Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ее место в системе наук о человеке и обществе




Предмет, методология и методы социальной психологии

Казань — 2006

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

теоретические основы

 

 

 


Печатается по решению кафедры психологии и педагогики КГТУ им. А.Н. Туполева.

Протокол заседания кафедры №___ от «___»_____ 200 г.

Заведующий кафедрой _________________ Габдреев Р.В.

Автор-составитель – канд. психол. наук Белова Л.В.

Социальная психология: теоретические основы. / Методическое пособие по изучению дисциплины. Казань, КГТУ им. А.Н. Туполева, 2003 — 23 с.

 

Цель методических рекомендаций — дать ряд указаний по подготовке к экзамену по социальной психологии.

Цель дисциплины — формирование нового уровня профессиональной культуры студентов на базе усвоения социально-психологических закономерностей вхождения людей в группы, их поведения, деятельности и общения. Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу образовательной программы подготовки специалистов-психологов и решает задачи формирования систематизированных знаний в области теории, методологии и практики социальной психологии; формирование диагностических и исследовательских навыков на основе применения полученных знаний в процессе выполнения курсовой работы.

При составлении методических рекомендаций были использованы учебные пособия для высших учебных заведений и методические материалы высших учебных заведений, выпускающих специалистов квалификации «психолог», «преподаватель психологии».

Рекомендуется для студентов всех форм обучения


 

Тема 1. Предмет социальной психологии,

 

Социальная психология, возникнув на стыке наук – психологии и социологии, до сих пор сохраняет свой особый статус. И каждая из родительских дисциплин включает в себя ее в качестве составной части. Главной причиной этого является существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий психологии и социологии.

С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический аспект, ибо общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимоотношения и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического и социального знания. Все это создает трудности определения предмета социальной психологии и выявлении круга ее проблем.

Е.С. Кузьмин на страницах коллективной монографии «Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования» (ЛГУ, 1979) заявил, что предмет социальной психологии очерчивается довольно четко. Однако анализ учебной и монографической литературы последних трех десятилетий показывает, что четкости в определении предмета социальной психологии нет до сих пор.

Г.М. Андреева пишет, что предмет социальной психологии определялся в основном тремя подходами. Сторонники первого подхода – социологи – понимали социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». Большинство социологов трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии. Т.е. социальная психология – наука об этой общественной психологии.

Сторонники второго подхода, напротив, считали предметом исследования социальной психологии личность.

Приверженцы третьего подхода рассматривали социальную психологию как науку, изучающую и массовые психологические процессы, и положение личности в группе.

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует изменения психической деятельности людей в социальной группе под влиянием взаимодействия; особенности этих групп; психическую сторону процессов общества.

А.К. Уледов подчеркивал динамический характер объекта социальной психологии – присущие социальным группам общества массовидные психические процессы, состояния, качества и т.д., общественно-психологические отношения. По сути, это – социальный подход, но определения объекта в нем не дано.

В.Вичев (Болгария) объектом социальной психологии объявил социальную психику. Отечественный исследователь Руденский Е.В. дает определение социальной психики как функциональной динамической системы общества, которая формируется в процессах общения людей, больших и малых групп и реализует основную для их жизни и развития задачу – управление совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях.

Наиболее широко предмет социальной психологии представлен в работах Б.Д. Парыгина: социальная психология личности; социальная психология общностей и общения; социальные отношения; формы духовной деятельности.

Д. Майерс (США) утверждает, что социальная психология – это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Социальная психология стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в методах по сравнению с другими областями социологии. Она менее сосредоточена на различиях между индивидами и более – на том, как люди, в общем, оценивают друг друга и влияют друг на друга, чем психология личности. По мнению Майерса, социальная психология – экзогенная наука; она выявляет, как социальные условия влияют на поведение. Существует много различных точек зрения на природу человека, каждая из которых имеет свой собственный набор вопросов и ответов. Эти взгляды являются взаимно дополняющими и не противоречащими друг другу.

В основе разрабатываемого Шибутани (США) варианта социальной психологии лежит понятие символического взаимодействия (интеракционизм). Шибутани отправляется от общества и его установлений, но макросоциология классов, общественно-исторических формаций экономических и политических институтов заменена микросоциологией контактных групп и контактных отношений. Человек в групповом контексте – предмет изучения социальной психологии с точки зрения Шибутани.

Социальная психология стала независимой наукой отчасти потому, что специалисты разных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы. Психологи обнаружили, что они не могут объяснить некоторых наблюдаемых фактов восприятия и мышления. Социологи не имели удовлетворительного объяснения того, каким образом поддерживаются и изменяются групповые структуры. Антропологи нашли, что некоторые из их обобщенных описаний культуры кажутся пустыми и безжизненными, пока не принимаются в расчет личные переживания участников. Психиатры были вынуждены внимательно отнестись к альтернативным теориям поведения, когда терапевтические меры, основанные на прежних взглядах, оказались неадекватными. Подобные трудности заставили осознать то, что должно было бы быть ясно с самого начала: люди всегда живут в группах и подавляющее большинство их поступков связано с прошлым, настоящим или будущим поведением окружающих. Социальная психология, имея столь разные источники, страдает от противоречий.

При всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей – предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психологических явлений.

Относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции:

1. социальная психология – часть социологии;

2. социальная психология – часть психологии;

3. социальная психология – наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам стык понимается двояко: а) она отторгает определенную часть, как у психологии, так и у социологии; б) она захватывает область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

В современном обществе приложение социально-психологических знаний осуществляется в различных сферах науки и практики. Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, в период существования социалистического строя, породила и новую проблематику.

Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность – все это явления, присущие любому типу общественных организаций. Однако, во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям – все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован, в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества социальных проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих в современной России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), к проблемам психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности)... Общество диктует проблемы социальной психологии, и долг социального психолога – уметь выявить эти проблемы.

Кроме общетеоретических проблем, встают и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований (анализ конфликтных ситуаций разного уровня, массовых информационных процессов). Появляются и новые возможности для деятельности социального психолога-практика задачи (социально- психологическая поддержка населения, защита личности от манипуляций, социальная реабилитация людей, пострадавших от стихии, локальных военных конфликтов, терроризма).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.