Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допрос потерпевшего и свидетелей в уголовном процессе 2 страница




С этой точки зрения свидетель лжет, так как он нарушает общественные соглашения, распространяемые на ситуации, в которых обманное действие есть социальная необходимость. В данном случае такого соглашения нет, поэтому умалчивание можно считать ложью. С этой же позиции обманное действие врача, искажающего картину болезни пациента, будет, скорее, обманом, но не ложью, так как оно имеет нормативный характер. В то же время, если близкий родственник больного, который по собственной инициативе решил его подбодрить, сообщит ему слово в слово ту же информацию, что и врач, то его действия можно определить как лживые, поскольку они не имеют нормативного характера.

У понятия «ложь» существует явная негативная презупмция, то есть люди, которые лгут или называются лжецами, – преступники по определению. Всегда ли справедливо называть человека «преступником», когда он лжет? Свидетелем, возможно, движет страх и стремление обезопасить свою жизнь, и в таком случае он не столько лжив, сколько труслив, а человек, сообщающий больному, что тот скоро поправится, имеет совсем не злонамеренные, а, скорее всего, самые добрые и благородные помыслы. Поэтому еще одним параметром, предложенным профессором Д. Дубровским, с точки зрения которого необходимо рассмотреть обманное действие, является то, какую цель преследует последнее – злонамеренную или добродетельную.

 

9. Допрос малолетних свидетелей и потерпевших

 

Допрос малолетних свидетелей регламентируется ст. 159 УК РФ. При допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя – и при допросе свидетелей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, присутствует педагог. В случае необходимости вызываются также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники.

Перед началом допроса этим лицам разъясняются их права и обязанности, что отмечается в протоколе допроса. Указанные лица присутствуют при допросе и могут с разрешения следователя задавать свидетелю вопросы. Следователь вправе отвести заданный вопрос, однако он должен быть занесен в протокол. По окончании допроса его участники своей подписью подтверждают правильность записи показаний.

Ст. 159 УК РФ устанавливает лишь особенности допроса малолетних (лиц в возрасте до 14 лет) и других несовершеннолетних свидетелей. В целом же допрос ведется по правилам ст. 158 УК РФ. В частности, ч. 3
ст. 158 УК РФ предусматривает порядок разъяснения необходимости давать правдивые показания. Педагог должен присутствовать при допросе свидетеля, достигшего 14 лет, в тех случаях, когда у последнего имеет место отставание в развитии или он замкнут. Права и обязанности педагога, порядок его приглашения, участия в допросе и круг лиц, вызываемых в этом качестве, содержатся в комментарии к ст. 397 УК РФ. (При допросе малолетних понятие «педагог» включает в себя и воспитателей дошкольных учреждений.)

Законные представители и иные близкие родственники вызываются, чтобы помочь установить контакт с допрашиваемым и обеспечить его законные интересы. Близкие родственники, фактические воспитатели, не являющиеся законными представителями, вызываются лишь при отсутствии последних.

В ст. 159 УК РФ говорится о законных представителях или иных близких родственниках во множественном числе. Это, однако, не означает, что допускается присутствие при допросе двух или нескольких из них. Это помешало бы правильному ведению допроса. Вопрос о том, кто именно должен присутствовать, решает следователь. Если имеются данные о том, что кто-либо из названных лиц советует несовершеннолетнему дать ложные показания либо находится с ним в отношениях, которые могут стеснить последнего (например, из страха побоев), то такие лица вызываться не должны.

При отсутствии или отказе явиться по вызову законных представителей, других близких родственников, фактических воспитателей, могут вызываться представители органа опеки и попечительства. Законному представителю (близкому родственнику, фактическому воспитателю) разъясняются обязанности являться по вызовам, не разглашать данные расследования, оказывать содействие в получении правдивых показаний. Ему разъясняется также, что он вправе при прочтении протокола сделать замечания о ходе допроса, подлежащие внесению в протокол, и просить об уточнении или дополнении записи показаний. Обсуждаются сделанные замечания в отсутствие допрашиваемого.

При отклонении просьбы о внесении изменений в протокол содержание замечаний фиксируется перед подписью законного представителя (близкого родственника, фактического воспитателя). При отсутствии замечаний перед подписью может быть сделана примерно следующая запись: «Протокол прочитан лично. Содержание протокола соответствует данным показаниям. Замечаний по ходу допроса нет».

