Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Донецк 2006




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРАКТИКУМ

по курсу “ЛОГИКА”

(для студентов специальности “Правоведение”

всех форм обучения)

Утверждено

на заседании кафедры

философии ДонНУ,

протокол № 1

от 30 августа 2005 г.


УДК 161/164 (075)

 

 

Методические материалы и практикум по курсу “Логика” (для студентов специальности “Правоведение” всех форм обучения) / Составитель В. В. Волошин. – Донецк, ДонНУ, 2006. – 136 с.

 

В учебно-методическом пособии содержатся рабочая программа, планы семинарских занятий, упражнения и тестовые задания для организации преподавания курса логики студентам специальности “Правоведение”, а также, обучающимся по кредитно-модульной системе. Пособие призвано помочь студентам в творческом усвоении проблем курса формальной логики, в формировании и развитии логической культуры.

 

 

Составитель: В. В. Волошин, канд. филос. наук, доц.

 

 

Рецензенты: М. И. Сушинский, канд. филос. наук, доц.

А. К. Поправко, канд. филос. наук, доц.

 

 

Ответственный за выпуск: Т. А. Андреева,

зав. каф. философии ДонНУ, д. филос. наук.

 

«Логика есть наука о наиболее общих законах бытия истины»

(Г. Фреге)

 

АННОТАЦИЯ

 

Логика, изучающая структурные компоненты абстрактного мышления в их взаимосвязи и взаимодействии, возникла из потребностей человеческого познания. Будучи наукой о законах, формах и методах мышления, логика имела объективные основания и предпосылки для возникновения и развития. С древности замечено важное свойство познающего мышления человека: если вначале высказываются некоторые утверждения, то затем могут быть признаны и другие утверждения, но не любые, а лишь строго определенные. Таким образом, познающее мышление подчинено некоторой принудительной силе, его результаты детерминированы и предопределены предшествующим знанием. Логика (в сумме всех своих разделов), – не только инструмент точной мысли и средство отыскания истины, но и неотъемлемая часть человеческой культуры.

Освоение основ логики способствует повышению культуры мышления юриста, расширяет его мировоззренческий горизонт и методологический арсенал, содействует формированию рационально-критического подхода к различным проявлениям современной жизни. Вопрос о значении логики для юристов рассматривался на протяжении многих столетий. Еще в 1588 году Абрам Франц в работе ”Правовая логика” указал на теснейшую связь логических и правовых знаний. В 1672 году Г.Лейбниц написал работу “Elementa juris naturalis”, в которой попытался определить основные модальности права и логические отношения между ними. Именно эта работа положила начало деонтической (нормативной) логике. Кроме этого направления логических исследований непосредственное отношение к праву имеют такие разделы современной логики, как эпистемическая логика (логика знаний), логика действия, эротетическая логика (логика вопросов и ответов) и другие. Разумеется, юрист, который не изучал специально логику, может адекватно познавать мир. В этом случае он неосознанно использует стихийную, интуитивную логику. Но она далеко не всегда решает стоящие перед ней проблемы. Однако, если эта природная, материнская основа культуры мышления дополняется, исправляется и развивается научными знаниями формальной логики, то она превращается в мощное орудие, позволяющее работать на юридической ниве более уверенно, продуктивно и эффективно.

Курс включает в себя проблематику традиционной логики и некоторых специальных логических теорий. Исходя из вышесказанного, цель изучения логики состоит в том, чтобы в доступной форме сформировать представления о законах и формах мышления и практическом значении науки, которая их изучает.

В результате изучения курса логики студенты должны знать:

- особенности возникновения и развития логики;

- сущность и содержание форм мышления и операций с ними;

- онтологический, гносеологический и праксеологический смысл основных формально-логических законов;

- логические структуры, которые выражают нормы и нормативные действия;

- черты, сущность и структуру эпистемической логики;

- сущность, структуру и разновидности доказательства и опровержения;

- основы казуистики.

Перед студентами стоит задача научиться самостоятельно осуществлять элементарные логические исчисления, определять и классифицировать формы мышления; аргументировано вести доказательство определенных утверждений, выдвигать, строить и проверять версии, быстро находить рациональное зерно и ошибки в размышлениях пропонента и оппонента и так далее.

При написании пособия автор использовал работы П.Н. Гоменюка, Д.П. Горского, В.С. Жеребкина, В.И. Кириллова, Н.И. Кондакова, В.Н. Мельникова, А.А. Старченко, М.И. Сушинского, И.В. Хоменко и других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.