КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная психология личности. 2 страница
Покажем основные черты экзистенциальной психотерапии на примере психотерапии крупнейшего ее представителя В. Франкла. Основным сугубо человеческим стремлением, по В.Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Не человек ставит вопрос о смысле жизни – сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в принципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Он всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек можег найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах. В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть – орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека. Смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждал, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать. Наоборот, отсутствие смысла жизни, так сказать, экзистенциальный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. Франкл писал, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни. Он считал, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум. Нормальное чувство счастья, по Франклу, – явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), сексуального и другого наслаждения. Однако чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья. Восточно-психологические теории личности. Медитация (от лат. meditatio - размышления) - метод работы со своей психикой, пришедший к нам из восточных систем совершенствования человека: йоги и буддизма. Как таковая отдельно медитативная психотерапия обычно не выделяется, метод медитации используется в рамках той или иной психотерапевтической системы. Однако значение этого метода столь велико, различных техник медитации так много, что можно говорить о существовании отдельного медитативного направления психотерапии. Чрезвычайно легко и в то же время трудно дать определение медитации. Легко потому, что таких определений множество, трудно потому, что все они не отражают этого понятия в его полноте. Прояснить его можно, сравнив с другими базовыми понятиями психотерапии: деятельностью и общением. Если деятельность – это всегда взаимодействие субъекта (S) с объектом (О), где во активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д. принадлежит субъекту, то общение – это взаимодействие субъект* с равноправным ему субъектом, когда активность в равной мере принадлежит обеим сторонам. В случае же медитации нет второй стороны, нет деятельности и нет общения, субъект не рефлексирует, беседуя с самим собой, он просто становится собой. Мы часто занимаемся медитацией, хотя не отдаем себе отчета в этом. Когда мы задумываемся, уходим в себя, и в этом неопределенном состоянии вдруг находим неожиданный, совершенно новый от вет на нашу проблему, происходит инсайт (озарение, просветление) всегда сопровождаемый яркой эмоциональной реакцией: радостной улыбкой, восклицаниями и т.д. Так Архимед закричал: «Эврика!» В восточной практике также считается, что медитация ведет к озарению, просветлению, интуитивно-мгновенному постижению, то есть, к развитию и инсайту. Во время медитации происходит развитие самого субъекта как «инструмента» познания, благодаря чему достигается новое, более совершенное знание, недостижимое прежними средствами познания. В чань-буддизме процесс медитации осуществляется при сосредо точении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке. Сочетается это с максимальной релаксацией, стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния. Сосредоточенность сознания в данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В дальнейшем медитирующий должен выработать в себе способность к несознательной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одноп объекта к другому, течет, как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и, вместе с тем, отражая его с максимальной адекватностью. Медитация – это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими (Видмайер, 1987). Процесс социализации: общая характеристика этапов, институтов и механизмов социализации. Социализация — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается — с другой. С первых дней своего существования он окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Первые представления об общении человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственнные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир и себя. Процесс социализации не ведет к утрате индивидуальности человека. Скорее наоборот, в. этом процессе человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегдя субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются каждой личностью, а потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъекгивно усваивает этот опыт, но иактивно его перерабатывает. Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не толыео как активно-приспособительный. Социализация не завершается, когда человек становится взрослым. Она, образно говоря, относится по типу к процессам снеопределенным концом, хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной. Ксоциализации близко понятие психологической (социально-психо логической) адаптации, представляющей собой процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности. Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. Типичность определяется социальными условиями и зависят от классовых, расовых, этнических и культурных различий- Социализация кок типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культуры, одних и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Социализация как единичный процесс возникает за счёт индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, то есть стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального. Этапы социализации личности — наиболее важные периоды ее развития. Можно выделить четыре основные стадии социализации: 1) ранняя (от рождения до поступления в школу); 2) обучение (с момента поступления в школу до окончания основных форм общего и профессионального образования); 3) социальная зрелость; 4) завершение жизненного цикла (с момента прекращения потоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации) (Гилинский, 1971). Данные стадии примерно соответствуют принятой возрастной периодизации человеческой жизни — детство, юность, зрелость старость. Конечно, в пределах каждой из указанных стадий возможно более дробное деление, которое отражало бы специфику социально и психологически значимых возрастных изменений личности. Социальный опыт включает в себя много составляющих, среди которых выделяются две основные: нормы, правила, ценности, отношения социальной среды; культура труда, производственной и других видов деятельности. В соответствии с этим становление и развитие личности как процесс приобретения индивидом социального опыта и его наращивания, приумножения, может быть представлен двумя условными этапами. Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых. Это — этап общей социализации личности. Кроме того, осуществляется и процесс освоения человеком той или иной профессии, специальности. Это — этап профессиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга. В связи с этим можно говорить и о первичной и вторичной социализации. Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Первоначально различные теории социализации рассматривал ее как односторонний процесс воздействия общества на ребенка с целью формирования такой личности, которая могла "вписаться" в соответствующие социальные структуры. Исследования, проведенные во второй половине XX в., позволяют сформировать новые представления о социализации — модель взаимозависимости. В соответствии с этой моделью ребенок выступает активным участником процесса собственного социального развития, существует также взаимная зависимость в социальных взаимодействиях родителей и детей (Хьюстон и др., 2001). Если исходить из того, что процесс социализации длится на протяжении всей человеческой жизни, эта модель получает значительное подкрепление. Психологической основой различных теорий социализации личности является идея адаптации живых организмов к окружающей среде, к различным условиям их существования. Говоря о личности, необходимо отметить соответствующую роль и материальной, и социальной, и духовной среды, как факторов, влияющих на развитие психики. При рассмотрении механизма психического развития отечественные исследователи обычно исходят из идей Л.С. Выготского, который выдвинул как важнейший для психологии исторический принцип понимания психических процессов. В соответствии с ним поведение современного культурного взрослого человека представляет собой результат двух различных процессов развития: биологической эволюции животных и исторического развития человечества, в итоге чего первобытный, примитивный человек превращается в современного культурного человека. В филогенезе оба эти процесса, по мнению Выготского, представлены отдельно как самостоятельные и независимые линии развития. В онтогенезе они слиты воедино, так как ребенок сразу же после рождения оказывается под определяющим воздействием окружающей его социальной среды и при этом продолжается также его органическое развитие. "Врастание нормального peбенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим" (Выготский, 1960. С. 47). Таким образом, обе "системы активности" (животная и человеческая) развиваются одновременно и совместно. По Выготскому, в ходе исторического развития человечества (и соответственно в онтогенетическом развитии каждого отдельного человека) возникают и формируются культурные формы поведения. При этом к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное и специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его средой. Это отношение Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте (Выготский, 1984). Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она всецело определяет формы и путь развития ребенка, следуя которым приобретаются новые свойства личности. Итак, заключает Выготский, при изучении динамики какого-либо возраста первостепенным является выяснение социальной ситуации развития. Рассматривая развитие личности как непрерывный процесс социализации, нельзя не вспомнить идею С.Л. Рубинштейна о жизненном пути человека, с одной стороны, как некоем целом, с другой — как рядом определенных этапов, каждый из которых может вследствие активности личности стать поворотным, радикально изменяя ее жизненный путь (Рубинштейн, 1989). На каждом этапе социализации личность приобретает и усваивает те или иные социальные роли, включается в новые социальные группы, пытается реализовать себя. Так, социальная зрелость характеризуется тем, что человек выбирает ту или иную работу в соответствии со своим образованием, квалификацией, интересами и сложившейся ситуацией на рынке рабочей силы. Изменение данной ситуации или личных интересов побуждают человека к поиску другого места работы. Поэтому так важна на этом этапе трудовая циализация. Имеется в виду процесс включения личности в де тельность какой-либо трудовой организации, подразумеваюгся. овладение соответствующими операциями, приспособление к условиям труда, интернализацию социальных норм и ценностей данной организации и того подразделения, в котором человек оказался, согласие с практикуемым здесь стилем руководства. Особые проблемы возникают со зрелыми работниками, которые пришли в ту или иную организацию, уже имея опыт работы в других местах. У таких людей могут быть свои собственные представления о том, каким именно образом следует выполнять должностные обязанности. Поэтому у руководства организации возникает необходимость соответствующим образом проинструктировать этих сотрудников с самого начала их новой работы. Жизнедеятельность человека в обществе подразумевает также его политическую социализацию. Так называется процесс включения личности в определенную политическую систему посредством приобретения человеком информации о политических символах, институтах и процедурах, интернализации системы ценностей всего общества и идеологических основ. Подрастающие поколения усваивают эту информацию с помощью системы образования, массовых коммуникаций, различных акций политических институтов. Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внешних и внутренних ее критериях. Критериями социализированной личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека; адаптированность личности, ее нормативные предпочтения, типичное поведение, образ жизни; социальная идентичность (групповая и общечеловеческая). Однако главным критерием социализированной личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а уровень ее независимости, уверенности самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей превращенни в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я». В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени. Они называются агентами социализации. Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп. Обычно выделяют три следующих вида культурной трансмиссии (передачи). Вертикальная трансмиссия — это передача культурных ценностей, верований, умений от родителей к детям. Под горизонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками. При "непрямой" трансмиссии индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а же на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей (Стефаненко, 1999). Исследователи, рассматривающие разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию. Соответственно, можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации. Агенты первичной социализации — это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внеклассных кружков и т.д.). Агенты вторичной социализации — это предстгавители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т.д. Каждый из агентов первичной социализации может выполнять множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы некоторые функх родителей и ровесников — сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Однако это же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, они являются узко специализированными: судья не может заменить бригадира или учителя (Кравченко, 1995; 1999). Агенты первичной социализации составляют первичную cреду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключителы значимость первичной среды. По мере взросления человека, овладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее, первичная среда всегда остается "ближе" для чел века и более значимой. Если говорить о норме, то с первых дней своего появления на свет ребенок оказывается в сфере семьи. Хотя контакты с матерью в течение первых месяцев жизни ребенка имеют для него преобладающее значение, постепенно начинает сказываться и влияние других членов семьи. Будет ли он в ней единственны ребенком или окажется одним из братьев и (или) сеетер – старшим или младшим — все это не может не влиять определенным образом на формирование его личности. Так, единственные дети в семье могут иметь существенные преимущества в некоторых отношениях перед детьми, имеющими братьев и сестер. Единственный ребенок обладает более высоким уровнем самооценки, он легко принимает помощь в случае необходимости, в большинстве тестов на проверку знаний и "логических" способностей он имеет самые высокие показатели. С другой стороны, единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми (для него более естественны отношения "родитель — ребенок"). Он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не привык к сложностям других индивидов. Единственный сын обычно ожидает от жены, что она облегчит ему жизнь, не требуя ничего взамен. Единственная дочь часто сверхзащищена родителями, что заставляет ее ожидать только заботы от друзей и мужа впоследствии (Андреева, 1998). Позиция ребенка среди братьев и сестер, как заметил еще 3. Фрейд, имеет важнейшее значение для всей его последующей жизни. Позднейшие исследования показали, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные характеристики. Как отмечает Т.В. Андреева, при прочих равных условиях некоторые пары уживаются лучше других только потому, что их ролевые позиции удачно дополняют друг друга. Это означает воспроизведение одних и тех же условий в отношении возраста и ролей, к которым каждый привык в своей родной семье. Например, младшая сестра братьев обычно лучше сходится со старшим братом сестер. Такое соотношение возрастно-ролевых позиций оказывается наиболее комфортным для обоих. Рассматривая роль семьи в обществе, отечественные социологи обратились к такому понятию, как "образ жизни семьи", выделяя здесь основные сферы ее жизнедеятельности (Мацковский, 1989). Очевидно, что особенности сложившихся образцов поведения членов семьи в воспитательной, хозяйственно-бытовой, коммуникационной, рекреационной и других сферах не могут не влиять на формирование установок и привычек ребенка, его личности в целом. При этом следует отметить чрезвычайную значимость помощи взрослых членов семьи, когда дети сталкиваются с проблемами, решить которые они не могут самостоятельно. М.В. Осорина выделяет несколько направлений такой помощи. Первое из них можно назвать компенсаторно-развивающимся. Порой по тем или иным причинам ребенок боится делать то, что необходимо ему для приобретения жизненного опыта, хотя его сверстники уже активно совершают подобные действия: лазают по деревьям, катаются на ногах с ледяных горок, самостоятельно Теории социализации С индивидуально-психологической то.чки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникально личностной идентичности. В ходе этого процесса общество, в котором мы живем, становится частью нас с раннего возраста. Ценности этого общества формируют наши идеалы и цели, направ ляют определенным образом наше поведение. Существует несколько теорий социализации, рассматривающих процесс формирования нашего Я посредством взаимодействия с другими людьми (Coser et al., 1987). Обратимся к этим теориям. "Зеркальное Я": Ч. Кули. Одним из первых в начале XX в. американский социальный психолог Ч. Кули выступил с теорией формирования личности посредством социального взаимодействия. "Отдельный индивид, — отмечал Кули, — это абстракция, неизвестная опыту, и подобным же образом выглядит общество, рассматриваемое как нечто независимое от индивидов... "Общество" и "индивиды" — это не отдельные феномены, но просто совокупный и разделительный аспекты одного и того же явления" (Cooley, 1964. Р. 36—37). Индивид не может быть отделен от общества, поскольку Я формируется посредством взаимодействия с другими людьми. Теория социализации Кули основана на концепции "зеркального Я". В соответствии с ней образ Я индивида является отражением того, как другие воспринимают данного индивида, или того, как это ему представляется. Мы думаем, что мы остроумны, потому что друзья смеются нашим шуткам, мы думаем, что мы талантливы, потому что наши учителя хвалят нас, мы думаем, что мы являемся значительными людьми, потому что наши родители беспокоятся о нас. Мы проявляем тенденцию признавать мнение других как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Таким образом, наше Я развивается в социальном взаимодействии. Я в обществе: Дж. Мид. Американский социальный психолог Джордж Мид, работавший на рубеже XIX—XX вв., как и Кули, полагал, что не может быть никакого Я, отдельного от общества (Mead, 1934). Дети развивают свое Я по мере того, как они учатся принимать роль других людей и смотреть на свое собственное поведение глазами других. Это происходит, по мнению Мида, в рамках двух стадий. Так, на игровой стадии ребенок может изображать пожарного, мать или отца. Мид называет эту игру "принятие роли другого". Особенно важными ролевыми моделями являются "значимые другие". Так, матери и отцы, в частности, демонстрируют своим детям, как должны вести себя взрослые. Позднее дети более старшего возраста учатся представлять себе поведение других людей, уже не пытаясь играть их роли. Так, в организованных играх, например в футболе, каждый участник реагирует на действия других. Руководствуясь правилами игры, дети могут в известной степени предсказать действия всех других ее участников (стадия групповой игры). В итоге достаточно развитой ребенок в состоянии принять роль "генерализованного другого", что означает учет установок всего своего сообщества. Правила игры и ожидаемые реакции людей обеспечивают директивы для индивидуального поведения. Так социальный контроль превращается в самоконтроль полностью социализированной личности. В соответствии с концепцией Мида, Я индивида формируется на основе оценки им своих субъективных переживаний с точки зрения своего сообщества. Следовательно, по замечанию Т. Шибутани, "то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали" (Шибутани, 1969. С. 197). Это утверждение было подвергнуто исследовательской проверке. С. Миямото и С. Дорнбуш распределили 195 испытуемых на 10 групп и каждому испытуемому предложили следующие задания: а) оценить себя самого, б) оценить каждого из других членов экспериментальной группы, в) определить, как его будут oценивать другие члены группы, г) определить, как люди в целом оценивают его. Оценка производилась по четырем критериям: умственные способности, самоуверенность, физическая привлекательность, обаятельность. Выяснилось, что средняя оценка личности другими (б), так же как средняя оценка, приписываемая другим (в) были выше у тех, у кого высокая самооценка (а). Особенно интересно здесь то, что оценка, приписываемая другим (в), была ближе к самооценке (а), чем действительная оценка другими (б). Еще один важный результат заключался в том, что обобщенная оценка (г) приблизительно равнялась самооценке (а) и была к ней ближе, чем оценки, приписываемые экспериментальной группе (в). Как отмечает Шибутани, эти данные, безусловно подтвердили теорию Мида. То, как человек оценивает саме себя, соответствует тому, как, по его мнению, о нем думают люди вообще, а также люди во временной группе, участником которой он оказался. То, что в действительности люди думают о нем, oказывается несколько отличным. Хотя источники человеческого Я коренятся в обществе, Мид полагал, что каждая личность является уникальным действующим лицом социальных процессов. Он выделил две стороны ловеческого Я, названные им Я — сам и Я — меня. Я — сам реагирует на отношения со стороны других людей, в то время как Я — меня осознает отношения со стороны других. Как Я — меня индивид осознает, что он является объектом внимания других людей. Например, Я — меня может сказать: "Если я сделаю так, люди подумают, что я сумасшедший". Но как Я — сам индивид волен иметь независимые установки по отношению к другим. "Я не забочусь о том, что думают люди. Они сами сумасшедшие", — может сказать Я — сам. Я как целое сочетает в себе установки "генерализованных других" и непредсказуемую спонтанность индивида. Хотя любой человек неминуемо является частью социального мира, каждый из нас реагирует на него уникальным образом. Итак, концепции "зеркального Я" Ч. Кули и "генерализованного другого" Дж. Мида направлены на то, чтобы понять, как на людей влияет то, что, по их мнению, другие думают о них. Реакции людей на эти предполагаемые мнения о них являются более или менее автоматическими, но полностью осознаваемыми. Теория социализации 3. Фрейда, о которой далее пойдет речь, исходит из того, что реакции людей на социальные ситуации могут быть неосознаваемыми, иррациональными и некотролируемыми с их стороны.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |