Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические ориентации современной социальной психологии




Тема 2. История формирования социально-психологических идей.

Вопросы для повторения

1. Общая психология и социология как дисциплины – «прародительницы» социальной психологии.

2. Отсутствие единой трактовки предмета социальной психологии в современной психологической и социологической литературе.

3. Эволюция представлений о предмете социальной психологии.

4. Определение круга проблем, изучаемых социальной психологией, и основные точки зрения на ее предмет.

5. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами.

6. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.

 

 

«Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп» (словарь).

Возникновение социальной психологии относят к началу ХХ века, но она имеет длительную предысторию. В истории социальной психологии можно выделить три периода:

- период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н.э. – середина ХIХ века);

- период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знаний (50-60 годы XIX века – двадцатые годы ХХ века);

- период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (двадцатые годы ХХ в.) и ее современного развития.

Этапы развития социальной психологии как науки: описательный (феноменологический); объяснительный; эмпирический, а также практического использования и прогнозирования.

Социальная психологии первоначально как бы существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез – социальная психология (Г.М. Андреева).

Б.Д. Парыгин предлагает различать эмпирические предпосылки социальной психологии (как результат не только стихийного и неосознанного поведения, но и сознательной духовно-практической деятельности людей); философские истоки и предпосылки; предпосылки социально-психологической теории в системе наук о человеке.

К эмпирическим предпосылкам социальной психологии относят:

- стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;

- ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых социальных групп;

- опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально-приемлемых установок и ценностных ориентаций;

- опыт использования искусства в формировании эмоционального поля религиозных действ, позволяющих наиболее эффективно осуществлять воздействие на личность;

- опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатываются приемы суггестивного воздействия на аудиторию;

- культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга и психорегуляции.

К философским предпосылкам социальной психологии принадлежат:

- идеи Платона (которого Г. Олпорт считал родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

- идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;

- социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни в работах Аристотеля, Т. Гоббса, П. Гассенди, Б. Спинозы, Д. Локка, Ж.Ж Руссо;

- концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;

- философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности (Л. Фейербах);

- теория исторического развития в работах Гегеля;

- научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.) в трудах русских философов – В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева

- социально-психологический анализ положения русского крестьянства в работах социолога Н.К. Михайловского

- другие философские идеи, теории, концепции

Предпосылки социально-психологической теории в системе наук о человеке, по мнению С. Сэрджента (США), подготовлены четырьмя школами:

- школой социальной философии (Платон, Монтескьё, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо);

- школой социальной антропологии (М. Лазарус, Г. Штейнталь, В. Вундт);

- школой английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.);

- школой ранней социологии (О. Конт, Э. Дюркгейм).

Вклад других наук о человеке, в становление социальной психологии:

- антропологии (Э. Тейлор);

- археологии (Л.Г. Морган);

- этнографии (Л. Леви-Брюль);

- общей психологии (В. Болдуин, В. Макдугалл, Т. Рибо);

- психиатрии (И.И. Мечников);

- биологии (Ф. Гольцендорф, Л.И. Перажицкий)

Особую роль сыграло развитие социологии и психологии. К началу ХХ века возникли социальные ориентации в объяснении психологических явлений и психологические – в объяснение социологических.

Первые формы собственно социально-психологического знания не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии той эпохи. Эти концепции создавались в недрах философского знания, были спекулятивны, умозрительны и социальная психология приобрела характер крайне описательной дисциплины.

Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяются три, наиболее значительные: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

Критерием их различия является способ анализа взаимоотношений личности и общества. Признание примата личности реализовано в психологии масс и теории инстинктов социального поведения. Признание примата общества – в психологии народов.

Психология народов признает субстанциональное существование "сверхиндивидуальной души", подчиненной "сверхиндивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Специфика образования нации в Германии связанная с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель отражалась в ряде теоретических настроений немецкого обществоведения той эпохи. Она оказала влияние и на психологию народов.

Теоретические источники психологии народов: философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психология Г.Ф. Гербарта (в области абстрактного мышления это – чистый интеллектуализм, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична). Создатели теории психологии народов – философ М. Лазарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 году основан журнал "Психология народов и языкознание", где опубликована их статья "Вводные рассуждения о психологии народов". Основное содержание ее сводилось к тому, что главная сила истории – народ, или "дух целого", индивидуальное сознание – лишь его продукт, звено некоторой цепи психологической связи. Задача социальной психологии – "познать психологически сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа" (цит. по Г.М. Андреевой).

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые эти свои идеи Вундт сформулировал в 1863 году в "Лекциях о душе человека и животных". Основное развитие идеи он изложил в 1900 году, в первом томе задуманного им десятитомного труда по психологии. Психология, по его мнению, должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология, с точки зрения В. Вундта, является экспериментальной дисциплиной. Но эксперимент не пригоден для исследования высших психологических процессов – речи и мышления. Поэтому в психологии народов должны применяться иные методы (анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев). В его варианте психология народов закреплялась как описательная дисциплина, не претендующая на открытие законов.

В России – идеи психологии народов развивал лингвист А.А. Потебня.

Несмотря на различие в подходах Лазаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей. Психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа; нечто кроме индивидуального сознания, характеризущее психологию группы, индивидуальное сознание в определенной степени задается групповым. Поэтому должен быть, как минимум, специальный раздел науки, который будет заниматься этими проблемами, применяя особые исследовательские методы.

Психология масс дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Теория родилась во Франции, во второй половине XIX века. Истоки ее - в концепции подражания Г. Тарда, считавшего, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме идеи подражания. Официальная интеллектуалистически ориентированная академическая психология, по его мнению, пытается объяснить поведение, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении.

Создатели психологии масс – итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле, в основном, опирался на изучение уголовных дел и роль аффективных моментов в совершении преступлений. Лебон уделял внимание противопоставлению масс и элит общества. Первая публикация теории относится к 1985 году ("Психолгия народов и масс"). Суть концепции Лебона: всякое скопление людей – "масса", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе (Г. Лебон, 1896):

- обезличивание (приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций);

- резкое преобладание роли чувств над интеллектом (приводит к подверженности различным влияниям);

- вообще утрата интеллекта (приводит к отказу от логики);

- утрата личной ответственности (приводит к отсутствию контроля над страстями).

Вывод, который следует из описания этой картины поведения: масса всегда неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может играть элита. Основанием вывода были проявления массы в ситуации паники.

Социальная окраска этой теории. Конец XIX века отличался многочисленными массовыми выступлениями и вошел в историю как "эра толпы", когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается иррациональным воздействиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя его как иррациональное поведение масс.

Теоретическое значение психологии масс оказывается двойственным: с одной стороны, поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, с другой стороны, оно ни как не обосновывалось. С одной стороны, признавался примат общества (формально), но само общество произвольно сводилось к "толпе". Серьезного значения для судеб социальной психологии «Психология масс» не имела, но проблематика, разрабатывания в рамках этой концепции и сегодня имеет большой практический интерес.

Теория инстинктов социального поведения. Ее автор – англо-американский психолог В. Макдугалл (1871-1938), чей труд "Введение в социальную психологию", изданный в 1908 году, является официальной точкой отсчета истории социальной психологии как самостоятельной науки (именно в этом году и социолог Э. Росс выпустил книгу "социальная психология").

Основной тезис теории Макдугалла: причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Это реализация его принципа стремления к цели, свойственного и животным и человеку. В противовес бихевиоризму, трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул, он называл свою психологию "целевой", или "гормической". С греческого "гормэ"– стремление, желание, порыв. У Макдугалла гормэ – движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение – "реализуется в качестве инстинктов", позднее "склонностей".

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенной психофизической предрасположенности – наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются, главным образом, эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический характер в виде пар инстинктов и соответствующих им эмоций:

- инстинкт борьбы – гнев, страх

- инстинкт бегства – чувство самосохранения

- инстинкт воспроизведения рода – ревность, женская робость

- инстинкт приобретения – чувство собственности

- инстинкт строительства – чувство созидания

- стадный инстинкт – чувство принадлежности

Из инстинктов в этой теории выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы, война.

Несмотря на огромную популярность, роль идей Макдугалла в истории науки – отрицательная. Интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала существование иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и всего человечества. Поэтому преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления социальной психологии.

Положительное значение этих трех теорий в том, что

- были выделены и четко поставлены важные вопросы о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения;

- с самого начала их авторы искали подходы к решению поставленных проблем с двух сторон: со стороны психологии и социологии;

- первые социально-психологические концепции оказались слабы, ибо не опирались на исследовательскую практику, являлись рассуждениями в духе старых философских построений, их критика служила развитию науки.

Отечественная социальная психология, возникнув и начав бурно развиваться на рубеже веков, практически исчезает как область психологического знания с 30-х до 60-х годов двадцатого века. Социальные психологи, стремясь применить марксизм к анализу массовых психологических явлений и начав осмысление методологических проблем своей науки, оказались в конкурентных отношениях с идеологией, которая опиралась на политические, а не на научные основания. В результате, именно социальная психология оказалась в числе первых в ряду общественных наук подвергнутых депривации.

Дореволюционная отечественная социальная психология была представлена идеями Н.А. Бердяева, В.М. Бехтерева, А.А. Богданова, Н.К. Михайловского, Г.В. Плеханова, М.А. Рейснера и др. При всем различии их позиций в отношении к марксизму, всем им было присущи: прекрасное знание социальной психологии, трудов Г. Тарда, Г. Лебона, французской социологической школы, социально-филисофская эрудиция. Если Плеханов со своим вариантом "бархатного" марксизма, в отличие от "кровопролитного" ленинского, оказался "под чертой" отечественной социальной психологии Бердяев – вообще за чертой общества, то В.М. Бехтерев перешагнул черту, отделявшую дореволюционную науку от советской.

Основным предметом и теории и эмпирического исследования в двадцатых годах ХХ века являлись коллективы и их эндогенная и экзогенная природа. Авторами целостных оригинальных теорий стали Г.В. Плеханов, В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, оказавшие огромное влияние на последующее развитие отечественной психологии. В центре каждой из этих авторских концепций оказались разные, но важнейшие для социальной психологии вопросы. В концепции Плеханова это вопросы методологии социальной психологии. В рефлексологии Бехтерева это методологическая проблема соотношения социального и биологического, стремление раскрыть механизмы социальной детерминации психики одновременно адекватным ее биологической, психофизиологической, рефлекторной, природе способом и теоретическая проблема определения личности и коллектива. В теории и практике Макаренко был представлен первый вариант практической социальной психологии как социальной педагогики, теория коллектива, воплощенная в практику.

В.М. Бехтерев одним из первых в конце ХIХ – начале ХХ века выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека, междисциплинарного взаимодействия физиологии, анатомии, педагогики, психологии в организации, проведении исследования; анализа и осмысления на основе единой концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром, в широком природном и социальном контексте. Он разрабатывал новые отрасли рефлексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии труда, коллективной рефлексологии. В коллективной рефлексологии Бехтерев выделяет 23 универсальных закона, действующих, по его мнению, в неорганическом мире, в природе и в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, законы тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, непрерывного движения и изменчивости, и т.д. На основе физических законов Бехтерев пытался дать объяснение таким сложным социальным процессам как развитие и преемственность культурных традиций образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений и т.д.

В.М. Бехтерев первым в отечественной социальной психологии дал определение предмета, задач и методов социальной ("общественной") психологии, предпринял попытку разработать ее теоретические основы. Он обосновал принципы и предложил классификацию методов социально-психологического эмпирического исследования; в их числе статистический метод разработал учение о коллективе, понимая его предельно широко и подразделяя коллективы (или группы) на организованные и неорганизованные, различающиеся по уровню сплоченности. В противоположность взглядам Тарда, Лебона, Михайловского Бехтерев подчеркнуто дифференцирует понятия "организованная общность" и "толпа". Вопросы общения, взаимного психического влияния людей занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте Бехтерева. Общение у него выступает как средство объединения людей в группы, условие социализации личности. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения, подражания и внушения.

Начало ХХ века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официально оформлены в это время – программа В. Мёде в Европе и программа Ф. Олпорта в США, в них сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.

Основное развитие экспериментальная социальная психология получила в США, благодаря бурному развитию капиталистических форм в экономике, стимулировавших практику прикладных исследований и заставлявших социальных психологов перейти к актуальной социально-психологической проблематике, особенно в условиях экономического кризиса.

В теоретическом плане происходило преодоление старой традиции в форме критики концепции Макдугалла как наиболее слабой в социальной психологии. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория. Социальная психология стала опираться на сформулированные в них идеи. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, опиравшийся на строгий эксперимент.

Основным объектом избрана малая группа. Благодаря этому, с одной стороны, социальная психология набрала силу как научная дисциплина. Проведены многочисленные исследования в области малых групп, разработаны методики, которые вошли во все учебники как классические; накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований.

С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их во "флюс" социальной психологии, а проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологии, оказалось практически исключенной из анализа. Вместе с критикой первых концепций анализа этих явлений, были "сняты" и сами проблемы.

Это привело к тому, что в середине ХХ века резко возросли критические тенденции в социальной психологии, и оживился интерес к теоретическому знанию. В этот период возрастает интерес к необихевиоризму неофрейдизму, когнитивным теориям и интеракционизму. Первые три ориентации имеют психологические, четвертая – социологические источники.

Бихевиоризм (ныне необихевиоризм) в социальной психологии представлен двумя основными направлениями: Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма) и К. Холла (введение идеи переменных промежуточных). В рамках последнего разработаны теории фрустрации – агрессии (Н. Миллер и Д. Доллард), модели диадического взаимодействия (Дж. Рибо и Т. Келли) характерным для них является использование аппарата математической теории игр. Идеи социального обмена (Д. Хоманс) разрабатываются обособленно.

Центральной является идея подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания – награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции). Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинного научного исследования с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек – большинство работ выполнено на животных.

Однако сама стратегия исследования основана на принципиальной позиции бихевиоризма (почти исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому в бихевиоризме меньше всего реализован социальный контекст.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии как бихевиоризм. Ряд попыток социально-психологических теорий: (Э. Фромм и Дж. Салливан) теории групповых процессов (Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л. Шутц). В этих теориях делается попытка рассматривать ряд процессов не в диадах, а в более многочисленных группах. Практика Т-групп, сложившаяся в этом течении, использует социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.

Тем не менее, все эти теории представляют так называемый рассеянный психоанализ, содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику (например, в работе А. Адорно «Авторитарная личность», использована идея о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма).

Психоанализ дал толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности.

Когнитивизм ведет начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Исходный принцип – рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответствия, в которых главным мотивирующим фактором поведения индивида является его потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. Таковы, например теория сбалансированных структур (Ф. Хайдер), теория коммуникативных актов (Т. Ньюком), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) и теория конгруэнтности (Ч. Осгуд и Т. Танненбаум), работы Д. Креч, Р. Крачфилда, С. Аша. В этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение личности как совершение поступков и действий ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека. Однако, абстрактное «соответствие», достичь которого стремится индивид, никак не связано с противоречиями реального мира.

Когнитивистская ориентация в настоящее время получает все более широкое распространение. В отличие от бихевиористской социальной психологии она особо подчеркивает роль и значение «менталистских» образований в объяснении социального поведения человека. Эта позиция проводится недостаточно последовательно, поэтому сам когнитивисткий подход попадает в сложный круг противоречий, подлинные проблемы активно действующего человека здесь не поставлены. Однако, внимание к проблемам рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивистскую ориентацию популярной в исследовании фундаментальных проблем социальной психологии.

Интеракционизм – единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация социальной психологии – основана на теории символического интеракционизма Г. Мида (его идеи развивал в чикагской школе Г. Блумер, в айовской – М. Кун), включает теори социальных ролей (Т. Сарбин), референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон), идеи социальной драматургии (Э. Гофман)

В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. В качестве ключевого вводится понятие «взаимодействия», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако их анализ подменяется констатацией взаимодействия. Широкий спектр подлинно социальных детерминант оказался исключенным из анализа. Индивид не включается в систему общественных отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая социологичность интеракционисткой ориентации оказалась в значительной степени внешней, и методологические проблемы «социального контекста» остаются в исследованиях нерешенными.

Для американской социальной психологии характерным является теоретический эклектизм, который очевиден в практике экспериментальных исследований, когда переплетаются различные теоретические ориентации в рамках одного исследования. Многие экспериментальные работы по-прежнему игнорируют теорию. Это свидетельство кризиса в социальной психологии.

Важной чертой современного развития социальной психологии на западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти тенденции развиваются как среди американских и канадских исследователей, так и среди их коллег в Западной Европе.

Особое значение приобретают усилия европейских социальных психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии, проводящей идею необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы (А. Тэшфел, С. Московиси).

А. Тэшфел (Великобритания) видит выход из кризиса на путях введения в проблематику социально-психологических межгрупповых отношений. Его теория социальной идентичности раскрывает социальную обусловленность осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире.

С. Московиси (Франция) – автор теории «социальных представлений» и общего анализа состояния социальной психологии, в частности, американской, подчиняется идее большей социологизации, отступления от канонов индивидуальной психологии, усиления социальности. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на них – вот кредо С. Московиси и европейской школы социальной психологии.

Такая постановка проблемы представляется наиболее близкой традиционным позициям этой науки в нашей стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 4503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.