Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и специфика родов литературы




РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Наиболее убедительная теория происхождения литературных родов* была выдвинута А.Н. Веселовским, исследовавшим обширный фактологический материал различных национальных культур. Ученый доказывает, что первобытное искусство было синкретическим (греч. synkretismos соединение – слитность, нерасчлененность, характеризующие состояние какого-либо явления) и представляло собой «сочетание ритмованных, орхестрических (танцевальных) движений с песней-музыкой и элементами слова»*. Это искусство А.Н. Веселовский называет песней-игрой, отмечая, что это действо пелось и игралось единовременно многими людьми, т.е. хором. Как отмечает А.Н. Веселовский, «поводы к появлению хорической поэзии, связанной с действом, даны были условиями быта: война и охота, моления и пора полового спроса, похороны и поминки и т.п.» (161).

«Представим себе организацию хора: запевала-солист, он в центре действия, ведет главную партию, руководит остальными исполнителями. Ему принадлежит песня-сказ, речитатив, хор мимирует ее содержание молча либо поддерживает корифея повторяющимся лирическим припевом, вступает с ним в диалог» (201). С появлением и развитием самосознания отдельной личности древнейшие формы искусства разрушаются, уступая место новым. Так из речитатива запевалы выросли эпические повествования, из партии хора выросла лирическая поэзия, из принципа хорового действа (обмена репликами) выросла драма. И эти процессы образования новых форм происходили не стадиально, а единовременно.

К тому времени, когда литература осознает себя отдельным искусством, складываются и ее основные родовые формы. Аристотель говорит о разных способах подражания действительности в искусстве слова: «подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается самим собою, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных»**. По сути, он и говорит об эпике, лирике и драме. Сами названия родов литературы идут из греческого языка: epos - слово, повествование, lirikos - произносимый под звуки лиры, drama - действие.

На специфику родов литературы проливает свет теория речи, разработанная в 1930-е годы немецким психологом и лингвистом К. Бюллером, который утверждал, что любое высказывание (речевой акт) имеет три аспекта: сообщение о предмете речи, экспрессию (выражение эмоционального отношения к предмету речи) и апелляцию (обращенность речи к чьему-то сознанию). Эти три аспекта речи универсальны и присущи любому речевому акту, в том числе и художественной литературе как искусству слова. Очевидно, что в эпике доминирует сообщение, в лирике – экспрессия, а в драме – апеллятивность. Поэтому ведущей стратегией художественного высказывания в эпике является повествование, в лирике – медитация (лат. meditatio – обдумывание, размышление), в драме – диалог (подробнее о специфике различных способов художественного высказывания и субъектов художественного высказывания смотри раздел «Субъектная организация» в главе «Строение художественного произведения»).

В эпике изображается картина жизни или события и вписанные в нее герои (с их действиями, внешностью, сознанием и т.п.). В лирике мир изображается преимущественно изнутри воспринимающего сознания, то есть изображаются не столько сами события, сколько эмоциональная, ментальная и т.п. реакция на них. В драме мир изображается в столкновении или соотношении страстей, чувств, воль, характеров и кругозоров героев.

Оформляясь как роды литературы, эпика и драма пошли по пути четкого разграничения автора и героя как различных субъектов сознания и объективации героя в качестве «другого» по отношению к автору. В лирике же герой не объективирован, вследствие чего в наивном сознании он зачастую отождествляется с автором, что совершенно некорректно и недопустимо. Субъектом сознания в лирике может быть как повествователь (использование безличных форм), так и лирический герой, который маркируется в тексте различными формами личного местоимения «я». В любом случае сознание автора не равно сознанию лирического субъекта, хотя дистанция между ними может быть минимальной, но она всегда остается. Автор как бы ссужает лирическому субъекту свои мысли, чувства, идеи, эмоции, черты своей личности и биографии. Но при этом субъект в лирике остается художественным образом автора, но не самим автором, как, например, автопортрет в живописи. Дистанция между автором и лирическим субъектом более ощутима в ролевой лирике, когда в качестве лирического «я» выступает сознание, явно отличное от авторского (в стихах поэтов-мужчин, написанных от лица женщины или от лица человека другого, чем автор, социального класса, кругозора, психологического склада и т.п.).

Помимо «чистых» (односоставных) родовых форм существует еще и смешанный тип (двусоставный) – лиро-эпика. Этот род литературы сочетает признаки эпики (повествовательность) и лирики (медитативность).

Деление литературы на роды не совпадает с членением на поэзию и прозу. Каждый из родов литературы включает в себя как стихотворные, так и прозаические произведения, например, роман в стихах или стихотворения в прозе; драмы, поэмы могут быть и стихотворными, и прозаическими. Деление на поэзию и прозу имеет в виду различие способов оформления речевого материала прежде всего с точки зрения ритма, а деление на роды литературы основывается на формально-содержательных особенностях строения литературных произведений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.