Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Методология и методы социально-психологического исследования




Вопросы для повторения

1. Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

2. Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого века:

а) теоретические основы и задачи «психологии народов» М. Лазаруса и Г. Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В. Вундтом;

б) концепция подражания Г. Тарда, «Психология масс» Г. Лебона;

в) теория «инстинктов социального поведения» В. Макдугалла.

3. Период экспериментального развития социальной психологии в 20 веке:

а) программы построения экспериментальной социальной психологии Ф. Олпорта и Г. Меде;

б) коллективная рефлексология В.М. Бехтерева;

в) теоретические ориентации социальной психологии.

4. Общая характеристика современной американской социальной психологии.

5. Европейская критика американской социальной психологии возрождение интереса к анализу психологии больших групп, межгрупповых отношений и массовых социальных процессов (А. Тэшфел, С. Московиси).

 


Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

«Методология» (греч. – «путь познания») определяет способы достижения и построения знания. Теория – результат познания.

В современных работах методология социальной психологии представлена тремя уровнями: общей методологии, частной методологии и совокупности конкретных методологических приемов (методик)

Общая методология – общий философский подход, принимаемый исследователем (например, философско-антропологическая теория общения в антропоцентрической социальной психологии Е.В.Руденского; интерпретационизм в социальной психологии Шибутани и др.). Общая методология формирует наиболее общие принципы, которые (осознанно или неосознанно) используются в исследовании (например, определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека)

Частная, или специальная, методология – это совокупность методологических принципов, используемых в данной области знания; реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. В социальной психологии методология формируется как интеграция методологических принципов и психологии и социологии, например, принцип деятельности в отечественной социальной психологии и социологии.

Философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способе бытия человека. Этот принцип рассматривается из еще более широкого принципа – принципа отражения, когда сознание рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая активность личности.

В социологии деятельность интерпретируется и как способ существования человеческого общества, и как реализация социальных законов, которые проявляются в деятельности людей.

Деятельность формирует и изменяет условия существования человека, социальных групп, общества в целом. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений.

В психологии деятельность рассматривается и как специальный вид человеческой активности и как субъектно-объектное отношение, в котором человек (субъект) определенным образом относится к объекту, овладевает им. Деятельность предстает человеку как динамическая система, когда путем реализации своих интересов личность и социальная группа преобразуют условия жизни) и как процесс (удовлетворение одних потребностей порождают новые и т.д.

Следовательно, деятельность предстает как динамический процесс, в ходе которого развивается личность.

Социальная психология, принимая принципиальную деятельность в качестве одного из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к предметам своего исследования (например, группа).

Деятельность – это совместная социальная деятельность людей, в ходе которой возникают особые связи, например, коммуникативные.

Субъект деятельности – это не только индивид, но и группа, общество. Деятельность – основное средство групповой динамики, т.е. совокупный субъект. При условии признания группы как совокупного субъекта деятельности открывается возможность изучить все атрибуты субъекта деятельности: потребности групп, мотивы деятельности, цели групповой деятельности.

Таким образом, принцип деятельности, как специальная методология, определяет исследовательскую стратегию в социальной психологии.

Третий уровень методологии – структура методики, в которой традиционно выделятся только группа исследовательских методов: социально-психологическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестометрия, социометрия, социально-психологический эксперимент.

Трехуровневая характеристика методологии не предполагает сведения всех уровней к третьему. Суть концепции трехуровневой методологии социальной психологии в том, что какие бы методики не применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методологический прием всегда применяется при условии решения ряда принципиальных вопросов исследования.

Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. В современной логике и методологии научное исследование в социальной психологии призвано отвечать следующим основным требованиям.

Во-первых, исследователь имеет дело с конкретными объектами, то есть, описывается обозримый объем эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки. Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимают лишь факты открытого поведения. В когнитивной – исследуют характеристики когнитивного мира индивида: образы, ценности, установки и др. Источником всех данных является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов поведения, другой – для фиксации когнитивных образований.

Вторым необходимым требованием является интеграция данных в принципы. Построение гипотез и теорий, как и в других гуманитарных науках в социальной психологии не носит дедуктивного характера, ибо нет столь хорошо организованной связи между положениями, чтобы из одного вывести любое другое, как направление в математике. Гипотеза представляет в социальной психологии теоретическую форму знания, и важнейшее звено социально-психологического исследования – формирование гипотез. На основании проверки гипотезы и ее подтверждения происходит первичная форма организации данных. Далее переход к обобщению более высокого уровня – теоретическим (специальные теории, так называемые теории среднего ранга). Без этого эмпирический материал не имеет ценности.

Третья черта научного исследования, согласно требованиям логики и методологии науки – обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Здесь приходится вводить и другие критерии научности, кроме тех, которые разработаны лишь на материале естественных наук.

Теория и эмпирика в социально-психологическом исследовании. Типы исследования. Первым шагом в любой науке является описание наиболее важных феноменов данной науки. Вторая цель – объяснение явлений. Третья цель – предсказание, возможность прогнозирования возникновения явлений. Научный метод характеризуется следующими постулатами:

1. Детерминизм. (Даже ее причины явлений многочисленны, исследователь может их выявить.)

2. Эмпиризм. (Наука основывается на эмпирических наблюдениях.)

3. Теоретическая интеграция. (Наука пытается строить теории. Хорошие теории устанавливают взаимосвязь между фактами, которые считались независимыми до момента исследования и генерируют, таким образом, новые гипотезы исследования. Теория позволяет предсказывать, контролировать и объяснять. Наука придает большое значение теориям, тогда как экспериментальные данные не имеют такого значения, если не находятся в теоретическом контексте. Наука состоит из теорий, которые организуют рациональным способом различные эмпирически выявленные отношения.)

4. Динамический подход. (Наука – постоянная проверка. Необходимо подвергать обсуждению факты, теории и суждения.)

5. Публичное измерение. (Наука – это публичная деятельность. Передача публике наблюдений. Которые были собраны, допускает их ревизию. Метод является научным. Если дает право лицам воспроизвести наблюдение).

6. Парадигмальная эволюция. (Наука строится исходя из парадигм и моделей. Парадигма (греч. пример, образец) – это научное достижение, которое в течение некоторого времени определяет научная модель. Например, в психологии психоанализ и бихевиоринизм играли роль парадигм.)

Важно помнить, что в социальной психологии используются как научные, так и преднаучные методы:

- метод «упрямства» (Экспериментатор упрямо верит во что-либо и не расположен к объективному анализу и сравнению)

- интуитивный метод. Считается, что инстинкт постигается с помощью интуиции

- метод авторитета (любые утверждения специалиста в какой-либо области принимаются слепо, без критики, считаются истиной)

- метод рассуждения (при получении новых знаний экспериментатор выстраивает цепь рассуждений, используя при этом извечные логические правила)

- эмпирический метод. Опыт, полученный непосредственно из факта, считается единственным критерием истины. Доверяют только информации полученной через сенсорный опыт. Этот метод может являться источником ошибок. Т.к. то, над чем мы экспериментируем, представляет собой только небольшую выборку множества потенциальных ситуаций. Однако из этих пяти методов данный метод является наиболее приемлемым в научном исследовании.

Классификация научных методов (типы исследований) в социальной психологии. Экспериментальный метод – подразумевает манипуляцию несколькими переменными, позволяет устанавливать отношения причинности

- полевые эксперименты (систематические наблюдения, манипулирование одной или несколькими величинами, требуется сотрудничество с официальными учреждениями)

- лабораторный эксперимент – стратегия, которая помогает экспериментатору максимально контролировать условия, в которых ведется наблюдение за поведением

- выборочные исследования и оценочные задания – обе эти стратегии изучают отчеты, которые субъект представляет о себе, своей вере, своем мнении. Т.е. исследуется поведение, которое является ответом на вопросы исследования, а не реакцией на специфический контекст. Например, заполнение шкалы поведения.

Разница между выборочным исследованием и оценочным заданием: в выборочных исследованиях используются обычно процедуры представления стимулов и условий, знакомых испытуемым, в то время как в оценочных заданиях используются комплексные стимулы и незнакомые контексты.

Описательные методы, применяемые для исследованийв социальной психологии:

- метод наблюдения спонтанного поведения в естественных и лабораторных условиях

- корреляционный метод (изучает отношение между различными переменными, он не направлен на установление определенных причинных связей)

- генетические методы (изучают развитие субъектов). Генетические методы в свою очередь подразделяются на лонгитюдные (анализируют развитие поведения в различном возрасте одних и тех же субъектов) и метод поперечных средств (например, сравнивают группы подростков различного возраста).

Группу исторических методов составляют исследование событий настоящих и прошлых, а также исследование отдельного случая (например, клинические случаи).

Экспериментальные исследования характеризуются в целом тремя фазами. В первой фазе одна или две переменные измеряются до применения экспериментального вмешательства по отношению к субъектам. Обычно имеется экспериментальная и контрольная группы. Вторая фаза предполагает экспериментальное вмешательство, то есть то, что делает экспериментатор с испытуемыми в ходе эксперимента. Экспериментальная группа – та, которая подвергается экспериментальному вмешательству. Третья фаза предписывает измерение в экспериментальной и контрольной группах тех же переменных, которые применялись в предтесте (в первой фазе), чтобы установить, вызвало ли экспериментальное вмешательство изменения. Контрольная группа не подвергается экспериментальному вмешательству и служит для контроля над результатами, полученными в экспериментальной группе. Таким образом, сравниваются результаты группы, которая была подвергнута воздействию с результатами группы, не подверженной экспериментальному воздействию.

Проблемы измерения в социальной психологии. Валидность исследования определена Куком (Сооk) и Кэмпбеллом (Campbell) в 1979 г. как наилучшая из имеющихся апроскенмаций истинных высказываний, включая высказывания, затрагивающие причинно-следственные связи. Т.е. речь идет об установлении точности выводов исследования и подчеркивается относительный характер истины, которой возможно достичь в социальных подходах. В любом научном исследовании исследователь должен уметь ответить на следующие вопросы:

1. Существует ли зависимость между двумя переменными?

2. Носит ли эта зависимость причинный характер?

3. Является ли данная зависимость значимой?

4. Действительно ли процедуры измерения и наблюдения относятся к исследуемым конструкциям?

5. Могут ли быть обобщены причинные зависимости, выявленные в ходе исследования?

Валидность статистических выводов – это проверка статистической значимости между двумя переменными. Такие выводы всегда вероятностны. Факторы, снижающие валидность статистических выводов: слабая чувствительность исследований (проявляется при недостаточной по численности выборке или при большой изменчивости в сравниваемых группах); низкая надежность методик измерения; факторы помех, присутствующие в условиях эксперимента; нарушение принятых правил проведения и обработки, установленных для различных статистических методов.

Повышение валидности статистических методов: повторные пробы или использование однородных групп. Проверка на статистическую валидность возможна на стадии проектирования (проверка расчета величины выборки) и после исследования для оценки его результатов

Внутренняя валидность – это особые процедуры, которые позволяют определить насколько выводы, сделанные в исследовании, достоверны. Причины снижения внутренней валидности: смещение переменных; изменения, связанные с испытуемыми; влияние предтеста; изменение навыков исследователя; регрессия к среднему; отсев.

Конструктная валидность подобна внутренней валидности, она подразумевает соответствие между полученными результатами теорий, которая лежит в основе исследования. Чтобы оценить конструктную валидность, необходимо исключить другие возможные теоретические объяснения результатов. Причины снижения конструктной валидности: слабая связь между теорией и экспериментом; испытуемые начинают играть роль «хорошего» объекта исследования.

Внешняя валидность – возможность обобщать результаты исследования, т.е. распространять выводы, полученные на экспериментальной выборке на всю генеральную совокупность. Внешняя валидность зависит от способов формирования выборки: случайная выборка; гетерогенная выборка (неоднородная); выборка типичного случая.

Внешняя валидность снижает несоответствие между явлениями, наблюдаемыми в лаборатории и явлениями в естественных условиях. Внешняя валидность обеспечивается неоднократным проведением эксперимента в гетерогенных условиях.

Методы социально-психологического исследования и активные методы социально-психологического воздействия. Наблюдение как метод исследования в отличие от экспериментального метода имеет описательные цели (используется в основном в возрастной психологии). Цель наблюдения – определить, что такое поведение. Но поведение очень широкое понятие, имеет неврологическую, физиологическую и анатомическую основы и включает индивидуальные действия и взаимодействия со средой и другими индивидами.

Наблюдать – значит классифицировать на основе конкретных или абстрактных критериев. Существует три основных типа наблюдения: наблюдение в естественных условиях; наблюдение в контролируемых условиях; косвенные методы наблюдения. Косвенные методы наблюдения (интервью, анкеты, опросники) могут применяться для исследований всех возрастных групп. Иногда они сочетаются с непосредственным наблюдением. Недостатком данного метода является субъективность, для исключения которой необходимо использовать систематичные процедуры и строгое планирование наблюдения.

Активные методы социально-психологического воздействия предполагают субъект-субъектное взаимодействие всех участников. Кданной группе методов относятся: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия игра психологическое консультирование.

Социально-психологический тренинг – совокупность методов активизации и развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей. В том числе, умение адекватно воспринимать себя и окружающих, способность к анализу поведения своего и членов группы, социальных ситуаций и себя в них. С помощью социально-психологического тренинга корректируется личностное взаимодействие и общение. К методам социально-психологического тренинга относятся ролевые игры и групповые дискуссии. Основы теории и практики социально-психологического тренинга разработаны американским психологом К. Роджерсом на идеалах гуманистической психологии.

Групповая дискуссия – групповое обсуждение каких-либо вопросов или круга вопросов с целью найти правильное решение. Дискуссия, направляемая ведущим, активирует логическое мышление, речевые навыки, теоретическое начало, помогает убедиться в правильности или ложности своих суждений, мнений, глубже разобраться в сути вопроса. Ведущий определяет количество вопросов, создает условия для высказывания различных точек зрения и увлекательной формы проведения дискуссии.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игры направлены на расширение и углубление психологического опыта. Играющий выполняет реальные действия, связанные с решением конкретных, часто творческих задач. В зависимости от поставленных целей используют различные виды игр. Например, игра как важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психологического развития личности детей. Деловые игры предназначены для отлаживания определенных умений, навыков и качеств взрослых. Актерская игра – это поведенческое воплощение и передача психологического состояния и индивидуальных особенностей персонажей как реальных личностей. Групповые или парные спортивные состязания, игры для специалистов в профессиональной деятельности и любительстве влияют на конкурентоспособность.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Этические нормы работы с клиентом предполагают анонимность, разграничение личных и профессиональных отношений, доброжелательность и безоценочное отношение, ориентацию на нормы и ценности клиента; клиентам запрещено давать советы, нарушающие принцип субъект-субъектного взаимодействия.

Критерии эффективности прикладных исследований. Эффективность прикладных исследований – это интегративный показатель достижения в результате проведенного исследования запланированного результата и целей, оговоренных в программе эксперимента (в соответствующем материальном и ином выражении). Определяется эффективность продуктивностью (достигнуты цели, решены задачи, есть практическая значимость и (или) теоретическая новизна) и надежностью (валидностью).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.