Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реляционная модель хранения информации 4 страница




В зависимости от того, взаимодействие каких компонентов системы исследуется в конкретном случае, рождается проблема, которая трансформируется в тему конкретного газетного или журнального материала. Например, анализ взаимодействия компонентов «Человек – Природа» рождает материал, посвященный проблеме гуманного отношения к окружающей среде, знания ее законов и умения разумно использовать их в практической деятельности. Сопоставление компонентов «Экономика – Природа», соответственно, воплощается в тему рационального и бережного использования природных богатств в условиях рыночной экономики, развития общества при реализации концепции устойчивого развития и т. д. существования общества в условиях формирования концепции устойчивого развития и т. д.

К сожалению, «общие» СМИ часто ограничиваются лишь констатацией существования той или иной экологической проблемы, не пытаясь анализировать ее причинно-следственные отношения, не ищут пути ее решения. Особенно это касается тех материалов, в которых целью журналиста является поиск и раздувание сенсации. В редких случаях издания вновь возвращаются к заявленной теме, не отслеживают ее дальнейшее развитие. Представители властных структур и специалисты часто обвиняют журналистов в некомпетентности, поверхностном отношении к поднятым проблемам, что иногда вполне оправданно. Однако, как правило, с такими обвинениями выступают «герои» критических материалов, которым недоработки журналистов только на руку.

Специализированная экологическая пресса (или как ее еще называют – «зеленая» пресса) стремится к глубокому анализу поставленных проблем, однако ее аудитория, как правило, – не рядовые читатели. Отсутствие экологических изданий на газетных развалах, «тяжелый» язык публикаций, недостаточное количество иллюстративного материала – все это, в конечном счете, приводит к тому, что популярность этой прессы у населения невелика.

Итак, при анализе понятия экологическая проблематика следует учитывать как количественную характеристику (частота появления материалов), так и качественную (глубина, всесторонность и последовательность разработки проблемы, информационная насыщенность и прогностический характер публикаций, умелое владение специальной терминологией, баланс между научной точностью и эмоциональностью, стилистическая выверенность текстов и т. д.).

Иногда понятие «экологическая проблематика» подменяют понятием «экологическая тема»,имея в виду не конкретную тему отдельного материала, а всю совокупность публикаций, имеющих экологическую направленность. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но к экологии в нашей жизни в той или иной степени относится все: политика, экономика, образование, религия, мораль, искусство, этика, быт… Журналист, который ориентируется на экологию как на свою специализацию, может выбрать любой аспект анализа экологических проблем. Если пойти по пути перечисления наиболее часто встречающихся тем или даже тематических блоков, то вскоре можно увидеть, насколько бесперспективен этот путь. К примеру, возьмем тематический блок, связанный с проблемами гидрологии. Сразу же рождаются основные темы: загрязнение рек, озер и морей промышленными и сельскохозяйственными отходами; проблема создания и эксплуатации искусственных водоемов; ухудшение среды обитания живых существ, населяющих гидросферу; браконьерство; ухудшение качества питьевой воды; обмеление водоемов и так далее почти до бесконечности.

Рациональнее выделить основные тематические направления экологической журналистики, которые вбирают в себя все тематическое разнообразие конкретных материалов различных изданий. Эти тематические направления в процессе жизненных коллизий развиваются, трансформируются и обогащаются, то есть не являются догмами. К таким направлениям относятся: политико-правовое и социальное, познавательное, эколого-экономическое, нравственно-эстетическое, направление экологической безопасности и направление защиты экологических прав человека. Необходимо отметить, что два последних направления оказались особо актуальными для нашего общества в последние годы:

- политико-правовое и социальное направление содержит социальный анализ сложившихся экологических проблем, выявляет их международное и политическое звучание, анализирует структуру и пути совершенствования экологического законодательства, способствует выработке системы правовых мер наказания за нарушение экологических законов. Цель материалов этого тематического направления – сформировать у читателей представление об общепланетарном, глобальном характере экологических проблем; о роли всех стран мира в процессе оптимизации взаимоотношений общества и природы; о влиянии общественных законов и общественного устройства на систему взаимодействий человека и природы; о правовых гарантах во взаимодействии общества, человека и природы;

-познавательное направление раскрывает перед читателями научные законы функционирования природных систем, обосновывает разумное использование этих законов в их повседневной практической деятельности. Цель материалов этого направления – постоянное и необходимое экологическое образование читательской аудитории, без которого невозможно ясное представление о том, что происходит в природе и как нужно действовать обществу и человеку в экологической сфере;

- эколого-экономическое направление рассматривает экономическую и экологическую практику через призму взаимовыгодного сотрудничества, способствует внедрению на российском производственном поле новейших технологий, не загрязняющих окружающую среду. Цель публикаций этого направления – сформировать у российских читателей представление о научно-техническом прогрессе не как о неизбежном зле, а как о необходимом компоненте гармонизации отношений с природой в современных условиях развития экономики и техники; выработать у производственников и ученых отношение к природе не только как к сырьевому источнику, но и как необходимому материальному условию дальнейшего социально-экономического развития, который надо поддерживать в надлежащем состоянии и оберегать;

-нравственно-эстетическое направлениепредлагает читателям философскую концепцию нравственного отношения Человека к Природе, включающую в себя достижения таких форм духовно-практической деятельности, как мораль, искусство, религия. Реализация этой концепции представлена конкретными примерами гуманного отношения ко всему живому на Земле. Цель материалов – экологическое воспитание взрослой, подростковой и детской читательской аудитории;

-направление экологической безопасности предлагает читателям способы относительно безопасного существования и выживания в условиях сложившегося экологического кризиса. Это одно из молодых тематических направлений, появившееся в процессе «рассекречивания» экологических данных по многим областям деятельности человека: ядерной, химической, бактериологической, бытовой и т. д. Цель – предложить читателям научные и практические методики поведения в обычных и экстремальных ситуациях;

- направление защиты экологических прав человека тесно связано с экологической безопасностью. В его рамках анализируются явления и факты нарушения прав человека на безопасную окружающую среду, на достоверную экологическую информацию, а также факты преследования людей за их активную экологическую позицию, независимо от профессии и политических убеждений. Это направление возникло буквально на наших глазах, особенно в связи с судебными процессами по делу капитана Александра Никитина и военного журналиста Григория Пасько. Цель таких публикаций – формирование активной экологической позиции россиян как необходимого элемента построения гражданского общества в нашей стране, попытка консолидации общества на основе соблюдение экологических прав человека.

Каждому направлению присущ свой тематический тип публикаций, и даже преимущественный жанр, в котором журналист решает свои профессиональные задачи. Серьезная эколого-экономическая статья, лирическая зарисовка о природе, журналистское расследование о нарушении экологических прав человека… Опытные журналисты-экологи для достижения большего эффекта воздействия на читательское сознание и поведение используют в рамках одного материала возможности сразу нескольких тематических направлений. Так, в эколого-экономическом материале оказываются элементы познавательного направления и направления нравственно-эстетического, а в нравственно-эстетическом материале обнаруживается социальный, политико-правовой анализ действительности и т. д.

Анализ целевых установок основных тематических направлений позволяет сформулировать ряд функций, присущих современной экологической журналистике в целом:

· информационная предоставление аудитории объективных данных о реальном положении дел в сфере экологии, как в планетарном, так и в региональном масштабе;

· образовательная внедрение в сознание аудитории научных представлений о законах функционирования природной среды и человеческого общества под углом зрения их оптимального взаимодействия, то есть формирование экологического сознания:

· воспитательная – формирование у аудитории нравственного, гуманного отношения к природе, умения получать эстетическое наслаждение от восприятия красоты окружающего мира. Эта функция тесно связана с образовательной, так как именно знание рождает отношение;

· организаторская – воздействие на поведение людей, консолидация их усилий при решении той и иной экологической проблемы;

· контролирующая – контроль за деятельностью властных структур, стремление добиться от них реализации принятых решений и принятия новых, способствующих улучшению окружающей среды и ее безопасности для человека;

· рекреативная (восстановительная) – предоставление аудитории возможности отдохнуть, восстановить свои силы. Фотоэтюды, забавные случаи, необычные явления природы, народные приметы – такие публикации способствуют реализации этой функции.

Итак, проанализировав основные тематические направления и выявив основные функции, приходим к выводу, что экологическая журналистика – это совокупность всех экологических материалов, прошедших по каналам СМИ, в которой представлены различные тематические направления и реализуются задачи информирования, образования, воспитания и организации аудитории, а также воздействия на властные структуры и контроля за их деятельностью.

Контрольные вопросы

Какова историческая трансформация термина «экология»?

В чем своеобразие экологической журналистики?

Какие особенности экологической темы следует учитывать журналистам?

Какие функции экологической журналистики актуальны сегодня?

Каков исторический «путь» экологической темы в периодике нашей страны?

Что нового внесли годы перестройки в формирование экологического сознания читателей?

Как складывалась система специализированной экологической прессы?

Каково ее сегодняшнее состояние?

В чем ее «минусы» и «плюсы»?

Каково содержательное наполнение тематических направлений экологической журналистики?

Почему эколого-экономическое направление можно назвать центральным?

Какие публикации из «общей» или «зеленой» прессы, на ваш взгляд, относятся к этим направлениям?

Каковы условия повышения компетентности журналиста-эколога?

На каких образцах экологической журналистики можно учить начинающего журналиста?

Как личностные качества журналиста и его приоритеты влияют на мастерство?

Литература

Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. – М., 2001.

Берлова О. Некоторые аспекты экологических паблик рилейшнз в России (Опыт работы Пресс-службы Социально-экологического союза). М., 1998.

Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. – М., 2001.

Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. – М., 2002.

Коханова Л.А. Журналистика. Экология. Образование. – М., 1997.

Кочинева А., Берлова О., Колесникова В. Экологическая журналистика: Учеб. пособие. – М., 1998.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М., 1990.

Сизова Л.В. Экологические периодические издания // Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2001.

Фридман Шарон М., Фридман Кеннет А. Пособие по экологической журналистике. – М., 1998.

 

Глава V. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
В РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ

1. Тематическая структура средств массовой информации, традиционно именующихся «общественно-политическими», адресованных широкой аудитории, а также СМИ, специализирующихся на освещении экономических и политэкономических вопросов, включает объемный блок политической информации. Независимо от того, интересуется ли конкретный гражданин политическими событиями, политика является суперсферой общественной жизни. Известное суждение о том, что если Вы не занимаетесь политикой, политика занимается Вами, отражает влияние политической сферы на другие сферы общественной жизни. Политика, несмотря на множество дефиниций, определяющих смысл самого понятия, прежде всего, рассматривается через управление и стратегическое целеполагание, базирующиеся на обладании властью. Состояние экономики, культуры, социальной сферы, уровень жизни, безопасность индивида проявляет качество проводимой государством политики. Качество и эффективность политики зависит от участия общества в политическом процессе: разработке, принятии и реализации решений, контролировании их выполнения. Взаимодействие «управляющих» (власти) и «управляемых» (граждан), направленное на достижение общественного блага, обеспечивают многие политические и социальные институты. Одним из них являются СМИ, отвечающие за регулярные информационные контакты власти и общества, посредством информационных обменов, производство информации, дающей развернутое представление о положении дел в государстве.

Мир политики многогранен. Он формируется в результате деятельности людей, связанных с властными отношениями. Этот мир имеет собственную архитектуру – государственное устройство, политическую систему с ее политическими институтами, принципами и нормами их функционирования. Фундаментальные особенности функционирования политической системы проявляются в конкретном режиме. Тип политического режима (тоталитарный, авторитарный, демократический) детерминирует характер связей «управляющих» и «управляемых». Мир политики, конструируемый тоталитарным или авторитарным режимом, – пустынный, монотонный и бесцветный. На политической сцене в отсутствии конкурирующих сил, борющихся за право принимать решения, формировать политический курс, доминирует вождь, или отец нации и лично преданные ему назначенцы. Отношение с обществом строится на идеологических догмах. Политическая борьба ведется между номенклатурными кланами за кулисами. Обществу отведена роль внемлющего большинства, официально именуемого сплоченным народом. Инакомыслие, диссидентство преследуется. Отлаженная система пропаганды, располагающая арсеналом СМИ с охватом всей национальной аудитории, работает на воспроизводство господствующей идеологии. Отличающиеся от взглядов власти мнения существуют, но не имеют никаких шансов стать публичными. Существует институт цензуры и неизбежное в таких условиях двоемыслие: гласно одобряются все действия власти; негласно эти же действия вызывают критику. Монополия власти на управление делами, использование средств достижения целей идеологически и организационно ограничивает любое возможное вмешательство общества в политический процесс. В рамках недемократических режимов политика принципиально не публична. «В классическом правовом дискурсе “публичное” определяется через понятие “доступность для каждого”, то есть через исключение контроля над доступом»[1]. Абсолютный контроль власти над доступом к политическим ресурсам, отсутствие у граждан реальных инструментов воздействия на политический процесс являются индикаторами, определяющими тип политического режима и модель функционирования средств массовой информации.

2. Современные российские СМИ существуют в политической среде, существенно отличающейся от советской. Однако для характеристики их деятельности часто используют термины, порожденные информационным обществом, «симулякр» и «виртуальная реальность». И хотя между ними есть различие, речь, как правило, идет о создании СМИ информационной картины жизни, имеющей мало общего с действительностью, производстве обманок. Значительная доля правды в подобных оценках есть, но она явно недостаточна для заключения о возврате к прежним временам. При сравнении с тем, как отражалась советскими СМИ политика совсем недавнего прошлого, пальму первенства в виртуозном владении методами изменения реальности, следует им и отдать. Параметры политического режима, где власть выступает как единственный субъект политики, проецируются на задачи деятельности средств массовой информации и программируют иерархию их функций. Тотальный контроль доступа к власти должен иметь адекватный механизм воспроизводства отношения к этой власти. СМИ обслуживают власть, выступая профессиональным пропагандистом-иллюзионистом, владеющим всеми техниками создания желательных видимостей. Как источник информации, необходимой власти для принятия взвешенных политических решений, а обществу – для понимания предлагаемого проекта развития страны, пресса ценности не представляла. Жесткая привязанность СМИ к целевой задаче идеологической индоктринации населения парализует их способность наблюдать за жизнью общества. Своевременное оперативное информирование о положении в жизненно важных областях, социально-экономической, культурной, анализ проблем государственного масштаба вообще не входят в набор приоритетных для СМИ функций. Не располагая информацией, о жизни социума, непубличная, закрытая власть не может, следовательно, и не находит правильные стратегии предотвращения кризисов и, тем более, коллапса всей политической системы. Она всегда запаздывает, не успевает дать ответ на вызов времени. Так случилось с советским партийным руководством в середине 80-х гг. прошлого века. Не имея развернутой картины состояния общества и представлений о масштабности проблем, используя спецслужбы в качестве главных поставщиков информации, коммунистическая власть просто рухнула.

Власть, высокомерно отстраняющаяся от общества и не умеющая общаться с народом, довольствуется пропагандой и полагает, что граждане всегда будут доверять носителям смысла ее действий – первым лицам государства. Но не умеющий обсуждать с властью важные вопросы и проблемы народ не слышит доводов и не доверяет предложениям власти. Мир политики приобретает в этом случае конфигурацию параллельных, разомкнутых миров. Между ними нет связи, но есть пространство, куда по фактам истории проваливается государство.

Иные отношения складываются между властью и информированными гражданами. Информированные граждане поддерживают власть даже в ситуации непопулярных мер, но при условии понимания самого вопроса и внятности предложенных властью тактик разрешения проблемы. Информационное взаимодействие «управляющих» и «управляемых» – обоюдно выгодное предприятие.

Мир политики в государствах с демократическим устройством преображается. Моносубъектность власти устраняется. Каркас политической системы образуют три самостоятельные ветви власти, действующие на правовой основе. Законотворческую деятельность осуществляет институт народного представительства – парламент, формируемый через всеобщие, тайные и свободные выборы. За доступ к властным ресурсам борются политические партии, выражающие интересы разных социальных слоев с разными идеологическими взглядами. Парламент функционирует как институт публичной (гласной, открытой) политики, ориентированной на согласование мнений, дискуссию и выработку решений на основе возможных альтернатив. В отличие от авторитарной формы правления политика, как сфера управления, базируется на качественно ином принципе – обсуждении проблем. Общедоступность политической сферы стимулирует формирование сетей взаимодействия между политическими организациями, партиями и движениями, и организациями общественными, представляющими разные группы интересов (бизнеса, правозащитников, экологов и др.), неправительственными структурами (НПО, НКО), «мозговыми центрами» (независимыми некоммерческими организациями, ведущими политические исследования). Политическую авансцену занимают публичные политики, лидеры общественного мнения, эксперты, то есть те, кто артикулирует идеи, предъявляет стратегии, анализирует принимаемые решения, и те, кто отвечает за выполнение конкретных программ, задач. К презентирующим действия властных структур персонам относятся, в первую очередь, глава государства, руководители парламента и его фракций, а так же статусные чиновники, обеспечивающие тактическое управление, возложенное на структуры исполнительной власти. Политику делают люди, различимые во времени и пространстве. Не случайно, целые периоды в жизни стран/страны связывают с именем деятелей, под чьим проводится конкретный политический курс, – «немецкое экономическое чудо Эрхарда», «рейгономика», «тетчеризм», «горбачевская перестройка», «режимом Ельцина», «шоковая терапия Гайдара», «путинская вертикаль власти» и т. д.

3. Демократическая политическая система располагает эффективными ресурсами воспроизводства публичности, участия в тех или иных формах граждан в политическом процессе. К таким ресурсам принадлежат и средства массовой информации, которые рассматриваются как автономный социально-политический институт, структурный компонент политической системы. Автономность СМИ определяется ее коммуникационной природой, позволяющей выполнять целый ряд функций, обеспечивающих непрерывную связь всех частей политической системы, постоянное взаимодействие власти и общества. В процессе реализации информационной функции формируется событийная картина политической жизни. Функция просвещения чрезвычайно важна в периоды кризисов, конфликтов, когда возрастает потребность в разъяснении происходящего, объяснении предпринимаемых для устранения опасного развития ситуации мер. Своевременное объяснение в средствах массовой информации создавшихся коллизий снижает уровень конфликтогенности в обществе и рационализирует поведение граждан. Доступ граждан к информации, раскрывающей действия власти и проходящей по каналам СМИ, правомерно рассматривать как один из главных показателей демократичности политического устройства.

Особое значение имеют функции артикуляции мнений и форума, непосредственно ориентированные на организацию общественного диалога, выражение гражданских интересов, информационный обмен как по вертикали – между обществом и властью, так и по горизонтали – между социальными группами и внутри них. Аналитическая функция позволяет выявлять причинно-следственные связи политических феноменов и явлений, прогнозировать ситуации и обосновывать альтернативы. Политическая аналитика направлена на когнитивный эффект – получение знаний и рациональных представлений о субъектах политики, содержании политических курсов, идеологии, программах политических сил, их борьбе за власть. Аналитика всегда преследует цель повышения компетентности граждан, особенно значимой в ситуации политического выбора. Не менее интеллектуально емкой является функция инновации. Любое общество время от времени сталкивается с вопросами, требующими глубокого осмысления. Средства массовой информации способны активизировать поиск наилучших альтернатив, технологически и ресурсно выверенных относительно поставленной проблемы. Реализация этой функции обеспечивается сотрудничеством СМИ с профессиональными исследователями в области социально-политических процессов, имеющими навыки проектирования, конструирования и прогнозирования. Средства массовой информации, актуализируя в повестке дня потребность в публичной рефлексии определенных проблем, выступают как площадки свободной дискуссии, открытые не только для компетентных специалистов, но и широкой публики. Значение функции инновации возрастает в связи с особенностями исторического периода преобразований всех сфер общественной жизни, переживаемого Россией после выхода из тоталитаризма. Продвижение к политической демократии и строительство рыночной экономики выдвигает задачи, никогда ранее не решавшиеся. Для их решения требуются нестандартные подходы и активная поддержка общества политического курса. Успех социально-политических инноваций сопряжен с ясностью и целей, и рисков, возможных в ходе их осуществления. Общество, которое само создает власть, принимающую решения, должно нести свою долю ответственности за выбор тех или иных политических курсов. Но ответственность категория рациональная и говорить о ней стоит лишь при условии, когда граждане включены в обсуждении смысла инноваций. Так, на сегодняшний момент исторического этапа развития российского государства по целому ряду причин – геополитических, экономических, военно-стратегических, социально-психо­логических, – инновационного подхода требуют проблемы социальной интеграции, устойчивости политического режима, демографии, здравоохранения и образования, повышения уровня и качества жизни, взаимоотношений с бывшими советскими республиками. Однако интеллектуальная проработка этих сложнейших вопросов в публичном политическом дискурсе практически не ведется, за исключением нескольких качественных изданий, имеющих небольшую аудиторию.

Рассматривая функции СМИ, наиболее важные для политической демократии, необходимо выделить функцию критики и контроля, базовую для миссии СМИ как «четвертой власти». Эта функция дает средствам массовой информации возможность быть и партнером и оппозицией власти. Компетенция СМИ в границах данной функции распространяется на деятельность всех субъектов политики.

Все вышеназванные функции работают на укрепление взаимодействия политической и социальной систем, открытость политического процесса, подключение к нему граждан. Политика, базирующаяся на общении с гражданами, квалифицируется как публичная, коммуникативная политика. Такая политика порождает коллективную рефлексию общественно значимых проблем и формирует ответственность за выработку направлений развития страны и власть, и граждан. В системе политических отношений, характерных для демократии, СМИ занимают место «посредника», «честного переговорщика», организующего диалоговые обмены, играют роль, близкую основному институту публичной политики – парламенту, но, оперируют собственными ресурсами и используют свои методы и технологии. Принцип политического плюрализма, лежащий в основании демократического устройства, определяет и конструкцию системы СМИ, устойчивость которой связана с наличием множества разных информационных каналов, отражающих интересы разных социальных и политических групп, оставаясь при этом каналом социальной интеграции.

4. Взаимосвязь политики и СМИ многомерна. Политический режим оказывает влияние на конструкцию системы средств массовой информации и структурирует ее задачи, ролевые позиции. Таким образом создаются объективные условия либо для участия СМИ в политическом процессе на правах автономного института со своей собственной миссией, либо для превращения средств массовой информации в механизм идеологического обеспечения тотального властвования, подавляющего общество. В первом варианте тема политики в СМИ открыта, во втором – сакральна. Предметной областью, доступной наблюдению, исследованию, анализу, оценке средствами массовой информации, политика становится только в условиях демократии, сущностной стороной которой является непрерывный диалог власти и общества. В публичном пространстве сопряжение политики и массмедиа происходит на основе взаимной выгоды и взаимного интереса, в частности, совпадения интересов СМИ и политических ньюсмейкеров, сотрудничающих по принципу «информация в обмен на публичность». Но главный вектор коммуникации между политической системой и медийной обусловлен темами политической жизни. Политическая тема (тематика) СМИ, присутствующая в разных средствах массовой информации, в значительной степени представляет собой продукт реальной политики, или политического процесса. Средства массовой информации «берут» тему политики и рассматривают ее с разных сторон и позиций. СМИ не создают политических событий, они формируют политическую проблематику, определяемую П. Бурдье «как пространство принятия позиций». События политической жизни, форс-идеи, выдвигаемые политиками и рассчитанные на широкое признание, стратегии и программы, обсуждаемые в СМИ, вызывают ответную реакцию в самой политической системе.

Классическое сопряжение политической и медийной систем можно было наблюдать летом 2006 г. Общероссийские СМИ, постоянно уделяющие внимание реальной политике, в центре которой на протяжении всего постсоветского периода стоит вопрос идентификации политического режима, сообщили о взглядах заместителя руководителя Администрации Президента РФ В. Суркова на модель российской демократии. Демократию в России один из основных политических менеджеров видит «суверенной». Вокруг идеологемы «суверенной демократии» в СМИ завязалась острая дискуссия отнюдь не академического толка: в очередной раз столкнулись сторонники жесткого государственничества и более либеральных взглядов. Эта дискуссия продемонстрировала, что с приближением президентских выборов развертывается борьба между властными группировками за идеологическое обоснование стратегии развития страны и, естественно, доминирование в публичном пространстве. Дискуссия в медийном поле имела продолжение в виде реакции одного из основных кандидатов в преемники Президента В. Путина – Дмитрия Медведева, давшего интервью главному редактору журнала «Эксперт». Целевыми аудиторными группами журнала являются топ-менеджеры в сфере политики и экономики: те, кого принято называть «лицами принимающими решения». Именно им и было адресовано послание вице-премьера с возражениями относительно идеи «суверенной демократии».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.