Участникам допроса разъясняется перед его началом, что наводящие вопросы, а равно вопросы, которые могут нанести ущерб правильному воспитанию несовершеннолетнего, не допускаются. Одновременно выясняются их соображения об особенностях психологии допрашиваемого.

Специальные термины должны разъясняться следователем в понятных для допрашиваемого выражениях. Они точно фиксируют многие детали, но в то же время не всегда могут передать общую картину события, если она выходит за рамки их интересов и представлений. Надо учитывать также внушаемость указанных лиц и склонность их к фантазированию. Поэтому при допросе малолетних дошкольного возраста (3 – 7 лет), а во многих случаях и младшего школьного возраста (7 – 12 лет) вопросы, относящиеся к делу, ставятся после длительных действий по установлению контакта с ними. Существенные вопросы не выделяются из числа других, не показывается заинтересованность в получении ответа на них. Постановка отдельных вопросов может быть поручена педагогу, родителям в присутствии следователя.

Обсуждение вопросов, не имеющих отношения к делу, но интересующих малолетнего (с тем, чтобы установить контакт), в протоколе не фиксируется. При оценке показаний малолетнего существенное значение имеют данные о том, обсуждались ли ранее в его присутствии обстоятельства, которые впоследствии стали предметом допроса, не расспрашивали ли его другие лица по поводу этих обстоятельств, не подсказывали ли ему ответов и что он рассказал сам. Гладкость, заученность показаний, употребление не свойственных данному возрасту оборотов, противоречивость сведений, сообщенных при свободном рассказе и при ответах на вопросы, могут свидетельствовать о том, что показания даются под чьим-то влиянием.

Несовершеннолетние относительно быстро утомляются, у них рассеивается внимание, в связи с чем необходимы перерывы в допросе. Для правильной оценки их показаний целесообразно фиксировать последовательность и содержание заданных вопросов, использовать стенографическую или звуковую запись.

Об экспертизе способности лица правильно воспринимать определенные обстоятельства и давать о них показания требуются дополнительные данные. По делам, по которым показания несовершеннолетних или малолетних свидетелей могут играть решающую роль, относительно особенностей методики допроса и учета индивидуальных особенностей психики допрашиваемого следует получить консультацию у психолога, специализирующегося в области детской психологии.

Существенную роль для полной, объективной, всесторонней оценки таких показаний может играть назначение психологической экспертизы. Для того чтобы выяснить, не могли ли возрастные и индивидуальные особенности личности создать неустранимые сомнения в достоверности сообщаемых фактических данных, типовой вопрос о способности свидетеля правильно воспринимать определенные обстоятельства и давать о них показания целесообразно детализировать.

 

10. Психология следственного эксперимента

 

Следственный эксперимент – это самостоятельное следственное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств. Содержанием его выступает производство различных опытов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях.

Психологическое своеобразие следственного эксперимента обусловлено тем, что он представляет собой типичный образец реального динамического моделирования обстоятельств исследуемого события или отдельных его моментов. Сердцевиной следственного эксперимента являются опытные действия. Эксперимент характерен тем, что при его проведении воссоздается описанная кем-либо или предполагаемая следователем ситуация и проводятся заранее определенные опытные действия. При производстве следственного эксперимента следователь опытным путем проверяет свои сомнения в истинности сведений и доказательств, имеющихся в уголовном деле.

Принято выделять две группы следственных экспериментов. Можно описать виды следственных экспериментов таким образом:

– эксперименты, направленные на исследование психических процессов проверяемых лиц;

– эксперименты, направленные на исследование физических процессов, связанных с действиями людей и взаимодействием объектов.

В первом случае подтверждается возможность наличия или отсутствия того или иного психического состояния у лица, в другом, как правило, – возможность использования различных предметов в целях совершения преступления или способов его совершения.

Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно и неопровержимо свидетельствуют о возможности или невозможности определенного явления, события, факта, и опровергнуть их подозреваемому или обвиняемому очень трудно. Так, человек довольно крупной комплекции, обвиняемый в краже из магазина путем проникновения в помещение через форточку заявил на допросе, что совершил это преступление в одиночку, без соучастников. Был проведен следственный эксперимент. Все попытки обвиняемого проникнуть через форточку в помещение оказались безуспешными. И обвиняемый вынужден был признаться, что у него имелся соучастник, – несовершеннолетний, который по его просьбе проник через форточку в магазин и изнутри открыл ему дверь.

Как самостоятельное следственное действие с преимущественной активностью иных участников следственный эксперимент имеет определенную психологическую структуру производства.

Структура следственного эксперимента.

По структуре и характеру организации следственный эксперимент относится к наиболее сложным следственным действиям. Поэтому, прежде чем решать вопрос о его проведении, следует определить его целесообразность в конкретном случае.

Особое значение имеет вопрос об особенностях психологии участников следственного эксперимента и, в первую очередь, следователя.

Психология следователя обусловлена необходимостью:

– проверки возникших сомнений в достоверности показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых и получения доказательств, способствующих установлению истины по делу;

– проверки версий следователя и других участников процесса расследования в отношении механизма образования следов;

– оказания психологического воздействия на лиц, дающих ложные показания.

Психологическая направленность участников следственного эксперимента определяется:

– потребностью подтвердить правильность своих показаний и рассеять сомнения следователя;

– неосведомленностью о способе проведения этого следственного действия;

– надеждой на успешное выполнение опытных действий и подтверждение своих версий;

– наличием внимания и установки на восприятие каких-то фактов;

– наличием отношений временного сотрудничества со следователем в период производства эксперимента.

Итак, психология следователя и других участников детерминируется различными факторами и преследует различные цели. Объективность и результативность следственного эксперимента зависит от того, насколько полно учтены все факторы, могущие оказать влияние на эти результаты, и точно воспроизведены все обстоятельства изучаемого акта, явления. Цель эксперимента может быть достигнута только при сходстве условий проведения опытов с условиями, в которых происходило проверяемое действие или воспринималось какое-то обстоятельство.

Между тем очевидно, что возможность восприятия какого-то факта в подлинной (при совершении преступления) и инсценированной (при производстве эксперимента) обстановке далеко не всегда одинакова. На результаты следственного эксперимента оказывают большое влияние как соблюдение объективных факторов, так и различие в психическом состоянии воспринимающего в момент происшествия и при выполнении опытных действий. Поэтому необходимо согласиться с точкой зрения А.Р. Ратинова, который выделил в структуре следственного эксперимента следующие основные компоненты:

1. Моделирование объективных факторов.

2. Моделирование субъективных факторов.

3. Моделирование опытного действия, события или явления.

Моделирование объективных факторов. Для обеспечения правильных результатов следственного эксперимента необходимо достижение максимального сходства материальной обстановки и объективных условий экспериментального и проверяемого событий, что возможно, если следователь будет придерживаться разработанных криминалистикой тактических приемов производства данного следственного действия. Основными из таких приемов являются:

1. Проведение эксперимента на том же месте, где происходило исследуемое событие. При необходимости реконструируется обстановка в том или ином помещении, восстанавливается меблировка комнат и т. д.

2. Использование подлинных или сходных с ними предметов и материалов. Например, при проверке видимости какого-либо предмета в определенных условиях можно использовать и другой предмет, но аналогичный по форме, размеру, весу, окраске и т. д.

3. Проведение эксперимента при тех же внешних условиях, что и подлинное событие. Имеются в виду время года и суток, климатические условия, степень освещенности, звуковой фон и т. д.

Естественно, что не всегда возможно воспроизвести в точности указанные объективные факторы, но каждый из них должен быть учтен при оценке результатов эксперимента.

Моделирование субъективных факторов. Под моделированием субъективных факторов подразумевается воспроизведение всей психической деятельности (психических процессов и состояний) лица, непосредственно участвовавшего в совершении преступления.

Воспроизведение объективных факторов хотя и вызывает определенные затруднения, но все же в своей основе доступно следователю, в то время как воссоздание субъективных факторов зачастую является непосильной задачей. Никогда нельзя гарантировать, что при проведении эксперимента будут учтены и воспроизведены все необходимые психические состояния и процессы, имевшие место у проверяемых лиц в момент исследуемого события.

Поясним это на примере. В одной из комнат коммунальной квартиры обнаружен труп хозяйки комнаты с огнестрельным ранением головы. Выстрел – в упор. На полу – пистолет, неподалеку – стреляная гильза. Сосед по квартире был дома в момент убийства, но выстрела не слышал, так как в это время его посетила знакомая женщина и они слушали магнитофонную запись. Несмотря на плотно закрытые двери, работу магнитофона на полную мощность и исполнение самой громкой музыки, результаты эксперимента показали, – звук выстрела ясно слышен. Вывод о том, что сосед должен был слышать звук выстрела, явился бы серьезной уликой по делу, но этот вывод был бы правомерен, если бы в эксперименте удалось до точности воспроизвести физическое и психическое состояние человека в тот вечер, его настроение, переживания, направленность внимания и т. д. Ясно, что даже для одного и того же человека ни один самый обыденный момент его жизни не является простым повторением прошлого. При таком положении моделированию в следственном эксперименте поддаются только некоторые наиболее выраженные психические явления, да и то весьма приближенно.

Анализируя приведенный пример, необходимо коснуться вопроса о психологической готовности участников следственного действия к выполнению определенных опытов. Человек, в присутствии которого произошло то или иное событие, может вовсе не обратить на него внимания либо сделает это непроизвольно в силу занимательности, значимости, неожиданности, необычности происходящего.

Однако при проведении следственного эксперимента внимание участников сосредоточено на ожидаемом факте (выстрел в соседней комнате, появление «трупа» на дороге и т. п.), благодаря чему и восприятие их происходит полнее и качественнее. Все участники эксперимента должны отчетливо представлять себе цель опытных действий и свои задачи в период их проведения (где находиться, что делать, на что обращать внимание). Специалисты и понятые, кроме того, должны быть посвящены в план эксперимента, в содержание проверяемых версий и т. д. Все эти данные они получают из инструктажа, проводимого следователем при подготовке к осуществлению указанного следственного действия.

Инструктаж следователя, обстановка самого следственного действия, особая значимость ситуации, присутствие, кроме следователя, еще и ряда других лиц вызывают порой у участников эксперимента напряженное состояние, весьма отличное по своей психологической природе от того, в котором находился тот же человек в момент происшествия. Эмоциональный подъем, испытанный во время действительного события, может смениться подавленным состоянием или, наоборот, вместо растерянности наступит нервное возбуждение.

Известно, как влияют на результаты деятельности близкие к описанным явления – экзаменационный страх, эстрадное волнение, боязнь аудитории и прочие, когда люди, стремясь сознательно контролировать каждое свое действие, утрачивают легкость исполнения хорошо освоенных ими операций.

В подобных случаях необходимо, насколько это возможно при проведении следственного эксперимента, сделать обстановку менее напряженной, вывести человека из подавленного или слишком возбужденного состояния. В этих целях следователь осуществляет психологическую подготовку участников эксперимента.

Психологическая подготовка участников следственного эксперимента заключается в следующем:

– вызывается желание принять участие в эксперименте и стремление добиться успеха;

– путем психологического воздействия в форме тактических приемов моделируется состояние, имевшее место при расследуемом событии; следователь путем инструктажа и установления психологического контакта налаживает взаимоотношения и взаимодействие многочисленных участников следственного эксперимента.

Моделирование проверяемого действия, события или явления. Сказанное выше об относительности сходства подлинного и экспериментального события справедливо и для динамической части эксперимента. При производстве следственного эксперимента следователь сталкивается с определенными трудностями – наличием не всегда полной информации о проверяемом факте, событии, его протекании в действительности, технической невозможностью абсолютно точного его повторения. Поэтому для получения объективных результатов, большей наглядности и убедительности, при проведении эксперимента рекомендуется соблюдать два важнейших требования – вариативности и многократности опытов.

Вариативность опытов – сознательное изменение условий (как объективного, так и субъективного характера) для большей демонстрации достоверности выводов проводимого эксперимента. Изменение условий может заключаться в их усложнении, ухудшении или упрощении, улучшении.

Многократность опытов – неоднократное повторение одних и тех же опытов в одинаковых неизменных условиях в процессе одного следственного эксперимента. Соблюдение этого требования позволяет тщательнее изучить исследуемое явление, убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они достоверны.

Можно сделать следующие выводы:

1. Следственный эксперимент имеет достаточно сложную операциональную структуру.

2. При производстве следственного эксперимента необходимо учитывать психологию его участников.

3. Следственный эксперимент предполагает моделирование трех групп факторов: субъективных, объективных, действия или события.

 

11. Психологические аспекты опознания

 

Предъявление объектов для опознания – следственное действие, в котором свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый в результате восприятия предъявленных ему объектов и их сравнения с мысленным образом лица или предмета, воспринимавшегося ранее, приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии. Опознание производится в тех случаях, когда допрашиваемый, описавший в ходе допроса то или иное лицо или предмет, утверждает, что он узнает его при предъявлении. Вместе с тем вопрос о целесообразности проведения данного следственного действия решает следователь.

Мыслительная деятельность следователя в этом случае направлена на решение следующих задач: 1) принятие решения о производстве опознания; 2) психологическая подготовка опознающего; 3) создание необходимых условий для объективности опознания (время, место, освещенность и т. д.); 4) организация и проведение опознания; 5) оценка результатов опознания и реализация их в процессе расследования.

Следует иметь в виду, что основную деятельность по опознанию осуществляет именно опознающий, и от степени его психологической подготовки во многом зависят результаты этого следственного действия.

Психологическая подготовка опознающего необходима: а) для вызова психического состояния, активизирующего предстоящую деятельность; б) оживления мысленного образа ранее воспринятого предмета; в) активизации предстоящего изучения объектов и их сравнения с мысленным образом; г) усиления волевых качеств, волевых усилий опознающего.

Кроме психологической подготовки опознающего, деятельность следователя должна быть направлена на организацию условий, которые облегчают опознающему процесс сопоставления объектов с сохранившимся мысленным образом. К таким условиям относятся место предъявления объекта, его освещенность и расположение и т. д.

Чем больше условия настоящего восприятия объектов соответствуют тем условиям восприятия, которые имели место ранее, тем более надежными будут результаты опознания.

Организация и проведение опознания в основном регламентированы уголовно-процессуальным законодательством, основанном, однако, на учете определенных психологических закономерностей. Количество предъявляемых при опознании объектов должно быть не более семи, ибо предъявление слишком большого числа объектов может рассредоточить внимание опознающего, затруднить его деятельность по анализу и синтезу признаков каждого объекта. В то же время нельзя предъявлять объект в единственном числе, это может привести к ошибочному узнаванию (внушению). Исключение составляет опознание трупов.

Большое психологическое значение имеет однородность предъявляемых для опознания объектов. Нельзя предъявлять объекты, которые резко контрастируют друг с другом (старый нож на фоне новых, брюнета среди блондинов и т. п.). В этих случаях происходит не опознание, а угадывание по резко отличительным признакам. При предъявлении для опознания задержанного для установления его причастности к преступлению необходимо учитывать еще один психологический фактор. Зачастую опознание проводится не сразу после задержания, а через определенное время, в течение которого задержанный находится в камере. И, естественно, одежда его в этих условиях мнется, пропитывается специфическими запахами, да и внешний вид задержанного оставляет желать лучшего (небритость, «помятость» и т. д.). Другими словами, он начинает принимать вид, соответствующий стереотипу «преступник». И если он хотя бы отдаленно похож на разыскиваемого преступника, то «опознание» произойдет.

Оценка результатов опознания.

Здесь, с одной стороны, представляет интерес оценка результатов опознания, проводимая самим опознающим, с другой – следователем. Эти оценки могут быть неравнозначны. Так, оценка объекта со стороны опознающего выражается в уверенности или неуверенности в результатах произведенного сравнения, категоричности или вероятности собственных выводов (прямая оценка). Оценка со стороны следователя – опосредованная. Он непосредственно не воспринимал объект или лицо и поэтому может судить о них лишь со слов опознающего. Иногда при опознании опознающий заявляет о том, что он не узнал опознаваемого, но его непроизвольные реакции (не может оторвать взгляд от опознаваемого или, наоборот, стремится избегать смотреть на него, слишком поспешное заявление, дрожь в теле и т. п.) свидетельствуют об обратном – опознание произошло, но по каким-то причинам опознающий не хочет об этом сообщить. В таких случаях следователю после окончания следственного действия необходимо поговорить с опознающим, выяснить причину произошедшего. Часто такое поведение опознающего связано с боязнью, что преступник останется на свободе и сведет с ним счеты. Для исключения воздействия на опознающего этого довольно сильного психологического фактора желательно проводить опознание в специально оборудованных помещениях для опознания, когда опознающий огорожен от опознаваемых зеркальным стеклом, не позволяющим им его видеть.

Таковы некоторые организационно-психологические аспекты опознания. Какова же его собственно психологическая сущность?

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов – усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из числа других, ему подобных.

Первый процесс в психологии называется формирующим и относится к стадии усвоения, второй – собственно опознавательный – относится к стадии распознавания. Эти процессы строго взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждый из них не мыслим без другого.

В обоих стадиях центральное место занимает выделение отличительных (идентификационных) признаков.

В психологии опознания выделяют две группы таких признаков – достаточные и необходимые, а также достаточные, но не необходимые.

Совпадение достаточных и необходимых признаков того или иного объекта во всех случаях является основанием для положительного вывода об их тождестве, а несовпадение требует бесспорного вывода о различии.

Если же совпадают только достаточные, но не необходимые признаки, то их наличие подтверждает правильность опознания, но отсутствие отнюдь не свидетельствует об обратном.

В основе предъявления для опознания лежит ряд психологических закономерностей. Психологически здесь очень важно выделить уровни перцептивных действий: а) обнаружение объекта; б) различение (отличие одного от другого); в) идентификация (отождествление); г) опознание или узнавание знакомых объектов.

В результате этих перцептивных действий у субъекта формируется психический образ человека или предмета в совокупности всех его отличительных признаков. Важную роль в формировании перцептивного образа играют движения глаз человека, ибо неподвижный глаз столь же слеп, сколь неподвижная рука перестает быть орудием познания. Специальными психологическими экспериментами установлено, что глаз человека при восприятии предмета или картины совершает большое количество различных движений. Различаются два вида движений: плавные, дрейфовые, и скачкообразные, саккадические, а также фиксация глаз на информационных точках объекта.

Психологические стадии формирования показаний опознающего.

Можно выделить следующие психологические стадии формирования показаний опознающего: а) восприятие объекта; б) запоминание и сохранение в памяти воспринятого; в) воспроизведение и передача информации; г) отождествление объекта.

Восприятие объекта есть психический процесс отражения предмета в совокупности его свойств и признаков. Каждый объект обладает самыми разнообразными признаками, и люди воспринимают их избирательно, субъективно, вследствие чего одна и та же вещь или человек могут быть восприняты или опознаны по различным признакам. Это не всегда учитывается на практике.

В процессе восприятия признаков объекта происходит формирование образа, создание мысленной модели, используемой затем в качестве эталона для будущего опознания. Правильность и полнота восприятия зависят от субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы, влияющие на восприятие, это: 1) время восприятия; 2) расстояние до наблюдаемого объекта; 3) метеорологические условия; 4) освещенность воспринимаемых объектов; 5) количество объектов; 6) одновременное действие побочных раздражителей.

Во всех этих случаях наблюдается зависимость типа: «хуже освещенность или видимость объекта – хуже восприятие». Люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения (фона) на расстоянии 2 км; 1 км – видят общий контур человека; 700 м – воспринимают движения рук и ног; 400 м – воспринимают головной убор; 300 м – голову, плечи, овал лица, цвет одежды; 200 м – лицо, кисти рук; 60 м – глаза, нос, пальцы; 20 м – всего человека.

Субъективные факторы, влияющие на восприятие: 1) индивидуальные качества личности; 2) физическое и психическое состояние; 3) направленность внимания; 4) возраст воспринимающего; 5) наличие профессиональных и иных социальных знаний; 6) социально-психологическая установка; 7) эмоциональное возбуждение; 8) тип темперамента воспринимающего лица.

Индивидуальные качества личности. Восприятие осуществляется по внутренней субъективной системе (черты характера, ценностные ориентации, убеждения и т. д.).

Физическое и психическое состояние. Психическое состояние во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. События, связанные с разбойным нападением, хулиганскими действиями, по-разному в эмоциональном плане оказывают воздействие на потерпевшего и свидетеля, так как первый является непосредственным участником события. В результате испытываемого страха и волнения возникают аффективные реакции, происходит гиперболизация восприятия события. Вследствие этого преступник кажется более высоким, крепким по телосложению, «страшным» и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.