![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вместо заключения. Подводя итог, отметим генеральную идею Зомбарта — органическо-эво-люционное развитие капитализма, движимое комплексом внутренних и внешних источников иИтог Подводя итог, отметим генеральную идею Зомбарта — органическо-эво-люционное развитие капитализма, движимое комплексом внутренних и внешних источников и увязанное с религиозным опытом. Он был пионером проникновения в тайны и глубины души и духа капиталистического предпринимательства, занимая достойное место между Марксом и Вебе-ром («буржуазным Марксом»), Над своей системой глубоко обобщенных и интегрированных знаний о капитализме Зомбарт работал всю жизнь, претерпевая непонимание, пренебрежение в академических кругах, обойден-ность в официальных почестях и остракизм. Свой жизненный принцип он выразил следующим образом: «Очень ли нужно ученому, действительно любящему науку, чтобы он был непременно утвержден в звании ординарного профессора? Не сущие ли это пустяки для человека что-нибудь знающего и для чего-нибудь годящегося, занимает ли он официальное место в какой-то чиновничьей иерархии или нет?» (12, 336). Многое в изложении Зомбарта не соответствует современному уровню научных знаний и политических ориентации. Однако в концептуальном плане его кредо: «капитализма нет, если нет капиталистического духа», пронизывающее и объединяющее предлагаемую им научную картину, остается актуальным и в постсоциалистическом (постсоветском) пространстве, для стран третьего мира. Дискуссионные проблемы, поставленные Зомбартом в рамках дихотомий «биологические структуры — капитализм», «религия — капитализм», «Восток — капитализм», «любовь — капитализм» и др., связанных с вопросами осуществления стремления к наживе, экономическому рационализму и индивидуализму, в условиях культурного разнообразия в России не потеряли своей остроты. Является ли начатый поворот от социализма к капитализму делом «необходимости» или навязывается российскому народу? Каким образом избежать черт и нравов раннего героически-предпринимательского капитализма на российской многообразной национальной и конфессиональной почве? Каким должет быть «стиль» ведения хозяйства? и др. В нашем переходе от социализма и тоталитаризма к капитализму и демократии нарастающие трудности свидетельствуют о том, что широким кругам населения явно не хватает знакомства с зом-бартовской системой взглядов. Обращение к ним отнюдь не означает стремления к реабилитации Зомбарта. Крайности его расово-национальных и конфессиональных теоретических построений укладывались в схему аристократической концепции «элита — масса», дихотомии «Запад — Восток» и национал-социалистско- го (фашистского) движения, не приемлемых для демократических, гражданско-правовых обществ. В частности, антииндустриальная (антипрогрессивная) и националистическая ориентация в понимании отношений между капитализмом и индустриализмом не позволили Зомбарту рассмотреть потенциал промышленного капиталистического общества в собственной модернизации. Пройдя испытания Второй мировой, а затем «холодной» войной на пути движения вперед, отворачиваясь от социализма (фашистского, советского, шведского и т. д.) оно подтвердило свое право на дальнейшее эволюционное развитие. Информационно-компьютерная революция конца XX века привела к созданию постиндустриального общества, которое представляет собой новую экономическую систему, отличающуюся от классических представлений капитализма и социализма. В новой системе рост индустриализации сопровождается качественными социальными изменениями при сохранении частной собственности, рыночной экономики и плюралистической демократии: постфордизм в промышленности; система социальной защиты, смягчающая проблему бедности; гибкая социальная стратификация, регулирующая неравенство, и социальная мобильность в решении вопросов социального равновесия и порядка; глобальный рост интеграционных процессов в экономических, культурных, социальных и политических отношениях. Вернуться в традиционное (доиндустриальное) общество любой формы невозможно: поезд данного общества на территории России ушел. Социалистический идеал, создававший единство чувств и мыслей советских людей, — душу «новой исторической общности» — исчез. Реанимация его или авторитарно-патриархальной ментальное™, есть движение назад. Поэтому, если мы хотим остаться людьми современного мира, перед нами лишь один путь в открытую постиндустриальную цивилизацию, которая для нас все еще остается неизвестной и неопределенной1. В этом плане мы вынуждены работать с заимствованными на Западе формами и учреждениями. Это не вполне современный, но кратчайший путь реформирования российского общества. Только начинать надо не с начало — периода первоначального накопления, соотвествующего раннему капитализму, а с конца — лучших образцов постиндустриальной цивилизации. При этом не ставить задачу сделать как в «Америке» и т. п. Все равно мы сделаем по-своему. В частности, постиндустриальный путь разрастания капитализма в мировую систему снимает проблему «Запад — Восток» в ее традиционном толковании. Об этом свидетельствуют примеры Японии, Южной Кореи, которые строят постиндустриальную цивилизацию по восточному варианту, не теряя своего «лица». 1. Современная генетика отошла от предствлепий об установлении «чистых» (высших или низших) расовых групп, которые имеют биологическую основу. Вместе с тем, раскрываемые Зомбартом психологический аспект рыночной жизнедеятельнсти, духовные состояния и этнонациона^ь-ные процессы в полиэтническом государстве являются самым существен- 1 См. об этом подробнее: Капитонов Э. А. Социология XX века: история и технология. — Ростов-на-Дону. 1996. Гл. 3. § 4. ным моментом в реформируемый период. Движение России по пути от «социализма к капитализму» означает ориентацию на ценности, сложившиеся в западной цивилизации. Встает вопрос: способны ли они стать идеей и верованием, формирующими психологическую, духовную общность народов, на которой вырастают соответствующие институты, организации и учреждения? Обращение к концепциям и теориям Зомбарта учит, что в развитии капитализма победу не приобретают немедленно и только на полях «сражений» (экономических, политических, военных и др.). Формирование и интеграция «новых людей» в капиталистическое хозяйство осуществляется не только с помощью экономических и административных (политических) функций, но и тесной их связью с образованием, культурой и религией: там, где нет соответствующего хозяйственного духа, нет и адекватной экономической системы. 2. Знакомство с зомбартовским подходом к изучению продолжающих 3. Государство играло неблаговидную роль в одурачивании людей и тор Во-вторых, своим «существованием», оказывая парализующее влияние на ход демократических реформ, формирование среднего и малого предпринимательства как основного направления образования «среднего класса», проводимыми фискальной налоговой политикой и неправильной про- 1 Как говорили древние: «Как можешь ты быть честным, став таким богатым, 2 См. об этот: Щербатых Ю. В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. — мышлением и торговой политикой (привилегии в финансовом управлении, государственных арендах, устройстве государственных кредитов), организацией публичного долга, сплавом коррупции, в том числе и электоральной (типа НДР), бюрократизацией. В результате деньги, предназначение которых оплодотворить промышленность и торговлю в рыночном хозяйствовании, через обман и подделки попадали либо туда, где за них платят значительные проценты, либо в основание личных состояний. В результате, грабительское обогащение наложило печать на всю переходную эпоху. По заданному сценарию «шоковой терапии» и «приватизации» происходила не только передача государственной собственности в частные руки, но и ускоренное имущественное расслоение в обществе и перевод основной массы населения на уровень бедности. Иного быть не могло1. Однако имевшие место в раннскапиталистическую эпоху способы первоначального накопления капитала были исторически неизбежны, но на рубеже XX—XXI веков они выглядят как нонсенс и преступление против народа. Процесс перехода из одной цивилизации в другую длителен. Однако история показывает, что реформы, проводимые умеренными темпами и в интересах прежде всего «среднего человека», имеют более падежный шанс на успех, чем поспешное и сеюшее социальные распри ускоренное реформаторство. В отличие от пессимизма Зомбарта, такой подход может вселить в нас надежду, что все же найдутся мудрость и силы для того, чтобы присоединиться к движению прогрессирующего постиндустриального порядка. Литература 1. Антология мировой фолософии. В4-ХТ. Т. 3. — М.: 197]. 2. Бергсон Анри. Два источника морали и религии. — М.: 1994. 2а. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. — СПб.: 1997. 3. Дильтей В. Сущность философии // Философия в систематическом из 4. Дильтей В. Описательная психология. — М.: 1924. 5. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско- 6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за 1 В переходный период была использована модель движения к свободной рыночной экономике, разработанная в 80-е годы на нсомонитаристских идеях чилийскими экономистами, так называемыми «Чикагскими мальчиками*, которые учились в Чикагском университете под руководством Нобелевского лауреата М. Фридмана и А. Харберга. Эта модель базировалась на отказе от всех форм государственного регулирования (госсектор), предоставлении свободы действий частному национальному и иностранному капиталу, либерализации импорта и активном привлечении внешнего финансирования. В ходе поспешной приватизации предприятия продавались по низким ценам и «живых» денег в государственную казну поступало мало. В конечном счете, данная экономическая политика не оправдала себя, и Чили вступил в полосу кризиса. Подобный результат постиг и Россию.
7. Зиммель Георг. Избранное. Т. 1. Философия культуры. — М.: 1996. 8. Зиммель Георг. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. — М.: 1996. 8а.Зиммель Георг. Философия денег (фрагмент) // Теория общества. Сборник. —М.: 1999. 9. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 1. — Л.: 1924. 10. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 2. — М.: без года. 11. Зомбарт В. Социология. Хрестоматия. — М.: 1926. 12. Зомбарт В. Буржуа. — М.: 1994. 13. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2. — М.: 1997. 14. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: 1993. 15. Култыгин В. П. Ранняя немецкая классическая социология. — М.: 1991.
16. Култыгин В. П. Французская классическая социология. XIX — начало 17. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. — М.: 1998. 18. Ницше Фридрих. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. — 19. Современная западная социология: Словарь. — М.: 1990. 20. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — СПб.: 1911. 21. Тард Г. Законы подражания. — СПб.; 1892. 22. Тард Г. Социальные законы. — СПб.: 1901. 23. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп, — М.: 1998. 24. Теннис Ф. Общение и общество // Зомбарт В. Социология. — Л.: без 25. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии 26. Щацкий Е. Утопия и традиция. — М.: 1990. 27. Шкуратов В. Историческая психология. — Ростов-на-Дону: 1994. 28. Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М.: 1993. 29. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм, биологизаторство, психологизм) развития социологии. Многие его представители творили в начале XX века. Однако их метод ол о го-теоретические принципы и мировоззренческие конструкции в основе своей соответствуют уровню научных знаний конца XIX века. Последние связаны и процессами торгово-промышленного капиталистического общества, урбанизации, коммуникации, международной торговли и др. этого времени. Направление социологического психологизма акцентирует внимание на «психологические реальности», которые не имеют предметного характера и, следовательно, требуют не объяснений, а понимания. Представители его считают, что социология должна быть теоретической наукой, изучающей мир людей. Отсюда вытекает тяготение их работ к стилю философско-умозрительных трактатов, где эмпирический материал играет в основном роль иллюстрации (примеров). Вместе с тем, системы взглядов Г. Тарда, Г. Лебона, Г. Зиммеля, В. Зомбарта и др. оказали существенное влияние на западно-европейскую и американскую общественную жизнь и имеют непреходящее значание. Сегодня мы понимаем, как их не хватало и не хватает в нашей истории. Необходимо отметить, что параллельно социологическому психологизму на рубеже XIX—XX веков формировалась новая парадигма социологии, связанная с именами Э. Дюркгсйма, М. Всбсра, Ф. Зиапецкого, В. Парето и др. Автор обозначает ее понятием «классическая социология» и считает, что она задала новый канон теоретической и прикладной ценности и алгоритм современной социологии. При этом лозунг «поменьше фолософство-вания и побольше анализа фактов» был направлен и против психологизма в социологии. Особое положение на рубеже XIX—XX веков заняла американская школа социологии, подвергшая анализу промышленные и социально-политические новации, характерные для становления США и американского народа. Следуя за европейскими социологами, американская школа в XX веке заняла лидирующее положение, задавая генеральное направление развитию мировой социологии. Наконец, это возникновение и становление российской социологической мысли, которое имело специфические черты, так и не позволившие сформироваться российской школе в мировой социологии. Развитие новой парадигмы социологии конца XIX и начала XX веков составляет, по мнению автора, предмет самостоятельного научного исследования в истории социологии. Оглавление К читателю..................................................................................................................... 3 Введение.......................................................................................................................... 4 Глава 1. Генезис социологии................................................................................ 19 1. Предыстория социологии.............................................................................. 20 1.1. Мифология...............................................................................................21 1.2. Античная философия.............................................................................. 26 1.2.1. Послесократическая философия............................................... 31 Платонизм...................................................................................... 31 Аристотелизм................................................................................. 36 1.2.2. Эллипско-римекая философия.................................................. 46 1.3. Средневековая теология и философия............................................. 48 1.3.1. Патристика...................................................................................... 48 1.3.2. Схоластика...................................................................................... 53 1.3.3. Осень средневековья.................................................................... 62 Пред возрождение........................................................................ 63 Гуманизм......................................................................................... 67 Возрождение.................................................................................. 70 Реформация (протестантизм).................................................... 75 Контрреформация........................................................................ 79 2. Предсоциология............................................................................................... 88 2.1. Новое время.............................................................................................. 89 Социальная физика...................................................................... 96 2.2. Позднее Новое время........................................................................... 100 Эмпиризм...................................................................................... 102 Рационализм................................................................................ 105 2.3. Просвещение.......................................................................................... 106 Агностицизм................................................................................. 114 2.4. Становление социальной науки...................................................... 120 2.4.1. Политическая экономия............................................................. 122 2.4.2. Историография............................................................................ 124 2.4.3. Статистика.................................................................................... 128 2.5. Индустриальная парадигма.............................................................. 129 Литература.............................................................................................. 134 Глава 2. Ранняя социология.................................................................................... 137 1.Контизм............................................................................................................,. 141 1.1. Учение социальной динамики........................................................... 142 1.2. Позитивизм и «объясняющая» социология.................................... 146 1.3. Учение социальной статики.............................................................. 152 2. Новации в социологии Г. Спенсера........................................................... 157 2.1. Учение эволюции.................................................................................. 160 2.2. Индивидуалистическая концепция общества............................... 163 3. Марксистская парадигма социологии.................................................... 168 3.1. Коммунистическое движение............................................................ 171 3.2. Принцип классовой партийности..................................................... 177 3.3. Философское основание марксизма................................................ 183 3.4. Философско-экономическя теория общества............................... 195
3.4.1. Материалистическое понимание истории........................... 195 3.4.2. Экономическое обоснование исторического процесса... 200 3.5. Социально-политическое учение марксизма...... ^...................... 208 4. Течения «одного фактора»........................................................................... 218 Механическое течение.............................................................. 222 Биоорганическое течение........................................................ 222 Социально-дарвинистское течение....................................... 223 Расово-антротюлогическое течение..................................... 225 Геофизическое течение............................................................. 225 Течение «психологии народов».............................................. 228 Литература.............................................................................................. 229 Глава 3. Социологический психологизм....................................................... 231 1. Смена познавательных парадигм.............................................................. 234 1.1. Объясняющая парадигма познания................................................. 238 1.2. Понимающая парадигма познания.................................................. 241 Герменевтика............................................................................... 246 1.3. «Понимающая» психология............................................................... 248 Психологизация истории.......................................................... 250 1.4. Психологизация социологии............................................................. 255 Национальные школы............................................................... 258 2. Французская школа социологии.,.............................................................. 259 2.1. Концепция подражания Г. Тарда..................................................... 261 2.1.1. Теория толпы и публики............................................................ 264 2.1.2. Общественное мнение................................................................ 268 2. 2. Концепция «эры толпы» Г. Лебона................................................. 271 2.2.1. Психология рас............................................................................ 271 2.2.2. Психология толпы....................................................................... 275 2.2.3. Вожаки толпы.............................................................................. 285 3. Немецкая школа социологии...................................................................... 289 3.1. Формальная социология Г. Зиммеля............................................... 290 3.1.1. Теоретический фундамент социологии................................ 292 3.1.2. Социологическая концепция.................................................... 297 Общая (историческая) социология........................................ 301 Философская социология.............................,.......................... 302 Формальная (чистая) социология..................................304 3.2. Чистая социология Ф. Тенниса..................................................306 3.3. Антииндустриалы...л социология В. Зомбарта..........................313 Ноологическая социология............................................. 315 3.3.1. Учение «понимающей» экономики...................................318 Социология экономических систем................................321 3.3.2. Антипрогрессистская концепция капитализма................ 323 Эпоха докапиталистического хозяйства..........................326 3.3.3. Эпоха капиталистического хозяйства................................ 328 Раннекапиталистическое хозяйствование...................... 329 Предпринимательский дух..........,....................................330 Мещанский дух.................................................................333 Современный капитализм................................................335 3.3.4. Капиталистический дух......................................................336 Биологические основы.....................................................337 Нравственные силы..........................................................343 Философия........................................................................344 Религия..............................................................................344 1) Католицизм..................................,...............................344 2) Протестантизм.............................................................347 3) Иудаизм. Еврейский вопрос.........................................348 3.3.5. Общественные отношения................................................354 Государство........................................................................354 Переселения...................................................................... 356 Умножение денежного запаса.........................................358 Техника..............................................................................359 Итог.............................................................................................360 Литература...................................................................................363 Вместо заключения.................365 Учебное пособие Печатается в авторской редакции Корректор Компьютерная верстка И. Е. Иванова С. И. Непорожней Издательство ПРИОР Москва, Воронцовский пер. 5/7 Телефон: 964-42-00 Интернет: http://www.knigotorg.ru Издательская лицензия ЛР № 065184 Гигиеническое заключение № 77.99.2.953Л.5615.9.99 от 16.09.99 Издание осуществлено совместно с издательством Приоритет Подписано в печать-(о. гйВДЗаказ &^8. Тираж 3000. Отпечатано в Подольском филиале ЧПК 142110, Подольск, ул. Кирова, 25.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |