КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух создателем капиталистической организации..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации? В. Зомбарт В решении проблемы взаимовлияния капиталистического духа и капитализма, Зомбарт опирается на элемент диалектики (Гегеля — Маркса) -причину и следствие. Генетически капиталистический дух есть источник (причина) капитализма, который является его следствием, а не наоборот. «Капитализма нет, если нет капиталистического духа» (12, 261). Являясь продуктом последнего, капитализм как творение не может прсдшество- 1 Зомбарт подверг современную рекламу и ее приемы специальному анализу, 2 Зомбарт один из первых даст детальный анализ конкуренции как характерной вать своему творцу. Поэтому капиталистический дух питался из иных источников, чем собственно капитализм. В дальнейшем развитии капитализм — капиталистическая система хозяйствования — начинает жить собственной жизнью и оказывать обратное влияние (причина) на капиталистический дух, становящийся в этом отношении следствием. При этом Зомбарт переводит механизм взаимодействия в новую плоскость. Теперь капитализм выступает как целое (гсштальт) и живет собственной жизнью, а его элементами (частями) выступают капиталистический «дух» и капиталистическое «тело» (12, 261). Последнее является чем-то находящимся вне души капиталистического предприятия, но несущим «дух»: организаторская часть — учреждения-институты (оборудование, бухгалтерия, биржа, отношения заработной платы и т. д.), объективный порядок, отношения между чужими людьми и др. Чем дальше идет развитие капиталистической деятельности, тем большее значение она имеет для темпов развития духовных структур и их содержания (12, 268). Исходя из различия составных частей и форм их возникновения, Зомбарт различает разные виды капиталистического духа, смотря по личностям, профессиям, странам, эпохам. В соответствии с этим, он характеризует влияние одних и тех же причин то как задерживающих и связывающих, то как развивающих капиталистический дух. Вместе с тем, он указывает как бы иерархию комплекса причин, приведших к наступлению общего результата — капиталистического духа: биологические, нравственные и общественные. Биологические основы Существует двойной антагонизм, вокруг которого вращается вся истори: антагонизм социальный и антагонизм национальный. В. Зомбарт В качестве движущей силы (мотивации) социальных процессов Зомбарт рассматривает только людей, вернее — их цели и желания (10, 4). Все остальное — технику, движение населения и т. п. он рассматривает как объективное уловие их деятельности или как продукт этой движущей силы. Зомбарт особо выделяет биологические основы, вызвавшие к жизни появление капиталистического духа и на которых строится вся его история. Он разделяет их на: а) психические состояния, происходят вне всякого сознания -«естественные (инстинкты, таланты) побуждения» (12, 147); они даны заранее, то есть они в крови человека; б) склад характера, которому соответствуют определенные добродетели, приобретенные через обучение и воспитание (12, 148). Биологические основы имеют как личностное, так и национальное проявление. Личностные предрасположения 1. Буржуазные натуры. Обращаясь к личностному началу капитализма, Зомбарт решает проблему буржуазности: заложено ли ее существо в собственной «крови» или в равной мере свойственно всем людям. В ее решении он исходит из установочного положения, «что формы проявления капиталистического духа, то есть душевного строя буржуа, покоятся на унаследованных предрасположениях» (12, 151) Психические предрасположения — это первоначальные унаследованные свойства организма, проявляемые в наклонностях психического поведения (представления, мышления, чувства, воли, характеры, фантазии и т. п.). Душевная «склонность» является внутренним основанием и естественных побуждений, и инстинктивных дарований, и склада характера, и навыков. В исторический момент зарождения капиталистического духа наклонности к нему были в «крови» человека, в подсознательной сфере как наследственные предрасположения. Однако наклонности не носят общечеловеческого характера, ибо люди не являются равно предрасположенными в духовной области: по форме, по степени капиталистические наклонности различны от человека к человеку. Лишь незначительное число людей обладает многими (всеми) предрасположениями, душевными наклонностями, из которых зарождаются составные части капиталистического духа, буржуазные натуры различного типа. Предпринимательские (сеньориальные) натуры — «это люди с ярко выраженной интеллектуально-волюнтаристической одаренностью, которою они должны обладать сверх обычной степени, чтобы совершить великое, и с зачахнувшей чувственной и душевной жизнью (совсем тривиально)» (12, 154). Богатой одаренности дарами «интеллекта» (толковый, умный, одаренный человек) должна соответствовать полнота «жизненной силы», «жизненной энергии», стоящей выше среднего уровня жизненности (витальности), как необходимой предпосылки всякого «предпринимательского» поведения. При этом сильное развитие наклонностей к чувству, порождающее обычно сильное предпочтение чувственных ценностей, скорее является препятствием для предпринимательской деятельности. Мещанские натуры — это люди долга вещей, с ярко выраженной экономностью (берущие и считающие) во всем своем поведении, объявляющие все занятия равноценными, поскольку они служат общему благу (полезны), и с коммерциализированной жизнью (12, 155). 2. Половая конституция. По Зомбарту, способность к капитализму коренится в половой конституции, обусловливая проблему «любовь и капитализм». Она выражается в различной оценке отдельных занятий, жизненных ситуаций общей жизнедеятельности в зависимости от сексуальной предрасположенности (Фрейд), данной природой. При этом сексуальное поведение основных типов буржуа покоится на противоположности их любовной жизни (12, 156). Предпринимательская натура, по Зомбарту, соответствует стереотипу «сильного мужчины», то есть имеет превышающую обычную величину сексуальную активность и является эротической натурой. Эротическая предрасположенность противится всякому мещанскому порядку, а ценность любовной жизни влечет за собой различные формы расточительства. Мещанская натура — это аскетическая натура, подчиняющая сексуальность потребностям мещанского жизненного порядка. В центре ее ценностей стоит хозяйственный интерес, означающий сберегание в различных оттенках. У аскетических натур сексуальная активность соответствует средним, будничным натурам и может быть сведена к техническому вопросу проявления физиологических потребностей человека. В буржуазных натурах происходит скрещивание предпринимательских и мещанских натур; отбор и смешение крови делает этих людей способными усваивать стремление капиталистического предпринимателя и принимать мещанские добродетели. В результате капиталистический дух развивается как массовое явление быстрее, когда на буржуазные натуры действует внешнее возбуждение. В конечном счете данное скрещение крови дает преобладание крови торгашеской, под влиянием которой растет капитализм. Расово-национальные предрасположения Зомбарт обращается к расово-национальной проблематике возникновения капиталистического духа, актуальной для социологии XIX века, когда центр тяжести приходится на вопросы неравенства между расово-этпичес-кими группами — белыми и черными людьми. Под влиянием эволюционистских теорий и достижений биологии, некоторые мыслители того времени проводили классификацию населения мира как иерархию расовых типов в соответствии с их физическими характеристиками, психологическими способностями, различиями в интеллекте, темпераменте и культуре. Свойственные этому времени предубеждения и дискриминации Зомбарт перенес на свою концепцию капиталистического духа. Во-первых, он ограничил его простор только европейской эпохой истории в рамках дихотомии «Запад — Восток», отнеся к последнему «генетически неполноценные», в том числе и славянские, народы. Во-вторых, идея генетического различия отдельных рас проявилась в трактовке неравнозначной предрасположенности к капиталистическому духу различных европейских народов и, соответственно, возвеличиванию достижений одних (германских) и унижению остальных. Расизм подобного толка вел к разжиганию национальной розни, к культурным размежеваниям и «этническим чисткам»1 с их опустошающими последствиями. Зомбарт рассматривает фактор национальности (национальных особенностей) как обязательную предпосылку всякого культурного развития: все моральные и художественные ценности могут развиваться только в рамках крепкого национального организма. Он исходит из тезиса, что проявлению капиталистического духа у разных народов соотвествует различное (сильное или слабое) «естественное, в крови заложенное предрасположение» (12, 159). Каждый народ имеет то государство, ту религию, те войны, которых «он заслуживает», то есть которое соответствует его особенностям2. 1 Под расизмом понимается убеждение и утверждение, что одна раса (нация) 2 Зомбарт считает, что его концепция первенствующего значения «крови» в про Специфика зомбартовского расово-национального подхода заключается в ограничении границ возникновения и развития капиталистического духа группой европейских народов — южно и западноевропейских, которые со времени великого переселения выступают в качестве носителей истории. Таким образом, сильное капиталистическое предрасположение является только делом «белой расы* и только европейская семья народов имеет многочисленные, различные варианты (выше или ниже среднего уровня) развития в отношении капиталистического духа. Нации с сильными капиталистическими предпосылками Зомбарт разделяет на две группы: народы герои и народы торговцы1. 1) Народы-герои: с особыми зачатками воинственного корня капитали 2) Народы—торговцы: с особыми зачатками коммерческого корня ка По Зомбарту, «быть предпринимателем-завоевателем — это еще куда ни шло, но быть предпринимателем-торговцем — недопустимо для человека, который сколько-нибудь себя уважает» (12, 163). Вместе с тем, первичное предрасположение он рассматривает только как исходную точку биологического процесса развития капиталистического духа. С каждым поколением задатки народа изменяются, так как постоянно совершают свою преобразовательную работу две силы: отбор и смешение крови. При этом протекает следующий процесс. В докапиталистическую эпоху капиталистические предприятия создаются некапиталистическими людьми, которым противостоят духовные и социальные силы. Поэтому первоначально вытравляются некапиталистические разновидности, и затем из 1 Наряду с ними Зомбарт выделяет нации со слабым капиталистическим пред 2 Над этим слоем народов в римскую эпоху располагался слои азиатов, к кото дворянской (сеньориальная кровь) и ремесленной (мещанская кровь) среды отбираются наиболее жизнеспособные варианты. Они обладают способностями к насильственному предпринимательству и торговле. Усиливающаяся демократизация общественной жизни способствовала тому, что в XVII веке торгашество берет реванш над героизмом. Теперь люди с кровью торговцев перегоняют других в достижении положения капиталистических предпринимателей. Зомбарт предполагает существование закона скрещивания крови, по которому при скрещивании сеньориальной и мещанской крови, последняя оказывается более сильной. Все это, считает Зомбарт, является общим для всех европейских и американских народов, составляющих историю капитализма. Однако в конце расцвета современного капитализма имели место национальные различия в отдельных странах. Они делали бесчисленные комбинации момента начала и продолжительности времени, интенсивности и экстенсивности отношения и силы развития капиталистического духа и его частей — предпринимательского и мещанского духа (12, 104). В подтверждение своей теории Зомбарт приводит эмпирический материал, раскрывающий особенности развития капиталистического духа в отдельных странах. 1. Италия: капиталистический дух расцветает раньше всего, и в особен 2. Испания и Португалия: завоеваетельнос предпринимательство и коло 3. Франция: предпринимательство преимущественно спекулятивного 4. Голландия: образцовая страна капитализма. Мореходный воинствен 5. Великобритания: сильный предпринимательский дух (XVII в.), свя ведения хозяйства: традиционализм в области торговли; отставание в технической области; пренебрежение к нужде в кредитах своих заморских клиентов. Предпринимательский дух уменьшается, а жизненная ориентация на удовольствие от роскоши, от сеньориального образа жизни распространяется и парализует хозяйственную энергию. 6. Соединенные Штаты Америки: вес последствия, заключенные в капи 7. Герамания: капиталистический дух заключает здесь, главным образом, Решение Зомбартом проблемы возникновения капиталистического духа на основе расово-национального подхода, приобрело националистическую окраску и было подвергнуто остракизму и забвению Однако сама проблема на рубеже XX—XXI веков не потеряла своей актуальности. Переход в новое тысячелетие сопровождается многочисленными национальными конфликтами. На этом фоне к системе капиталистического хозяйства приходят афро-азиатские народы (Восток), в том числе и народы бывшего социалистического лагеря и СССР. Согласно марксизму, расово-нацио-нальный вопрос является частью классового, и классовые интересы должны были объединить различные расово-этнические группы. Однако этого не произошло. Современный национализм имеет те же последствия, что и в начале XX века. Предубеждения на основе принадлежности к расе или национальности порождают этнические чистки. На территории Югославии и бывшего СССР они пришли па смену политике ассимиляции и интеграции этнических меньшинств в «принимающем обществе» под флагом «русофобии», «славянофобии», обретая подчас кровавый характер. В целом, анализ погружения развития капиталистического духа и капитализма в круг российских национальных проблем и неизбежен, и необходим. Сложность позиции Зомбарта заключается в том, что будучи апологетом национализма, осуждая космополитизм и интернационализм, он признает наличие облагораживающей силы гуманистической идеи под влия- нием которой мы во всех народах видим единое человечество. «Есть области, в которых мы хотим слышать только о людях, а не о народах», «только о человечестве, но отнюдь не о нациях» (!2, 340), В частности, личные отношения: через вертикальные линии, разъединяющие нации и расы, проходит поперечная линия, которая отделяет народные массы (национальная самобытность) от человека и над которой больше не существуют национальные противоречия. Отдельные личности всегда будут вступать между собой в тесную дружбу, преодолевая групповые инстинкты и национальные особенности. Поэтому почти все человеческие коллективы объединяются своими вершинами в духовно-родственную общину, сплоченную чуством чистой человечности, взращенной христианством и апостолами просвещения. В силу этого между «национальным» и «общечеловеческим» Зомбарт не видит противоречия — и то, и другое (каждое в высших формах своего развития) служит обогащению нашей культуры. Рассматривая первенствующее значение крови для возникновения и развития капиталистического духа, Зомбарт учитывает также усиливающееся влияние двух групп капиталистических задатков: внешних и внутренних. Последние (изнутри вовне) предстают как влияние душевного процесса — нравственные силы. Внешние (извне во внутрь) влияния предстают как воздействия социального процесса — общественные силы.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |