КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VIII. Типы языковых значений. Поскольку язык представляет собой внутренне сложное многокомпонентное и многоуровневое образование материального и идеального порядка
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В ЯЗЫКЕ Поскольку язык представляет собой внутренне сложное многокомпонентное и многоуровневое образование материального и идеального порядка, то вполне логично допустить, что взаимодействие в нем формы и содержания и их элементов имеет многоступенчатый и относительный характер. Именно на эту сторону взаимоотношений данных категорий указывали В. Гумбольдт (4, с. 72—73), Потебня (10, с. 178 и др.), Г. Шпет (3, с. 14 и др.). Разумеется, это обстоятельство не исключает приложения этих категорий к языку в целом. Но в этом случае взаимоотношение формы и содержания языка приобретает весьма обобщенный, глобальный характер, что и отразилось в приведенном выше определении формы В. Гумбольдтом (4, с. 71). В отвлеченности этого определения упрекали В. Гумбольдта некоторые исследователи формы. В соответствии с этим определением (а также и фактически) следует, что мы не можем наблюдать форму языка как таковую во всем ее проявлении, в ее единстве, как и само содержание, а следовательно, и язык в целом, в его существовании в качестве действительного явления. Обо всех этих фактах— о форме, содержании и языке в целом — мы судим по фрагментам их реализации в речевой деятельности человека и по этим частностям пытаемся воссоздать более или менее верное представление об указанных категориях. Именно внутренняя взаимосвязь частностей формы свидетельствует о ее един- стве и определенности. Это единство — объективно и стихийно — проявляется в речеобразовании говорящего, владеющего данным языком. Диалектика взаимоотношения формы и содержания в языке предполагает, таким образом, относительность их противоположения. По-тебня: «Форма и содержание — понятия относительные: В, которое было содержанием по отношению к своей форме А, может быть формой по отношению к новому содержанию, которое назовем С...» (10, с. 178). В своем формировании языковая мысль претерпевает ряд преобразований. В этом ступенчатом движении мысли, осуществляемом с помощью языка, каждая предшествующая ступень выступает формой последующей, т. е. в такой связи она служит структурным организующим элементом последующей ступени при ее образовании и развитии. Особое место в этом движении, приводящем в конечном итоге к осмысленному соединению звука и значения, занимает внутренняя форма слова. В пределах языка с помощью внутренней формы слова, т. е. представления или признака, положенного в основу названия, вместе с оформляющими слово грамматическими и словообразовательными аффиксами образуется «ближайшее значение» слова. В такой связке «ближайшее значение» выступает содержанием слова. Но само оно, будучи воспроизводимой в речи логико-семантической рамкой, которая заполняется в речи конкретным предметным содержанием, выступает по отношению к нему формой. Потебня иллюстрирует относительность противопоставления формы и содержания примерами соотношения различного типа значений как внутри одного и того же языка, так и в разных языках. Если ближайшее значение выступает формальным по отношению к дальнейшему, то «по отношению к грамматическим категориям само это формальное значение является вещественным» (6, с. 20). Однако и это противопоставление окажется относительным, если мы будем иметь в виду разные языки. Понятие формального (грамматического) и содержательного значения меняется от языка к языку. «Есть языки,— пишет Потебня,— в коих подведение лексического содержания под общие схемы, каковы предмет и его пространственные отношения, действие, время, лицо и пр., требует каждый раз нового усилия мысли. То, что мы представляем формою, в них является лишь содержанием, так что грамматической формы они вовсе не имеют» (6, с. 20). Наблюдая за характером выражения содержания в языке, по возможности, на всю глубину языковой системы — от значения морфемы до актуального содержания высказывания, образованного в индивидуальных речевых условиях,— мы приходим к выводу, что язык представляет собой синтез синтезов. Сама по себе форма языка есть единство или синтез членораздельного звука (внешняя форма) и «внутриязыковых значений». Форма языка наполняется в акте речи конкретным вещественным значением, в результате образуются смыс-206 лы участвующих языковых единиц, в которых органично сливаются классификационность, абстрагированность внутриязыковых значений, например, значения слова (логико-семантической схемы), и вновь образованный на основе восприятия обозначаемого предмета мыслительный материал. Здесь и происходит синтез синтезов (об этой стороне языка см. монографию Г. Шпета (3). Единицы речи — слово, словосочетание, предложение — это всегда единый мыслительный акт, о единстве которого свидетельствует ряд формальных и содержательных его показателей. Эти образования наделены особыми, неповторимыми качествами, отличными от качеств составляющих их элементов и не представляющими собой простой суммы этих качеств. То есть и в этих случаях происходит синтез. Синтез — идеальный, внешне не выраженный, как правило, процесс. Он и обнаруживается как таковой по несводимости качеств элементов, создавших путем слияния данное явление — новое качественное образование. Отсюда та идиоматичность, которая отмечается лингвистами как существенная черта языковых единиц, особенно наблюдаемая у тех, которые имеют выраженное строение (ср., например, определения значения слова А.И. Смирницкого, Д.Н. Шмелева, где идиоматичность лексического значения объявляется существенной его чертой). Так, в строении слова выделяются его отдельные элементы: корень, суффикс, приставка, окончание. Но значение слова как единого целого не есть простая сумма значений этих элементов. Их синтез происходит в мышлении и не отражен видимым их присутствием в составе слова. О синтезе, в частности, свидетельствует исторически меняющееся строение слова, которое может не влиять на его значение (см.: опрощение, переразложение, потеря внутренней формы слова и др.). Исследование формы и содержания языка, по нашему мнению, не продвинулось в зарубежном и отечественном языкознании со времени В. Гумбольдта и Потебни, рассматривавших эту проблему как фундаментальную в науке о языке. Заявившие об этой проблеме основоположники теоретического языкознания указывали на ее сложность и таинственность. «...Понятие содержания (насколько оно составляет предмет языкознания) и формы слова,— отмечал Потебня,— еще весьма не ясны» (6, с. 71). Высказанные этими учеными продуктивные суждения, хотя и не сведенные в явно выраженную, законченную концепцию, не были творчески использованы в немногих работах по этой теме в последующее время. В языкознании распространено мнение, что собственно содержанием языка являются закрепленные в лексической системе значения слов (19, с. 352—407; 20 и др.). С этим мнением можно было бы согласиться, если бы авторы указывали на относительность противоположения формы и содержания в пределах языка. Между тем целью речевого обмена не является сообщение его участниками содержания этих значений.Предварительное знание этих значений является для участников условием обмена мыслями. И было бы весьма странно, если бы мы вдруг стали объяснять в разговоре, что такое стол, потолок есть, спать и т. п. Все это говорит о том, что эти «внутриязыковые значения» выступают в речи формой. Люди, во-первых, не думают о значениях слов, которые употребляют; и, во-вторых, от людей, которые свободно владеют данным языком, и нет оснований ожидать, что они легко сумеют правильно определить значения таких слов. Точное, корректное определение значения требует тонкого языкового чутья и достаточно высокой степени профессионализма. Остроумно писал о возможности говорящих определять значения слов, которые они употребляют, Б. Рассел: «...В утверждении, что человек, правильно употребляющий слово, должен уметь раскрыть его значение, не больше логики, чем в утверждении, что правильно движущиеся планеты должны знать законы Кеплера» (21, с. 38). ЛИТЕРАТУРА 1. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М., 1967. 2. Мельников Г.П. Истоки и состояние современной системной лингвистики//Лин- 3. Шпет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. 4. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 5. Рамишвили Г. В. Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретического 6. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. Т. 1—2. 7. Потебня А.А. История русского языка. Лекции, читанные в 1882/3 академическом 8. Павлов В.М. Проблема языка и мышления в трудах Вильгельма Гумбольдта и в 9. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.; Л., 1936.
10. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. 12. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. 13. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., Т. IV. 1941. 14. Потебня А.А. Основы поэтики//Вопросы теории и психологии творчества СПб 15. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. 16. Овсянико-Куликовский Д.Н. О значении научного языкознания для психологии 17. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли//Воп- 18. Овсянико-Куликовский Д.Н. Введение в ненаписанную книгу по психологии 19. Галкина-Федорук ЕМ О форме и содержании в языке//Мышление и язык. М., 20. Плотников Б.А. О форме и содержании в языке. Минск, 1989. 21. Analysis of Mind. London, 1924/Цит. по: Налимов В.В. Вероятностная модель § 68. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ Проблема значения в современном языкознании — одна из самых сложных и активно разрабатываемых проблем. И это естественно. Назначение языка — выражать мысли, осуществлять обмен мыслями, который обеспечивается значениями языковых единиц. Проблемой значения слова, основной единицы языка, начали заниматься давно; ею живо интересовались мыслители Древнего мира и Средневековья. По мере развития языкознания исследование значения слова и других единиц языка специализировалось, превращаясь в отдельную, а вернее — в отдельные области знания в пределах частного и общего языкознания. Наука, изучающая значения слов и других языковых единиц, называется семасиологией, или семантикой. Первый термин ввел в научный обиход немецкий ученый С.Х. Рейзиг в «Лекциях о латинском языке» (1839); синонимичный термин семантика — М. Бреаль в своем «Опыте семантики» (1895) (1, с. 74 и ел.; 2, с. 5; 3, с. 14 и ел.). Если первоначально семасиология, или семантика, занималась изучением значения слова, интересуясь при этом преимущественно закономерностями изменения значений слов (это направление семасиологии было особенно активным в немецком языкознании), то в последующее время, особенно в XX в., она значительно расширила свои границы, исследуя значения всех двусторонних единиц языка и их структур — морфем, словосочетаний, фразеологизмов, различных лексикализованных сочетаний слов, предложений. Таким образом, под семасиологией (семантикой) в настоящее время понимают науку, изучающую содержание, внутреннюю сторону языковых единиц. Предметом изучения семасиологии являются значения языковых единиц, их типология, а также такие явления в области их значений, как многозначность, синонимия, омонимия, гиперонимия, гипонимия и др. Смежными с семасиологией науками, в известной степени пересекающимися с ней, являются этимология и ономасиология.
если бы мы вдруг стали объяснять в разговоре, что такое стол, потолок есть, спать и т. п. Все это говорит о том, что эти «внутриязыковые значения» выступают в речи формой. Люди, во-первых, не думают о значениях слов, которые употребляют; и, во-вторых, от людей, которые свободно владеют данным языком, и нет оснований ожидать, что они легко сумеют правильно определить значения таких слов. Точное, корректное определение значения требует тонкого языкового чутья и достаточно высокой степени профессионализма. Остроумно писал о возможности говорящих определять значения слов, которые они употребляют, Б. Рассел: «...В утверждении, что человек, правильно употребляющий слово, должен уметь раскрыть его значение, не больше логики, чем в утверждении, что правильно движущиеся планеты должны знать законы Кеплера» (21, с. 38). ЛИТЕРАТУРА 1. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М., 1967. 2. Мельников Г.П. Истоки и состояние современной системной лингвистики//Лин- 3. Шпет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. 4. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 5. Рамишвили Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретического 6. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. Т. 1—2. 7. Потебня А.А. История русского языка. Лекции, читанные в 1882/3 академическом 8. Павлов В.М. Проблема языка и мышления в трудах Вильгельма Гумбольдта и в 9. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.; Л., 1936. 10. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 12. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. 13. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., Т. IV. 1941. 14. Потебня А.А. Основы поэтики//Вопросы теории и психологии творчества. СПб., 15. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. 16. Овсянико-Куликовский Д.Н. О значении научного языкознания для психологии 17. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли//Воп-
18. Овсянико-Куликовский Д.Н. Введение в ненаписанную книгу по психологии 19. Галкина-Федорук Е.М. О форме и содержании в языке//Мышление и язык. М., 20. Плотников Б.А. О форме и содержании в языке. Минск, 1989. 21. Analysis of Mind. London, 1924/Цит. по: Налимов В.В. Вероятностная модель
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |