Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ж енски й кост ю м




18 4

М у ж ско й кост ю м

 

М у ж ско й кост ю м состоя л и з рубахи-косоворот

к и с невысоко й стойко й ил и бе з не е и не ш иро ки х ш та но в и з холст а ил и кра ш енин ы. Рубах у и з белог о ил и цветног о холст а носил и повер х ш та но в и подпоясывал и ремне м ил и длинн ы м ш ерстян ы м ку ш ако м. Д екоративно е ре ш ени е косоворотк и — в ыши вк а п о ни з у изделия, ни з у

 


рукавов, горлови н е (рис. 184). Выши вк а част о сочеталас ь с о вставка м и и з тка н и другог о цвета, располо ж ени е котор ы х подчеркивал о

конструкци ю рубах и (д олев ы е ш в ы перед а и спинки, ластовиц ы, об ш ивк а горлови ны, ли ни я соединени я рукав а с проймой).

В ерхне й оде ж до й слу жи л зипу н ил и ка ф та н и з до мо тка но г о сукна, запахива ющ ийс я н а леву ю сторону, с засте ж ко й н а кр ю чк и ил и пуговиц ы (рис. 185), зи мо й — овчинн ы е на­ гольные шубы.

М у ж ска я обув ь — сапог и ил и лапт и с онучам и и оборами.

 

 

Ж енски й кост ю м в северн ы х и юж ны х областя х различалс я отдельн ым и деталя ми, располо ж е ние м отделки. Главны м ж е различие м б ы л о преобладани е в северно м кост юм е сара ф ана,

в юж но м — поневы.

О сновн ым и частям и ж енског о народно г о кост ю м а б ы л и рубаха, передник, _ ил и за навеска, сара ф ан, понева, на груд ник, ш у ш пан.

Ж енска я рубаха, ка к и м у ж ская, б ы л а прямог о покроя. В северн ы х областя х он а имел а длин ные, су ж енн ы е вниз у рукава, в боле е поздни й перио д рукав а отдел ы вал и ш ироки м сборчат ы м ни зо м.

Б ел ы й холс т рубах и укра ш ал и красн ы м узо ­ ро м в ыши вки, располо ж енно й н а груди, опле чье, вниз у рукаво в и п о ни з у изделия. С а мы е сло жны е, мно го фи гур ны е композици и с круп ны м рисунко м (ф антастически е ж енски е фигу

р ы, сказочн ы е птицы, деревья), достигав ш и е в ш ирин у 3 0 с м, располагалис ь п о ни з у изделия. Д л я ка ж до й част и рубах и б ы л о сво е традицио н но е орнаментально е ре ш ение. В нарядны х ру баха х вс е верхне е полотни щ е рукав а о т опле чь я д о запясть я мо гл о б ы т ь в ыши т о гео м ет рически м узоро м (рис. 186). К красном у основ ном у цвет у в ыши вк и добавлялис ь синие, зеле ные, золотист ы е ни тки, блестки.

В юж ны х областя х прямо й покро и руба х б ы л

боле е сло жным, о н осу щ ествлялс я с помо щ ь ю


та к на з ы вае мы х полипов — детале й кроя, соединя ющ и х полочк у и спинк у п о лини и пле ча. П олик и мо гл и б ы т ь прямым и и кос ыми. П олик и прямоугольно й ф орм ы соединял и четы

р е полотни щ а холст а ш ирино й о т 3 2 д о 4 2 с м ка ж д ый. К ос ы е полик и (в ф орм е трапеции) соединялис ь ш ироки м основание м с рукавом, узки м — с об ш ивко й горлови ны.

О б а конструктивн ы х ре ш ени я подчеркивалис ь декоративно. Д л я руба х с прямым и ноликам и характерн ы в ыши вка, цветны е вставк и н а рукава х и плечах, акцентиру ющ и е ш о в соеди нени я полик а и рукава. К осо й полик, наоборо т, зритель н о резк о отделе н о т рукав а и акценти руе т укра ш енну ю треуголь ну ю вставк у н а полочк е и спинке. Н а рукав е в ыши вк а и цвет ны е вставк и располо ж ен ы ни зко, почт и н а лини и локт я (рис. 187).

П о сравнени ю с северорусски м и рубахам и лини я ни з а в рубаха х юж ны х районо в орна м ентируетс я боле е скро мно.

С а мо й декоративно й и богат о укра ш енно й часть ю ка к северного, та к и юж но г о ж енског о кост юм а б ы л передник, ил и за навеска, закр ы ва ющ и й ж енску ю фи гур у спереди. П ередни к об ы чн о делал и и з холст а и орнаментировал и в ыши вкой, тка ны м узоро м, цветным и отделоч ным и вставка ми, ш елков ым и узорн ым и лента ми. К ра й передник а о ф ормлял и зубца ми, бе

л ы м ил и цветны м кру ж ево м, бахромо й и з шел

ков ы х ил и ш ерстян ы х ни ток, оборко й разно й ш ирины.

К онструктивно е и декоративно е ре ш ени е пе редник а имел о нескольк о вариантов. П ередни к прямог о покро я мо г б ы т ь н а ш ироких, пере ходя щ и х н а спинк у подкройны х бретеля х ил и с длинн ым и узки м и рукавами, отделанн ым и внизу. В юж норусско м кост юм е б ы л и распро странен ы отрезн ы е н а кокетк е передники, ниж ня я част ь котор ы х состоял а и з двух-тре х по лотни щ и собиралас ь н а кокетк е на д грудь ю. К а к в прямых, та к и в сборчат ы х передника х сзад и п о горлови н е в ы резал и неболыДо е квад ратно е отверстие. В сборчат ы х передника х верхня я част ь мо гл а имет ь трапециевид ну ю ф орм у с петлей, перекидыва ющ ейс я чере з голову. С а мы е неболь ш и е передник и имел и

тольк о нижн ю ю част ь и подвязывалис ь на д грудь ю.

Х ол щ ов ы е бел ы е рубах и и передник и северн ы е крестьянк и носил и с сара ф ана ми. В X V II I в. и в перво й половин е X I X в. сара ф ан ы делал и и з однотонной, бе з узор а тка ни: синег о холста, бязи, красно й кра ш енин ы, черно й до мо тка но й ш ерсти. М но гоузор на я и мно гокрасоч на я вы

ш ивк а руба х и переднико в очен ь в ыи гр ы вал а н а те мно м гладко м ф он е сара ф ана. К осоклин - ны й покро й сара ф ан а име л нескольк о вариан тов. Н аиболе е распространенн ы м б ы л сара ф а н


 

 

с о ш во м посередин е переда, отделанн ы м узо р ным и лента ми, миш урн ы м кру ж ево м и верти кальн ы м рядо м м едн ы х и оловянн ы х пуговиц. Тако й сара ф а н име л силуэ т усеченног о конус а с боль ш и м рас ш ирение м книз у (д о 6 м), при

д а ю щ и й фи гур е величавость, стройност ь

(рис. 188).

С ара ф а н боле е позднег о вре м ен и — прямо й ил и сборчат ый, та к на з ы вае мы й мо сковский, делал и и з чет ы ре х — вось м и прямы х полотни щ тка ни, собранн ы х вверх у м елки м и складка ми, застроче нным и н а 3 — 5 с м о т кра я сперед и и н а 10 — 2 0 с м сзади. Тали ю подчеркивал и поясом. П рям ы е сара ф ан ы ш ил и и з набивно й тка ни: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, ка ш е мир а, парч и с цветочны м узоро м. Рубах у

к нем у так ж е делал и и з ярко й цветно й тка ни.

О б а вид а сара ф ано в дер ж алис ь либ о н а узки х коротки х ля мк ах, либ о н а подкройны х бре телях.


 

В юж норусско м кост юм е в м ест о сара ф ан а боле е ш ирок о применялас ь понева — поясна я оде ж д а и з ш ерстяно й тка н и иногд а н а хол щ ово й под кладке. Тка нь, используема я дл я поневы, — ча щ е всег о те мно -си няя, черная, красная, с клетчат ы м ил и полосаты м (с поперечны м рас положение м полос) узоро м (рис. 189). Б уднич ­ ны е понев ы отдел ы валис ь скро мно: ш ерстяно й до мо тка но й узорно й тесь мо й (пояском) п о ни зу. П раздничн ы е понев ы богат о укра ш алис ь

в ыши вкой, узорно й тесь мой, вставка м и и з

кумача, кра ш енин ы, миш урн ы м кру ж ево м, блестками. Ш ирока я горизо н таль на я полос а подол а сочеталас ь с про ш ва м и — вертикальн ы м и цветным и вставка ми. К олористическо е ре ш ени е поне в б ы л о особенн о ярки м и красоч ны м благодар я и х те мном у ф ону.

П о конструкци и понев а представляе т собо й тр и — пят ь полотни щ тка ни, с ш иты х п о кромке. В ерхни й кра й ш ирок о подогну т дл я вздер ж к и ш нурк а (га ш ника), укрепляе мо г о н а талии. П онев а мо гл а б ы т ь глухо й и распа ш ной. Рас па ш ны е понев ы иногд а носил и «с подтыко м подола» (рис. 190). В это м случа е понев у орнаментировал и с изнанки.

П о д влияние м мо д ы запад ны х областе й в Там

бовской, К урской, Ря за нской, Ворон е ж ско й губер ния х носил и ю бк у с рисунко м в вид е вертикальн ы х полос, рас ш иту ю цветочным и


 

узора м и (рис. 191). Ю бк а так ж е укреплялас ь н а тали и с помо щ ь ю га ш ник а ил и пояска.

В понев е ж енска я фи гур а утрачивал а велича ву ю стройность, придаваему ю е й сара ф ано м. Лини я талии, в ы являема я поневой, об ы чн о м аскировалас ь напуско м рубах и ил и передни ком. Ч аст о повер х рубахи, понев ы и передник а надевалс я нагрудник — накладна я ил и рас па ш на я оде ж д а и з ш ерст и ил и холста, прямог о силуэта. Н агрудни к отдел ы вал и тка но й ил и плетено й тесь мо й п о горлови не, - борту, ни з у и ни з у рукавов.

М но гослой нос т ь кост юм а, имев ш ег о различну ю длин у одновременн о надеваемы х рубах, поне в ы, передника, на груд ника, создавал а горизо н таль но е членени е силуэта, зритель н о рас ш иряв ш е е фи гуру.

Ж енски м и голов ным и убора м и н а север е б ы л и коко ш ники, кики, венц ы, ш иты е бусами, ж е м чуго м с поднизям и и рясами; н а ю г е — рога т ы е кик и с ярко й в ыши то й тулье й и подзатыль нико м с длинно й бисерно й поднизь ю.

И з ю велирн ы х укра ш ени й применял и ж е мч у ж ные, бисерн ы е, янтарн ы е о ж ерелья, подвески, бус ы, серьги.

Ж енско й обувь ю слу жи л и ко ж ан ы е полусапож ки, кот ы, отороченн ы е вверх у красн ы м сукно м ил и са ф ьяно м, а так ж е лапт и с онучам и и оборами.

 

19 1


Глав а 6

 

КОСТ Ю М П ЕР ИОД А СТАНОВЛЕНИ Я ССС Р (1917-192 8 гг.)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.