Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Большие и малые формы




В отношении родов литературы можно говорить еще и о делении на большие и малые жанровые формы, хотя в обыденном сознании существует представление о делении литературных произведений на большие, средние и малые формы (по критериям объема), например, в эпике - роман, повесть, рассказ. Однако критерий объема по существу трудно установим и к тому же практически не имеет прямого отношения к поэтике. Большие и малые формы различаются не на основе объема, а на основе стратегии художественного мышления.

В больших формах дается цельная картина общей жизни, в силу чего объем произведения и оказывается большим. Здесь действует центробежная стратегия: из многих отдельных ситуаций и сюжетных линий складывается общая панорама жизни. Как полагают ученые, многие эпические сказания древности складывались из малых форм (национальных преданий, саг, легенд).

В малых формах в центре оказывается не картина жизни, а событие, которое обычно как-то меняет сложившийся уклад жизни. Здесь действует центростремительная стратегия: изображаются не множество событий и ситуаций, а одна или несколько, уплотняется пространство, время и число действующих лиц. Если событийных центров в произведении оказывается достаточно много, то оно тяготеет к изображению картины жизни и, соответственно, к большой форме.

Все четыре рода литературы (эпика, лирика, лиро-эпика, драма) имеют свои жанровые формы. Любое художественное произведение представляет собою жанрово-стилевое единство. Стиль в произведении – это то, что уникально и неповторимо, жанровая же специфика неизменна. Жанр – повторяющееся на протяжении истории развития литературы единство художественной структуры, предполагающее определенный способ оформления определенного содержания.Работы М.М. Бахтина и его последователей привели к пониманию того, что любой жанр – это не только определенная структура текста, но и определенный тип дискурса (взаимодействие автора, героя и читателя), предполагающий свою коммуникативную стратегию.

 

ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВО ВСЕХ РОДАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературный цикл (греч. kyklos – круг, колесо) - объединение небольших по объему произведений (рассказов, стихотворений или драм), представляющее собой художественное целое. К числу обязательных признаков цикла относятся: заглавие, данное автором; определенное число и последовательность текстов в цикле; устойчивость текста в нескольких изданиях.

Различают авторские циклы (первичные) и неавторские (вторичные, созданные редакторами или читателями). Как отмечает М.Н. Дарвин, «целостность той или иной циклической формы вторична по своему происхождению и создается как бы на основе первичной целостности составляющих цикл художественных произведений. […] Целостность цикла находится в прямой зависимости от степени структурной автономности составляющих его элементов, а его единство следует рассматривать как единство противоположностей, характеризующееся действием как центростремительных, так и центробежных сил. […] Отдельное произведение как бы одновременно работает как на образование целостного контекста, так и на его разрушение. Иначе говоря, в известном смысле отдельное произведение в цикле способно как «собирать» смысл целого, так и «рассеивать» его. […] Поэтому в циклической художественной форме важна не столько подчиненность части целому, сколько сама взаимосвязь этих частей. […] циклическая форма – это форма, пересеченная смыслами, возникающими на границах отдельных произведений, пронизанных идеей целого и воссоздающих художественный динамический образ этого целого»*.

Пародия (греч. parodia – пение наизнанку) – литературный жанр, где в сниженном, смеховом ключе изображаются известные мифологические или литературные сюжеты, герои, явления действительности или имитируется поэтика какого-либо литературного направления, школы, жанра, стиля писателя (сатирова драма, ирои-комическая поэма, пародийные стихотворения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.