КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство
В качестве способствующих развитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капиталистических интересов. 1) Само государство, являясь одним из первых крупнейших предпринимателей, действует в качестве образца, поучающего и воспитывающего частный предпринимательский дух. Оно само ведет коммерческие дела, строит хозяйственную (меркантилистскую) политику, силой убеждения и привилегиями (покровительством) побуждает частных лиц к выгодам. Культивирование школьного дела, сметных и коммерческих учебных заведений способствовало распространению, углублению коммерческих знаний и капиталистического духа. Путем ломки меркантилистско-цеховой системы раннскапиталистической эпохи государство ввело в новом хозяйственном праве XIX века «промышленную свободу»1, Вместе с тем, по Зомбарту, государство оказывало воздействие на расцвет капиталистического духа и своим несуществованием (12, 218), то есть тем, что подданным в определенных ситуациях недостает опоры на его могущество. В силу этого отдельные торгашеские элементы капиталистического духа развиваются в борьбе за «место под солнцем» (за границей) без государственного прикрытия тыла. Представители таких наций приспосабливаются и развиваются за счет напряжения собственных сил, завоевывая себе рынок сбыта искусством убеждения и хорошим исполнением дела. Зомбарт выделяет отдельные ветви государственного управления, оказывающие преимущественное влияние на выработку капиталистического духа. 2) Военное дело дифференцировало требования, предъявляемые к действиям подданных государства. Возникновение профессионального войска (рыцарского, наемного) разделило военную и хозяйственную деятельности. Благодаря этому «мещане» (чуждые воинской природе) подвергалась отбору, а мещанские добродетели могли сильнее воспитываться. Постоянное побуждение добиться положения в государстве путем приобретения денежного богатства культивирует коммерческие способности и деятельность. Например, евреи, которых судьба заставила «в течение двух тысячелетий прожить без воинской деятельности, благодаря чему все воинские натуры постепенно изгонялись из их национального тела» (12, 219) Кроме того, военное дело поощряло дисциплину, военную выправку и военные добродетели, оказывающие благотворное влияние на развитие определенных сторон капиталистического духа: в нем культивировался круг способностей по вопросам администрации и организации: экипировка, организация транспорта и снабжения войска, а также командование и дипломатия. В частности, отмечает Зомбарт, в Германии, обладающей «блестящей военной организацией», капиталистические предприятия приобретают характер гигантских военных ополчений, отражающих превосходство 1 Зомбарт также рассматривает те причины, которые во многих отношениях препятствуют развитию капиталистического духа. К ним он относит, во-первых, преувеличенный фискализм, способный убить пред при нимательский дух: высокие налоги, чересчур сокращающие прибыль, повышение заработной платы, снижающее конкуренцию товара, и др. Неправильные мероприятия торговой (промышленной) политики уменьшают желание использовать свои деньги в качестве капитала и па-рализующе действуют на капиталистического предпринимателя. Во-вторых, организация публичного долга: трата невероятных сумм на военные цели, распространение публичных облигаций за большие проценты, когда богатые люди вкладывают деньги не в капиталистические предприятия, а начинают покупать ренту. В-третьих, покупка должностей (другая форма выдачи публичных долговых обязательств) как институт извлечения доходов, оказывающий парализующее влияние на предпринимательский дух потерей интереса к капиталистическим предприятиям. немецких предпринимателей и рабочих, одинаково понимающих, что порядок необходим для всякой организационной силы (промышленной или военной). 