Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Инновационные стратегии предприятия




 

В условиях рыночной экономики руководителю не достаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за изменениями технологии и планировать ее внедрение на своем предприятии, чтобы не отстать от конкурентов. Поэтому особое внимание уделяется разработке инновационной стратегии предприятия.

 

Понятие и виды инновационных стратегий

 

Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Стратегии направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:

· продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

· функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

· ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

· организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).

Это специальные инновационные стратегии.

Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.

Инновационная стратегия предусматривает достижения:

1. Внутренней цели организации – эффективного распределения и использования ресурсов, а также возможности приобретения в новых отраслях или выход из неприбыльных отраслей.

2. Адаптация к внешней среде, т.е. задача приспособления к внешним, изменяющимся условиям.

Классификация типов конкурентного поведения

 

Основной задачей менеджера является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения ряд методических наработок и практический опыт.

В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида.

- Виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;

- Патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

- Эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;

- Коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 8).

Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:

1) составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции, отрасли, рынка;

2) по установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (табл. 2);

3) проводится анализ морфологического описания и с использованием таблицы 1 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.

Таблица 8

Характеристики предприятий по типу инновационного

поведения

 

Типы Виоленты Патиенты Эксплеренты Коммутанты
  Львы, слоны и бегемоты Лисы Ласточки Мыши
1. Уровень конкурен-ции Высокий Высокий Высокий Низкий
2. Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Зрелые
3. Какие потребнос-ти обслужи-вает Массовые и стандарт-ные Массовые, но не стандарт-ные Инновацион-ные Локальные
4. Профиль производ-ства Массовое производство Специали-зированное производство Эксперимен-тальное производство Мелкое производство
5. Размер компании Крупный Крупный и средний Средний и мелкий Мелкий
6. Устойчи-вость компании Высокая Высокая Низкая Низкая
7. Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
8. Издержки Высокие Средние Высокие Низкие
9. Качество продукции Среднее Высокое Среднее Среднее
10. Тип НИОКР Улучшающий Приспособ-ленческий Прорывной Отсутствует

 

Инновационная стратегия должна быть согласованна со стратегией развития предприятия. Приведенная в таблице 9 матрица, при выборе стратегии учитывает конкурентную позицию и инновационный потенциал промышленного предприятия.

Конкурентная позиция Лидер 1.Вертикальная интеграция 2.Горизонтальная интеграция 3.Развитие рынка
Сильная 4.Сокращение производства 5.Горизонтальная диверсификация 6.Захват рынка
Слабая 7.Отторжение рынком 8.Развитие продукта 9.Концентрическая диверсификация
Аутсайдер 10.Ликвидация предприятия 11.Совместное предприятие 12.Конгломеративная диверсификация
  Низкий Средний Высокий
Инновационный потенциал
 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.