е п о воротнику, н а груд и и вниз у рукавов, то нкосуконны е ил и чесучов ы е поддевки, подпоясанны е узки м ко ж ан ы м ре

м е ш ко м с серебрян ы м набором, ф ура ж к у с красн ы м окол ыш е м.

Э ле м ент ы «русског о стиля» в оде ж д е исполь зовал и и различн ы е круг и интеллигенци и ка к средств о резк о в ы делиться, подчеркнут ь сво и отличительн ы е. черт ы. Н апри м ер, ни гилист ы, известные свои м и резк о отрицательн ым и суж дения м и о бур ж уази и и дворянстве, н е ж елал и походит ь н а ни х и вне ш не. Он и носил и те мны е


косоворотк и по д пиджако м ил и сер ы е, сини е блуз ы, подпоясанные ремнем, и бр ю ки, заправ ленн ы е в сапоги. И х кост ю м отличал и так ж е ш ирокополы е черн ы е ш ляп ы, длинн ы е волос ы, бород а и ус ы, те мны е очки. Ж ен щ ины-ниги листк и одевалис ь в блуз ы ил и красн ы е косо воротки, длинн ы е черн ы е ю бк и и черн ы е ш ляп ы с неболь ш им и полям и и прямо й тульей.

И тольк о у де мокр атическ и нас трое нно й интел лигенции, впоследстви и у е е передовой, рево л ю ционно й части, отрицательно е отно ш ени е

к слепо м у подражательств у Запад у на ш л о сво е последовательно е в ы ра ж ение. Д л я не е изы сканн ы й мо дн ы й кост юм, часта я с м ен а ег о ф орм, характерна я дл я X I X в., ка к и м е щ анско е увлечени е ве щ а м и и ж а ж д а приобретательства, свойственн ы е бур ж уазии, становятс я си м воло м духовно й пустоты, паразитическог о образ а жи з ни. Э то м у противопоставля ю тс я скро м нос ть, непри тязатель нос ть, строгость, а иногд а почт и аскетическо е отно ш ени е к свое й вне ш но ст и и кост юм у.

 

В м у ж с к о м к о с т ю м е те мны е ситцев ы е ил и полотняны е косоворотки, надеваемы е повер х бр ю к с поясом, хол щ ов ы е блуз ы -тол - стовки — н е эпигонско е следовани е мо де, а утвер ж дени е новы х эстетически х принципо в кост юм а: простот ы, удобства, скро мно сти.

Э ти м и ж е к а ч е с т в а м и отличаетс я и ж е н

с к и й к о с т ю м. В не м з начи тель н о упро щ ен ы эле м ент ы мо д ы, отсутству ю т ватн ы е прокладки, тур н ю р за м ене н неболь ш о й мя гко й драпиров кой, банто м ил и концам и подобранно й ту ник и

(рис. 177). Тако й кост ю м м ы види м н а картин е

Н естеров а «П ортре т дочери».

О собенн о скро мны м и непри тязатель ны м б ы л кост ю м курсисто к (слу ш ательни ц Вы с ш и х ж енски х курсов, откр ы т ы х в Росси и в 187 2 г.) и и х учительниц. Он и об ы чн о носил и те мны е строги е плать я с бел ы м воротнико м (рис. 178), состояв ш и е и з ю бк и д о щ иколоток, иногд а отделанно й п о ни з у одним-двум я рядам и узко й оборки, и ли ф а с длинно й баской. К урсистк и считал и совер ш енн о недопус ти мым и ш елков ы е плать я ил и блуз ы, за м ени в и х ш ерстян ыми, льнян ым и ил и хлопчатобу м а жными.

Н аиболе е зако нченны м в ы ра ж ение м идеал а передовы х ж ен щ и н X I X в., и х вне ш не г о обли

к а б ы л а С о ф ь я П еровская, в ы да ющ аяс я рево л ю ционерк а и обаятельна я ж ен щ ина. В письм е к м атер и и з т ю рьм ы он а проси т принест и бел ы й воротничо к и м ан ж ет ы, чтоб ы в ы глядет ь н а судебно м процесс е подтянутой.

Традици и простоты, скро мно сти, аскетическог о отно ш ени я к свое м у б ы ту, кост юм у, сло жи в ш иес я в сред е передово й русско й интеллиген ции, характеризу ю т и револ ю ционеров, подго товив ш и х и осу щ ествив ш и х В елику ю О ктябрь ску ю социалистическу ю револ ю ци ю, и первы х строителе й ново г о социалистическог о об щ ества.


КОС Т Ю М РАБОЧ И Х

 

Бы стро е развити е капитализм а в Росси и в последне й трет и X I X в. способствовал о боле е резко й классово й ди фф еренциаци и об щ ества, увеличени ю городског о населени я преиму щ е ственн о з а сче т ф абричн ы х рабочих. Ра зорив ш иес я крестьян е и ремесленник и пополнял и

-ряд ы потомственны х ф абричн ы х рабочих, ф ормиру я новы й клас с — пролетариат.

И м енн о в эт и год ы склад ы ваетс я и традицио н

на я ф орм а ф абричног о кост юм а, котор ый,

 

 

179 180

 

с одно й сторон ы, сохраняе т эле м ент ы народ но г о кост юм а (в эстетически х взглядах, покрое, ассорти м енте), с друго й — тяготее т к новы м стандартизированн ы м ф ормам, утвер ж да ющ и м практичность, целесообразность, удобство.

Н аиболе е характерно й средой, ф ормиру ющ е й черт ы кост юм а рабочих, б ы л и квали фици рован ны е пролетари и в крупн ы х промы ш ленн ы х городах. Н ово е ж е пополнени е рабочих, недавн о приехав ш и х и з провинции, тяготел о к деревен ско й оде ж де, сохраня я н а определенн ы й пери

о д е е основн ы е черт ы.

М у ж ско й к о с т ю м рабочи х состоя л и з ситцево й руба ш ки-косоворотки, наде то й повер х бр ю к и опоясанно й ремне м ил и ку ш ако м, тем ны х бр ю к, заправле нны х в сапоги, жи лет а и пиджак а (рис. 179). Х арактерно й особен нос ть ю кост юм а б ы л о применени е ф абричн ы х


 

тка ней. Н аряд у с пиджачным и кост юм а м и носил и и длинн ы е (д о коленей) суконн ы е сю р тук и и поддевки. Вм ест о жи лето в неко тор ы е рабочи е носил и коротки е куртк и с рукавами.

В качеств е верхне й оде ж д ы прочн о во ш л о в б ы т суконное, драпово е ил и бобриково е полупальт о

н а ватно й прокладк е — та к на з ы вае мы й ватный пиджак (рис. 180). Н аряд у с новы м ассорти м енто м применя ю тс я кр ы т ы е полу ш убки, об ы ч ны е городски е пальто, сибирки.

Бол ь ш о е з начени е в кост юм е, особенн о празд ничном, име ю т голов но й убо р и обув ь — карту з с лакированн ы м коз ы рьком, м ехов ы е ш апки,

в ы соки е сапог и — черн ы е ко ж ан ы е ил и лаки

рованн ы е.

В конц е X I X в. з начи тель н о увеличиваетс я числ о работа ющ и х ж ен щ ин, за ня т ы х в различ ны х отрасля х производства. К о с т ю м ра

б о т н и ц в е щ е боль ш е й степени, че м м у ж ской,

сочетае т традици и народно й оде ж д ы, требо вани й мо д ы и стандарта. Н аиболе е характер ны м в это м отно ш ени и видо м оде ж д ы б ы л а та к на з ы вае м а я парочка — сара ф а н и ко ф т а и з одно й тка н и (рис. 181). П рямо й цельнокро ен ы й сара ф а н отдел ы вал и ш ироки м волано м (20 — 2 5 с м), зало ж енн ы м складка м и п о ни зу, и нескольким и рядам и цветны х беек. С верх у надевалас ь пряма я ил и прилега ющ а я в тали и ко ф т а с отрезно й баской, так ж е отделанна я

волана ми, оборкам и и бейками. Вм ест о сара

ф ан а составно й часть ю парочк и мо гл а б ы т ь ю бк а — длинна я прямая, отделанна я п о ни зу. К ост ю м дополнялс я платко м н а голову, платко м ил и ш аль ю н а плеч и и ф артуко м.

К ром е парочки, работниц ы носил и плать я с

прилега ющ и м ли ф о м и присборенно й ю бкой. Д етал и плать я (рукава, воротники, декольте), и х отделк а следовал и об щ епринято й мо де, хот я и с определенн ы м отставанием. Н о в отли чи е о т мо дн ы х эт и плать я б ы л и бе з тур н ю ро в и драпирово к н а ю бке.

 

Д л я буднично й оде ж д ы применялис ь сите ц и други е ф абричн ы е хлопчатобу м а жны е тка ни, дл я празднично й (рис. 182) — недоро го й ш елк, полу ш елков ы е и полу ш ерстян ы е тка ни.

В верхне й ж енско й оде ж д е новы м ассорти м ен

то м б ы л о полупальт о длино й д о коленей. По кро й ег о сочета л народны е ф орм ы с мо дн ы м городски м пальто: силуэ т прилега ющ и й в талии, полочк а цельна я с двубортно й засте ж ко й и накладным и карманами, спинк а с отрезно й линие й тали и и присборенно й нижне й часть ю. М одн ы е детали, неболь ш о й отло жн о й воротни к и не ш ироки е м ан ж ет ы мо гл и б ы т ь и з м еха. Д л я полупальт о использовалис ь те мны е ил и ярки е (с иние, зеле ные) плис, сукно, полу ш ерсть. Н аряд у с полупальт о носил и полу ш уб

ки, салоп ы. Головно й убо р — платок, обув ь — ба шм ак и и коты (полусапоги, кра й котор ы х отдела н цветны м ко ж ан ы м кантом).


Г л а в а 5

 

 

 

К РЕС Т ЬЯ НС Т В О ХРАНИ Т ЕЛ Ь

ЭС Т Е Т ИЧ ЕСК И Х П РЕДС Т АВЛЕ НИ Й И Т РАД ИЦИ Й В Н АРОД НО М КОС Т ЮМ Е

П осл е петровски х указо в русски й дворянски й и городско й кост юм ы подверглис ь европеиза ции. И з м енилис ь и эстетические представления о красот е человека. Х ранителе м ж е н а р о д -

н о г о идеал а и кост юм а оставалос ь русское крестьянство. Трапециевид ны й ил и прямо й мон у м ентальн ы й силуэт, основн ы е вид ы по кроя, жи вописно е декоративно е и цветово е ре ш ение, голов ны е убор ы Д ревне й Рус и бы то­ вал и в крестьянско й сред е вплот ь д о X V II I —

X X вв. В о второ й половин е X I X — начал е X X вв. крестьянска я оде ж д а начинае т испы т ы ват ь влияни е об щ е й мо д ы, в ы разив ш еес я сна­ чал а в использовании ф абричн ы х тка ней, от делки, голов ны х уборов, обуви, а затем у ж е

в изменени и са ми х ф ор м оде ж д ы.

О б щ и й характе р русског о народно г о кост юм а, сло жи в ш ийс я в б ы т у мно ги х поколений, соот ветствова л вне ш нем у облику, образ у жи з н и и характер у труд а народа.

У слови я историческог о развития, начина я с X II — X II I вв., определил и наиболе е характер но е разделени е ф ор м русског о кост юм а н а северн ы й и юж ный. С X III — X V вв. северн ы е област и (Во логда, Ар хангельск, В елики й У ст ю г, Н овгород, В лади ми р и др.) в отличи е о т юж ны х н е б ы л и разорен ы набе га м и кочев

ников. Здес ь интенсивн о развивалис ь худо ж ественн ы е ремесла, процветал а вне ш ня я торговля. Бл агодар я преиму щ ественно оброч ном у ведени ю крестьянски х хозяйст в жизнен ны й уровен ь б ы л здес ь в ыш е, че м н а ю ге. В т о ж е вре мя, начина я с X V II I в., севе р оказалс я в сторон е о т развива ющ ихс я промы ш ленн ы х центро в и поэтом у сохрани л целост нос т ь народно г о б ы т а и культур ы. И м енн о поэтом у в русско м кост юм е север а национал ь ны е черт ы находя т сво е глубоко е отра ж ени е и доль ш е н е испытыва ю т иноземных влияний. Ю жны й русски й кост ю м (Ря за нь, Тула, Там бов, Ворон е ж, П енза, О рел, К урск, К алуг а

и др.) горазд о боле е разнообразе н п о ф орма м оде ж д ы. М но гократ ны е переселени я жи теле й из-з а набе го в кочевников, а зате м в перио д образовани я М осковског о государства, влияни е соседни х народо в (у краинцев, белорусов, на родо в П овол ж ья) обусловил и боле е часту ю

см ену ф ор м и мно гообрази е видо в оде ж д ы.

К ром е наиболе е об щ и х особенностей, разделив ш и х ф орм ы северног о и юж но г о русских костю мо в, отдельн ы е черт ы характеризу ю т кост ю м ка ж до й губер нии, уезд а и да ж е села.


Н ародна я оде ж д а различалас ь п о на з начени ю (будничная, праздничная, свадебная, траур ная), возрасту, се м ейно м у положени ю. Ч а щ е всег о з накам и различи я б ы л и н е покро й и ви д оде ж д ы, а е е мно гоцвет нос ть, количеств о выши

т ы х и в ы тка нны х узоров, применени е ш елко

в ы х, золот ы х и серебрян ы х ни ток.

 

ГКАНЩЦВЕТ, ОРНЛМ еТГАЦИ Я

 

О сновн ым и тка нями, применяв ш имис я дл я на родно й крестьянско й оде ж д ы, б ы л и до мо тка ны е холс т и ш ерст ь простог о полотняног о перепле те ния, а с середин ы X I X в. — ф абричн ы е ш елк, атлас, парч а с орнаменто м и з пы ш ны х цветоч ны х гирля н д и букетов, кумач, ситец, сатин, цветно й ка ш е мир.

О сновн ым и способа м и орнаментаци и до м а ш ни х тка не й б ы л и узорно е ткачество, в ыши вка, набойка. П олосат ы е и клетчат ы е узор ы б ы л и разнообразны п о ф орм е и колориту. Тех ник а народно г о узорног о ткачества, а так ж е в ыши вк а п о счет у ни те й обусловил и прямолинейные, гео м етрически е контур ы, отсутствие округл ы х очертани й в узоре. Н аиболе е распространенн ы е эле м ент ы орнамента: ромб ы, кос ы е крест ы, вось ми угольн ы е звезд ы, розетки, елочки, кусти ки, стилизованн ы е фи гур ы ж ен щ ины, птицы, коня, олен я (рис. 183). У зор ы, тка ны е и выши

т ы е, в ып олнялис ь льнян ыми, коноплян ыми, ш елков ым и и ш ерстян ым и ни тка ми, окраш ен ным и растительн ым и красителями, да ющ им и приглу ш енн ы е оттенки. Гамм а цвето в много красочна: бел ый, красн ый, синий, черн ый, коричнев ый, ж елт ый, зеле ны й и др. М ногокра сочност ь ре ш алас ь н а основ е дву х ил и тре х основн ы х цветов, ча щ е всег о белого, красног о и синег о (ил и черного). Бл агодар я приглуш ен ны м оттенка м и подчинени ю определенно й цве тово й то нальнос т и об щ и й колори т кост юм а б ы л ярок, н о бе з пестрот ы и крикливости.

С середин ы X I X в. до мо тка ны е тка н и выте

сня ю тс я ф абричн ым и с набивным и цветочным,

 

 

18 3


клетчат ым, полосаты м узора ми. Н ас ыщ енна я красочность, ярки е контраст ы за м еня ю т ста ринн ы е то нки е и нежны е цветовы е сочетания, на туралистически й рисуно к с округл ым и и сло жным и извилистым и очертаниями — пря мо линейн ы е гео м етрически е контур ы набив ны х узоров.

Н ародн ы е кост юм ы с м алинов ым и розам и и ярко-зелен ым и листья м и н а черно м ил и крас но м ф он е м ы находи м н а картина х М алявина, Ар хипова, К устодиева, отра ж а ющ и х ярко е национально е своеобрази е русско й народно й жи з н и этог о вре м ени.

ОСНОВН Ы Е В ИД Ы И ФО Р М Ы КОС Т ЮМ А Ра зличаяс ь отдельн ым и эле м ента ми, русска я

народна я оде ж д а северн ы х и юж ны х областе й сохраняе т об щ и е основн ы е черт ы, приче м в м у ж ско м кост юм е боль ш е об щ нос ти, в ж ен ско м — различий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.