3) Финасы: выработка финансовой организации означала сильное по Зомбарт особо отмечает роль влиятельных еврейских финансовых деятелей, принимающих крупное участие в военных делах государств, предоставляя им денежные средства, жизненные и военные припасы (12, 220). Благодаря этому они не только богатели, но и улучшали свое социальное (эмансипация) положение в стране. Тем самым не только распространялся, но и сильно поощрялся свойственный евреям капиталистический дух. 4) Церковная политика: порождение в государстве «еретичества» как Положение иноверцев влекло за собой потребность сильнее развивать свои экономические способности в добывании денег, так как у «исключенных» обладание деньгами ценилось выше, чем у других слоев населения, ибо деньги означали единственный путь к могуществу. Капиталистические предприятия обещали наибольший успех в достижении богатства, а через него и видное общественное положение. Поэтому иноверчество с особым рвением занимается ими, способствуя развитию капиталистического духа. Так было с евреями, протестантами (реформаторами), отрешенными в католических странах от государственных должностей и военного дела. Приспосабливаясь к потребностям клиентуры, они «своим разумным поведением и своей честностью» в торговых, финансовых делах завоевывали себе твердое положение. Подвергаясь отбору, еретичество усиливало капиталистические задатки и выступало источником капиталистического духа. 2. Переселения Прослеживая связи между переселенцами и историей капиталистического духа, Зомбарт рассматривает роль иноземцев как давление извне на развитие народов. При этом он выделяет единичные и массовые переселения. 1) Единичные: смена места жительства хозяйствующими субъектами по индивидуальному поводу. Такие эмигранты переселялись в данную страну (местность) в связи с расширением хозяйственного оборота семьи или достижением полного расцвета промышленности на родине. Перебираясь в новые места и устраивая свой очаг, буржуа-иноземец организует свое предприятие, принося высшие формы ведения хозяйства, хозяйственного оборота и двигая вперед капиталистический дух. Все должно начинать вновь, как бы из ничего и среди чужих: никакой традиции, никакой связи в местом, никаких личных отношений (12, 235). Достижение выгоды теперь связано: а) с быстрой сменой ощущений и мыслей; б) с решимостью к законченной выработке экономико-технического рационализма; в) с еврейским правом сободной промышленности и свободной торговли. Это дает больше шансов для получения наживы на новом месте. 2) Массовые: переселения больших масс людей по религиозным, политическим основаниям и в связи с колонизацией заморских стран. а) Переселение евреев, ставших в силу превратностей судьбы странству б) Переселение христиан: тех, кто в условиях притеснений не хотел в) Колонизация заморских стран: народные движения, созданные эмиг - безусловная, безграничная, беспощадная нажива — величайший экономический рационализм» (12, 232). Зомбарт объясняет влияние, оказываемое переселением на сильное развитие капиталистичесго духа, во-первых, тем, что при переходе к эмиграции, то есть «смелому переселению», дело заключается в процессе отбора наиболее годных из капиталистических личностей. «Именно гнет на роди-
не... есть лучшая подготовительная школа к капиталистическому развитию» (12, 233). Посредством эмиграции из этих угнетенных отбираются те, которым надоело путем унижения и приспособления сохранять свое существование в родной стране. В отношении эмигрантов также происходит «отбор» наиболее отважных, годных к капиталистической деятельности в новых условиях. Во-вторых, развитые капиталистические типы своим распространением мощно способствуют (экстенсивному) развитию капиталистического духа, действуя как «бродило» на окружающую среду. Наоборот, страны, утрачивая эти предрасположенные к капитализму личности, ощущают ослабление капиталистического напряжения. В-третьих, «чужбина» как таковая способствует расцвету и усилению капиталистического духа путем ломки всех старых жизненных навыков и отношений (12, 234). Всякое уютное существование невозможно на чужбине: экономический рационализм и утилитаризм (практическая польза) имеют решающее значение для выработки психики пришельца — самое новое есть самое красивое. Для переселенца единственный смысл сохраняет нажива денег как средство, с помощью которого он хочет построить свое будущее. Наживать же деньги он может только путем расширения своей предпринимательской деятельности. В наибольшей мере, заключает Зомбарт, этот высококапиталистический дух проявился в Америке в XIX веке: решимость к законченной выработке экономико-технического рационализма, сильная страсть к спекуляции, существенная свобода в стремлении к безграничной наживе. 3. Умножение денежного запаса Зомбарт выделяет развитие денежного хозяйства как фактор, направляющий стремление к наживе в погоне за деньгами. Он рассматривает денежное хозяйство в смысле «подготовительной школы» капиталистического духа: «оно выдрсссировывает человеческую душу для количественного мировоззрения» (12, 238). Оно является условием того, чтобы б распоряжении известного народа было достаточное количество денежного материала и денежные массы накапливались. Стремление к увеличению состояний действует поощряюще на развитие капиталистического духа: оно усиливает жадность к деньгам и жажду наживы (первоначально у евреев и клира). Это стремление связано с постоянным психическим возбуждением от действия чувственных представлений больших цифр: гигантских прибылей, состояний, оборотов. Соединение предпринимательского духа и жажды денег в экономическом человеке, усиливает предприимчивость и порождает спекулятивный дух как элемент капиталистического духа. Например, влияние открытий Южной, в последующем — освоения Северной Америки, Индии и др. на увеличение денежных запасов Испании, Португалии, Голландии, Англии. При этом открытие серебряных и золотых залежей (приисков), когда деньги составляют промежуточное звено при наличии всех остальных условий, давало новьге формы подъема капиталистического духа современного экономического человека. 4. Техника В понимании инструментальной техники, используемой для производства благ и перемещения в рамках социального строя, для Зомбарта характерно настроение технофобии. В целом, по его мнению, с помощью индустриальных новообразований «естественный живой мир превращен в развалины, чтобы из этих развалин возник искусственный мир, созданный из человеческой изобретательности и мертвых материалов...» (12, 254). От их натиска надо защищаться. В этом заключается суть зомбартовского антииндустриал изма. Вместе с тем, Зомбарт подчеркивает тот факт, что технические нововведения при использовании создают духовное состояние, которое участвует в строительстве капиталистического духа. Воздействия, исходящие от техники, Зомбарт разделяет на две группы: непосредственные (первичные) и косвенные (вторичные). 1) Непосредственные (первичные): это влияния, при которых техника Усовершенствование техники находит путь «в недоступное» (изобретение морской астролябии, водонапорных машин, часов, в последующем современной техники: железных дорог, телеграфа и др.) и действует стимулирующе на скрытые предпринимательские стремления. Оно вынуждает проявления предпринимательского духа и делает его стремления безграничными: раширение технических возможностей создает капиталистическое безумие современного предпринимательства; постоянные изменения технической и хозяйственной организации возбуждают спекулятивный дух. Технические нововведения революционизируют на естественной основе мышление экономического человека, что проявляется в ломке традиционных тенденций, развитии высочайшего рационализма, ускорении темпов хозяйственной жизни. Данный параллелизм развития естественнонаучного духа, запечатлеваемого в прогрессе техники, и капиталистического духа передвигает жизненные ценности. Теперь, по Зомбарту, интерес к техническим проблемам выходит на первый план по отношению к проблемам «первородного греха или страданий Вертера» (12, 251). Усиление материальных интересов далеко превысило идеальные проблемы: «Стадо мирно пасется на жирном пастбище» (25). Эти и подобные новообразования ценностей в духовной жизни современного капитализма обусловливают «возвышение средства до значения цели», при забвении той цели, которой они должны служить. Технологии современного прогресса, по мнению Зомбарта, устанавливают целесообразно механическое соединение производственных процессов с живой личностью, имея в виду только желаемый результат. Тем самым они характеризуют полное безразличие к человеку, исключая его из центра хозяйственных и культурных оценок (тейлоризм, фордизм). 2) Косвенные (вторичные): это влияния, когда техника создает опреде К косвенным воздействиям технических усовершенствований на общественную жизнь Зомбарт, в частности, относит усовершенствования в области медицины и гигиены, уменьшающие смертность. В результате рост населения оказывает двоякое воздействие на развитие капиталистичесого духа. Во-первых, путем побуждения к эмиграции. Во-вторых, усиливая предпринимательский дух, закаляя хозяйственную «упругость» детей зажиточного населения (12, 254). Когда их много в семье, то они вынуждены посредством собственной хозяйственной деятельности удерживаться на социальном уровне своих родителей, а не впадать в сытое рантьерство. К этому стремятся и родители, научая «своих детей чему-нибудь путному», чтобы не сделать их бездеятельными владельцами ренты.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |