Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательский дух




Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа.

В. Зомбарт

Зомбарт подчеркивает, что проникновение предпринимательского духа в хозяйствование превращает его в предприятие — всякое существование дальновидного плана, исключающего инстинктивные вдохновения, для проведения которго требуется длительное совместное действие несколь­ких лиц. Успешное осуществление предприятия требует: а) подчинения единой воле при длительном совместном действии нескольких лиц; б) ра­ционализма в осуществлении различных функций; в) риска, упорства, по­стоянства и духовной энергии. Поэтому, предприниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: «завоевателем — организатором — тор­говцем» (12, 46).

«Предпринимательствующие» являются теми, кто завоевывает мир: «это творцы, люди жизни, не зрители, не потребители, не аскеты и не скепти­ки» (9, 195). Новый предпринимательский дух достигает господства на всех поприщах. При этом стремления к власти и к наживе отныне переходят одно в другое. Власть добывается, чтобы нажиться, а нажива нужна ради власти. Лишь тот, кто обладает властью, может нажиться, а тот, кто на­живается, увеличивает свою власть. Но столь же хорошо прививается пред­принимательский дух и в религии, в церкви — здесь он стремится к осво­бождению и к уничтожению оков. В науке — он стремится рассеять тайны, в технике — хочет изобретать. «По всему лицу земли он жаждет открытий» (9, 195).

Зомбарт выделяет четыре основные ранние формы организации капи­талистического предприятия исходя из воинственного корня: военный по­ход, земледелие, государство и церковь.


Военное предприятие: организация военного похода отдельным лицом (группой лиц) с определенным риском и по хорошо продуманному пла­ну, выбирая для этой цели необходимое число бойцов и управляя ими сообразно цели. Полководец (военный предприниматель) сам решает воп­росы от вербовки отдельных воинов, снабжения оружием до ежедневного доставления жизненных припасов.

Земледелие: земледельческая организация, направленная на планомер­ное соединение больших масс людей для правильной работы над общим делом сообразно воле высшего руководителя.

Государство: организация, направленная на искусственное соединение многих людей под властью одной личности (княжеской, абсолютной), чтобы заставить население служить интересам (война и мир) властителя. В государстве формируется аппарат управления (бюрократия) как система государства, которая а) служит образцом высшей организации для всех более мелких предприятий; б) приобретает самостоятельную жизнь и дей­ствует в качестве субъекта и объекта в ходе истории.

Церковь: крупнейшая организация (наряду с государством), внутри ко­торой возникли многочисленные структуры предпринимательского харак­тера — монастыри, епископства и др.

В этом плане, по Зомбарту, первые предприниматели — это те творчес­кие, необыкновенные, сильные одиночки (элита)1, которые стояли во главе предприятий и стимулировали развитие общественного организма. В их деятельности жажда наживы соединяется с героизмом, который прояв­ляется «преимущественно в среде господ». Благодаря этому предпринима­тельский дух принимает насильственный характер и иным быть не может. Управляя хозяйствующими субъектами, этот «дух» побуждает их достичь цели не выбирая средств и проявлять героизм в рамках от разбоя до изоб­ретательства. При этом к торговле и промышленности проявляется слабое уважение.

Эпохе героического возникновения капитализма соответствует сеньори­альный образ жизни предпринимателей с приоритетом роскоши, развлече­ний, праздного безделья, моды, обычаев, клиентелы, расточительства (мо­товства). По Зомбарту, все это являлось ступенями в движении к новому обществу; любовь it роскошь способствуют развитию промышленности, сель­ского хозяйства, тоговли и становлению европейского капитализма (Лю­бовь, роскошь и капитализм. 1913).

На основе преобладания предпринимательского духа в хозяйственной деятельности, Зомбарт выделяет основные типы капиталистических пред­принимателей: разбойники, феодалы и бюрократы.

Разбойники — это люди, у которых фантазия авантюриста соединялась с величайшей энергией. Они ставят свои воинские способности и воинс­кую организацию непосредственно на службу идее наживы: сухопутный и морской разбой, путешествия с целью открытий были предприятиями круп­ной тоговли, колониального хозяйства, заморских сношений.

1 В таком подходе к проблеме «элита-масса» Зомбарт разделяет установки арис­тократической концепции.


Феодалы — это землевладельцы (дворяне), создающие в своих владени­ях разновидности феодально-капиталистического предприятия, используя для собственной выгоды свою власть в государстве: распоряжение людь­ми, продуктами и недрами земли непосредственно или путем приобрете­ния привилегий, концессий и т. п. Таким образом, земледельческое дворян­ство, образуя особенный тип предпринимателя, участвует в построении капитализма1.

Бюрократы — (государственные чиновники) — это государи и чиновни­ки, осуществляющие предприятия меркантилистской государственной политики. Их инициатива весьма часто давала толчок к расцвету капитали­стического предпринимательства: договора и покровительственные пошли­ны в торговле, разработка сокровищ недр, протекционизм в развитии ма­нуфактур и фабрик. В решении этих и других задач развития европейской хозяйственной жизни участвовал организационный (чиновничий) аппарат, которым располагало государство и который имел преимущество перед частными предпринимателями. Если последние не заботятся об общих вы­годах своего отечества, то интерес государей и чиновников направлен на отдаленное будущее. В этой духовной области (в управлении государством) проявлялись таланты, рождались творческие идеи, совершалась научная подготовка. Все это обусловливало позитивное значение государственных людей и чиновников в построении капитализма в ранний период. Вместе с тем, «язва погони за должностями» свидетельствует о том, что государ­ственные чиновники превращали свои должности в доходное для себя пред­приятие. Отсюда вырастает неуклюжесть персонала и склонность государ­ственного аппарата к бюрократизму.

Общим для всех типов капиталистических предпринимателей является фундамент внешнего применения сил: такие руководители совершают свои действия, в конечном счете, путем применения внешних принудительных средств явно (разбойничье предприятие) или скрытно (могущество госу­дарства или могущество в государстве).

Зомбартовская концепция учитывает, что «капитализм... есть порожде­ние весьма различного духа» (12, 63). Он возник не только из предпринима­тельского духа. К нему присоединился еще и другой дух, который «внес в хозяйственную жизнь нового времени твердую упорядоченность, точность учета, трезвую определенность целей» (9, 195). Постепенно при осуществ­лении власти хитрость и убеждение вытесняют способ ее существования при помощи силы. Теперь коммерческие (торгашеские) способности и да­рования все больше являются решающим мотивом в вопросе пригодности предпринимателя к хозяйственной жизни. Это дух мещанства — упорядоче­ния и бережливости, который проявляется и вне сферы капиталистичес­кого хозяйства в низших слоях городских хозяйствующих субъектов, про­фессиональных торговцев и ремесленников. Он проявляется в благоустро­енном капиталистическом домоводстве, требующем трудолюбия, умерен-

1 Зомбарт специально развивает теорию города, в которой дает схему его образо­вания, увязывая с эволюционной схемой первоначального накопления капитала (9, 75).


ности, бережливости. В коммерческом предприятии специфическим сред­ством для достижения прибыли служит заключение выгодных договорных соглашений (договора) и честное их выполнение. «То психологическое на­строение, которое образовалось из слияния воедино предпринимательс­кого духа и духа мещанства, мы называем капиталистическим духом. Пос­ледний и создал капитализм» (9, 196).

Мещанский дух

Мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйствования. Б пестрой ткани капи­талистического духа он составляет хлопча­тобумажный уток.

В. Зомбарт

Понятие «мешанин» Зомбарт употребляет с долей презрения для обо­значения упорядоченного существования «со всеми признаками ярко вы­раженной мелочности и благополучия» (12, 84), которые составляют жиз­ненную основу в психике каждого законченного капиталистического пред­принимателя. Рождение данного типа европейских хозяйствующих субъек­тов в XVII—XVIII веках Зомбарт связывает с использованием денежных средств (ссуда) и биржевой игры в рамках хозяйственных предприятий1. При этом преобладают добывание денег мирным путем договоров. Этот путь стро­ится на присущих народной массе инстинктах и способностях мещанского торгашества, не выходящих за пределы малого и среднего размера дела.

К ним Зомбарт относит спекулянтов, купцов и ремесленников, кото­рые имеют ряд общих черт: «отвращение в их деятельности от всего на­сильственного и авторитарного» (12, 83), что характеризует типы капита­листических предпринимателей. Мещанское торгашество стремится мирным искусством убеждения расчищать себе дорогу в жизни. Оно состоит в «ис-куссном заключении большей частью ничем не стесненных договоров со своими поставщиками, со своими рабочими, со своими клиентами» (12, 83), дающих все возможности для наживы.

Спекулянты (авантюристы) — организаторы преприятий, когда прожек­тер достает необходимые денежные средства, чтобы обратить свои идеи в действительность: спекулятивное предприятие (грюндерство), часто шар­латанского (афера) характера. Особенностью деятельности спекулянта является то, что новый источник могущества находится в нем самом: «...это сила внушения. С помощью ее одной спекулянт осуществляет все свои пла­ны. На место страха в качестве движущей силы он ставит надежду» (12, 75). Создать настроение •— вот лозунг! А что для этого хороши все средства,

1 Введение в капиталистическую хозяйственную жизнь денежной ссуды и бир­жевой игры Зомбарт связывает с влиянием на нее еврейского делового духа, кото­рый, начиная с XVII века, все больше внедряется в европейскую хозяйственную жизнь. Его зачатки к безграничному и беспредельному стремлению к наживе ста­новятся в эпоху высшего развития капитализма общим достоянием капиталисти­ческого духа.


завоевывающие внимание, любопытство, желание купить — само собой разумеется. Чем труднее обозреть план «грюндерской аферы», тем больше она годится для спекулянта и тем большие чудеса может совершить спеку­лятивный дух (Суэцкий и Панамский каналы, банковские предприятия и др.). «И труд спекулянта закончен, цели своей он достиг, когда широкие круги попадают в состояние опьянения, в котором они готовы предоставить все средства, нужные ему для осуществления его предприятия» (12, 76).

Купцы — это те, кто развил капиталистическое предприятие из торгов­ли товарами или деньгами, а также посредством вмешательства (кредито­ры) в область производства благ.

Ремесленники — это выбившиеся наверх ремесленного мастерства в сфере промышленного производства мануфактуристы, фабриканты, расширив­шие в трудовой борьбе свое дело в капиталистическое предприятие — ма­нуфактуру, фабрику.

В результате, возникший в этих типах капиталистических предпринима­телей совершенно новый мещанский дух образует необходимую составную часть капиталистического духа вообще: он принимает коммерческий (тор­гашеский) характер и иным быть не может. Смешиваясь с предпринима­тельским, мещанский дух побуждает их достигать цели па основе мещанс­ких добродетелей. Для них характерны два комплекса правил: 1) первый относится к внутреннему устройству хозяйства — «святая хозяйственность; 2) второй — к внешнему регулированию отношений хозяйствующих субъек­тов с клиентами: «деловая мораль» (12, 85),

1. Характеризуя «святую хозяйственность», Зомбарт выделяет следующие
хозяйственные правила:

рационализация ведения хозяйства: а) обдумывание его ведения, об­
ращение интереса к хозяйственным проблемам; б) отказ от правил сень­
ориального устроения жизни; в) не давать расходам превышать доходы

экономтация ведения хозяйства: 1) расходование должно быть мень­
ше, чем имеешь дохода (копить); 2) экономия силы; 3) точное знание
дела (считать).

Таким образом закладывается фундамент мещанско-капиталистическо-го ведения хозяйства: трудолюбие (прилежание), бережливость и благопо­лучие (12, 95, 97).

2. Раскрывая содержание «деловой морали» — морали в деле, Зомбарт
подчеркивает следующие правила:

—коммерческая солидность (верность договорам);

—добывание деловых выгод;

— мещанская благопристойность.

Данные добродетели, находясь под влиянием христианской веры и нрав­ственности, вместе составляют основу личности хорошего гражданина и отца семейства, солидного и «осмотрительного» делового человека капи­талистического мира.

3. При ведении денежных предприятий Зомбарт особо выделяет отчет­
ность
(считать): способность разлагать мир на числа и составлять эти числа
в искусную систему прихода и расхода (коммерческая арифметика \\ бух­
галтерия). Тем самым она «составляла железный остов капиталистическо­
го духа» (12,103).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.