Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допрос потерпевшего и свидетелей в уголовном процессе 3 страница




Направленность восприятия. Наибольшее эмоциональное влияние на потерпевшего оказывает момент действия преступника, связанный с насилием. Внимание здесь в основном сосредоточивается на деятельности, а не на внешности участников воспринимаемого события. Этим объясняются полные показания относительно динамики события и скудные – относительно внешности.

От направленности зависит степень адекватности восприятия. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому объекту, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т. д.

Возраст. Возраст существенно сказывается на восприятии. Особенности восприятия взрослых: 1) элементы физического облика – 82,5 %;
2) элементы экспрессии – 13,6 %; 3) элементы оформления внешности – 3,9 %.

Взрослые испытуемые выделяют, прежде всего, рост, цвет глаз, цвет волос, мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения. Почти не отмечаются руки, плечи, шея и т. д.

Рост, цвет глаз и волос являются для взрослых наиболее значимыми отличительными признаками облика человека. Вместе с тем установление возраста лица представляет значительную трудность (существенно влияют субъективные состояния, одежда, очки, прическа и т. д.). Оценка возраста тем точнее, чем моложе воспринимаемый субъект.

Определенной спецификой характеризуется восприятие несовершеннолетних. Наблюдается стремление к детализации. Например, зимой в лесу была обнаружена в бессознательном состоянии девочка 7 лет. Преступник под предлогом покатать ее на санях отвез в лес, снял с нее шубу, валенки и с помощью веревки пытался удушить. Он был уверен, что девочка мертва, и уехал домой. При допросе девочки выяснился ряд деталей, которые дали возможность установить преступника. В частности, она рассказала, что на преступнике была старая шинель с большим масляным пятном, валенки подшиты резиной с рисунком, характерным для автопокрышек, указала правильно и масть лошади.

Влияние профессии определяет избирательность восприятия черт внешности человека. Лучше воспринимают: 1) учителя – экспрессию, речь; 2) хореографы – движения тела, рук, фигуру; 3) художники – глаза, рот, подбородок.

Социально-психологическая установка оказывает существенное влияние на восприятие человека человеком. Показательны в этом отношении эксперименты А.А. Бодалева. Если одну и ту же фотографию лица показать разным группам испытуемых с различной его характеристикой, то характер восприятия от этого существенно меняется.

Установка «преступник»: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».

Та же фотография, установка «герой»: «Молодой человек лет 25 – 30. Лицо волевое, мужественное с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».

Следователю очень важно учитывать этот эффект при проведении опознания. Нужно быть очень внимательным при подготовке к опознанию опознающего, следователь должен избегать формулировок вроде: «Сейчас Вы должны опознать преступника, который Вас ограбил», и подобных этому. Подобные формулировки приводят к возникновению установки на восприятие преступника, а если образ опознаваемого не вяжется со стереотипом «преступника», то это может исказить результаты опознания. В таких случаях следует использовать нейтральные формулировки типа: «Сейчас Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека, который отнял у Вас бумажник с деньгами». Это снижает возможность негативного влияния установки.

Эмоциональное возбуждение. В зависимости от эмоционального состояния человек воспринимает происходящее также по-разному. Существенное влияние могут оказать такие состояния, как настроение, любопытство, страх, стресс, фрустрация и т. д.

Тип темперамента оказывает влияние на силу реакции, решение, как поведет себя человек и т. д.

Запоминание и сохранение в памяти воспринятого. Воспринятый облик сохраняется в памяти свидетеля (потерпевшего) разные периоды времени в зависимости от таких причин, как состояние памяти, уровень ее зрительной функции, сила эмоционального воздействия в момент восприятия. В зависимости от роли в уголовном процессе запоминание протекает по-разному у свидетеля и потерпевшего. Оно может быть произвольным и непроизвольным.

С течением времени воспринятый облик стирается из памяти или подвергается искажению, связанному с осмысливанием воспринятого. В этом случае пробелы, имевшие место при восприятии, могут заполняться фантастическими представлениями субъекта и становиться не соответствующими действительности.

Воспроизведение и передача информации. Особенности воспроизведения сказываются при описании хода события, словесном портрете, описании внешности и особенностей человека. Отмечается, что в этих случаях человек начинает рассказывать не о том, что произошло на самом деле, а высказывает свое мнение о том, что произошло.

Иногда при описании внешности человека, которое предшествует предъявлению для опознания, встречаются термины, носящие собирательный характер. Необходимо уточнить их содержание. Например, встречаются характеристики «умное лицо», «волевой подбородок», «хитрые глазки», «открытое лицо», «добродушное лицо» и т. д. На таких суждениях, как правило, сказываются житейские представления и эталоны. Так, по данным А.А. Бодалева, из 72 опрошенных 9 отнесло людей с квадратным подбородком к волевым, 17 – людей с большим лбом к умным, 14 – полных – к добродушным, 2 – толстогубых к сексуальным, 5 – маленьких людей – к властолюбивым.

Отождествление объекта. Следует помнить, что лицом, производящим идентификацию, во всех случаях является тот субъект, который сравнивает запечатленный ранее облик и внешность предъявляемых для опознания предметов и лиц. Образ памяти, сформировавшийся при прежнем восприятии лица или предмета, выполняет роль идентифицирующего объекта. При его отсутствии опознание теряет смысл. Следовательно, психологическое содержание опознания включает в себя момент совпадения следового образа и образа предъявленного объекта. Если все признаки совпадают, то происходит опознание.

При рассмотрении системы примет внешности или признаков предмета, являющейся основанием для достоверного вывода о тождестве объекта, предъявляемого для опознания, большое значение имеет их классификация.

Как правило, предметы классифицируются по форме, размеру, окраске, наличию дефектов и т. д., личность человека – по анатомическим, функциональным и социальным признакам.

Анатомические признаки – статика внешности, рост, пол, возраст.

Функциональные признаки – система движений личности (походка, жесты, привычки).

Социальные признаки – признаки внешнего оформления: одежда, украшения, косметика.

На их основе формируются опорные признаки опознания человека: 1) особенности внешности; 2) походка; 3) голос и речь; 4) мимика и жестикуляция; 5) изображения.

Следует также обращать внимание на такие моменты, как потирание рук, поглаживание головы, почесывание носа, пожимание плечами, которые могут служить отличительными признаками при опознании.

Последнее, на чем следует остановиться, это типы опознания. В психологии выделяется два их вида:

– симультанное (синтетическое) – мгновенное узнавание путем общего восприятия объекта, минуя анализ его признаков;

– сукцессивное (аналитическое) – узнавание путем нахождения и выделения в объекте отдельных признаков, элементов, деталей, которые затем синтезируются в общий образ и делается вывод о тождестве, сходстве или различии объектов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. При проведении опознания необходима психологическая подготовка опознающего.

2. Формирование показаний опознающего имеет ряд стадий или этапов, характеризующихся особым психологическим содержанием.

3. При проведении опознания следователю необходимо учитывать как влияние на опознающего объективных факторов, так и его субъективное состояние.

 

12. Психологические основы проверки показаний на месте происшествия

 

Психологическими основами проверки показаний на месте происшествия являются закономерности восприятия и запоминания обстановки, в которой происходило то или иное действие, пространственная ориентация лица при воспроизведении обстановки, психологическое воздействие обстановки события на личность, повторно оказавшуюся в этом месте.

Исследователи считают, что присутствие в месте, где произошло преступление, воздействует на психику лица, давшего показания, приводит к оживлению процессов памяти и вызывает определенные переживания, связанные с данным местом.

Участниками расследования, показания которых проверяются, могут быть потерпевшие, свидетели, подозреваемые и обвиняемые. В психологическом плане их можно условно разделить на две группы:

1. Лица, давшие на следствии правдивые показания о месте и произошедших там событиях и искренне желающие подтвердить свои показания на месте. Такие лица сотрудничают со следователем и конфликтов в их отношениях не возникает. Ошибки при осуществлении проверки показаний на месте допускаются ими в результате пробелов в памяти и переживаемых отрицательных психических состояний.

2. Лица, давшие на следствии ложные показания и стремящиеся ввести следствие в заблуждение, воспрепятствовать установлению истины. Отношения между ними и следователем носят конфликтный характер, поскольку имеется противоречие в целях. Такие лица внешне сотрудничают со следователем, однако между ними происходит невидимая психологическая борьба.

Поскольку проверка показаний на месте производится только с согласия проверяемых лиц, следует остановиться на мотивах, которыми они руководствуются, давая согласие на участие в этом следственном действии.

Что касается представителей первой группы, то здесь лица, принявшие решение дать правдивые показания на допросе, испытывают потребность рассеять сомнения следователя и суда в искренности их показаний.

Так, обвиняемый, давший подробные показания о совершенном разбойном нападении и месте, где были сокрыты похищенные ценности и оружие, на предложение следователя показать его выразил согласие и при проверке показаний на месте указал, где был обнаружен тайник.

Представители второй группы проверяемых лиц, как правило, надеются подтвердить свои ложные показания выходом на место происшествия и этим самым ввести следователя в заблуждение.

Так, свидетель, давший ложные показания в отношении алиби обвиняемого, надеется показать то место, где в определенное время находился с обвиняемым. Однако при этом он не осознает, что, договорившись в общих чертах о времени и месте, даст противоречивые показания в отношении мелких деталей встречи и будет впоследствии изобличен.

У представителей данной группы могут встречаться и иные мотивы. Например, дав в результате предъявления доказательств правдивые показания, обвиняемый в дальнейшем пересматривает свою позицию, и когда следователь предлагает ему принять участие в проверке показаний на месте, у него появляется иной мотив – создать основу для своего последующего отказа от ранее данных правдивых показаний. Он даст согласие на участие в этом следственном действии, однако при выходе на место покажет другое, не имеющее отношения к расследуемому событию место, использовав затем этот факт для отказа в суде от ранее данных показаний.

Встречаются и такие мотивы дачи согласия на участие в проверке показаний на месте, как стремление использовать сам выход на место происшествия для совершения побега из-под стражи или для передачи информации пособникам или знакомым.

При производстве этого следственного действия большое значение придается направленности и активности психических процессов лица, с которым осуществляется выход на место.

Обстановка оживляет топографическую память, а отдельные опорные пункты помогают вспомнить маршрут и особенности места события. Следует учитывать и такую психологическую особенность, как последовательное запоминание объектов и явлений. Поэтому при допросе проверяемого лица необходимо выяснить, откуда, с какого места он попал к месту расследуемого события, и именно оттуда начинать проверку показаний на месте. Известно, что состояние страха, напряжения ухудшает процессы памяти, а присутствие при этом следственном действии различных лиц не может не вызвать волнения у проверяемого лица.

Поскольку при проверке показаний на месте напряженно работает память проверяемого лица, не следует отвлекать его разговорами на посторонние темы. Необходимо устранять различные раздражители, препятствующие работе процессов памяти.

Ход и результаты проверки показаний на месте оказывают психологическое воздействие на проверяемое лицо. С одной стороны, оно вспоминает ряд обстоятельств, связанных с расследуемым событием, и уточняет те факты, о которых уже давало показания. С другой стороны, лицо осознает, что в ходе проверки показаний на месте его прежние показания потеряли доказательственное значение и опровергаются его поведением в ходе проводимого следственного действия. Поэтому после проверки показаний целесообразно вновь допросить данное лицо по обстоятельствам расследуемого события.

Цели следователя при производстве проверки показаний на месте:
1) установить осведомленность лица об обстановке и предметах, связанных с расследуемым событием и проверить правильность показаний участников расследования; 2) восполнить и детализировать показания, данные ранее участником расследования; 3) выявить новые доказательства на месте, указанном проверяемым лицом, а также изъять предметы, о которых информировало и изъявило желание выдать их следствию проверяемое лицо на допросе; 4) разоблачить ложные показания участников расследования; 5) выявить условия и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Психологическая структура производства проверки показаний на месте включает в себя: 1) принятие решения о производстве проверки показаний на месте; 2) организацию проверки показаний на месте; 3) оказание психологической помощи лицу, дающему показания на месте, и принятие своевременных мер для пресечения попыток противодействия установлению истины; 4) оценку результатов, полученных при производстве проверки показаний на месте.

Большое значение для производства данного следственного действия имеет психологическая подготовка лиц, принимающих в нем участие. Психологическая подготовка следователя к проверке показаний на месте определяется осознанием им конкретной цели, знанием личности проверяемого лица и предвидением его вероятного поведения во время производства следственного действия, наличием внутреннего плана предстоящих действий и мобилизацией своих психических процессов для достижения поставленных целей.

 

13. Психология обыска и выемки

 

Обыск – следственное действие по отысканию и принудительному изъятию скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации обыск относится к числу неотложных следственных действий.

В процессе обыска следователь и другие должностные лица обследуют жилища, постройки, участки местности, одежду (а в случае необходимости – и тело человека).

В постановлении следователя о производстве обыска указывается, в связи с чем и где будет проводиться обыск, какие предметы и документы подлежат изъятию. В постановлении (поскольку оно предъявляется обыскиваемому лицу) не должно быть данных, оглашение которых может помешать дальнейшему ходу следствия.

Основной психологической особенностью данного следственного действия являются отыскание скрываемых объектов, совершение действий, принудительных по отношению к обыскиваемому лицу. Принудительный характер обыска, поисковые трудности обусловливают повышенное психическое напряжение участников обыска, особую психологизированность данного следственного действия.

В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемый может проявлять общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерие и агрессивность, но во всех случаях он находится под давлением определенных персерверирующих (навязчивых) образов.

Скрываемое жизненно значимое событие, страх перед изобличением, возможностью ареста, суд, конфискация имущества создают в сознании обыскиваемого «очаг аффектации», функционально перестраивающий, а также дезорганизующий всю его психическую деятельность. Спонтанно формируются защитные механизмы. На этом фоне четкие, уверенные действия следователя, в которых обнаруживается его осведомленность о предыдущих действиях обыскиваемого, могут вызвать как чистосердечное признание и добровольную выдачу искомого, так и крайнюю агрессивность.

В проведении обыска выделяются четыре стадии: подготовительная, обзорная, детальная и заключительная.

Успешная подготовка к обыску предполагает, прежде всего, получение максимальной информации (как из процессуальных, так и непроцессуальных источников) не только о предметах отыскания и возможных местах их сокрытия, но и об индивидуальных особенностях обыскиваемого лица.

При обыске следователь должен осуществлять поиск тактически действенным способом, постоянно влияя на обыскиваемое лицо. В ряде случаев добровольная выдача искомого происходит не в ответ на предложение следователя о добровольной выдаче искомого, а в результате его правильно осуществляемых поисковых действий. Следователю целесообразно как можно шире использовать все то, что может ассоциироваться у обыскиваемого с предметом и способами сокрытия. Существенное значение имеют различные вопросы, суждения и действия, допускающие их многозначное толкование. (Известен случай, когда взгляды следователя на тайник привели к добровольной выдаче спрятанного там оружия).

Нередко обыск проводится после допроса. Предполагая возможность обыска, следователь уже при допросе обращает особое внимание на все то, в чем «вязнет» допрашиваемое лицо и в отношении чего проявляет обостренные реакции.

Лицо, утаивающее какое-либо обстоятельство, контролирует то, что имеет к нему отношение, моделирует определенную «зону охранения», перекрывает возможные подходы к ней. Но эта специальная «перекрытость» и служит демаскирующим обстоятельством.

При этом следует учитывать пол и возраст обыскиваемых лиц, их преступный опыт. Так, мужчины предпочитают использовать в качестве мест сокрытия различные предметы профессии. Женщины чаще прибегают к «психологическим хитростям», субъективно моделируя недоступность мест сокрытия для обыскивающих лиц (в прическе, одежде, обуви, куске мыла, нераскрытой пачке стирального порошка, банке со специями, детских игрушках и т. п.). Рецидивисты-расхитители во многих случаях предпочитают прятать ценности не у себя дома, а на работе, у знакомых, родственников.

Приступая к обыску, следователь должен иметь ориентировочные представления об искомых объектах и возможных способах их сокрытия. Психологически правильно должны осуществляться прибытие следователя и понятых на место обыска и проникновение в обыскиваемое помещение. В целях обеспечения внезапности обыска средства транспорта необходимо оставлять на некотором удалении от места обыска.

Сосредоточение у места обыска значительного количества лиц должно проходить постепенно и бесшумно. (При наличии лифта следует подниматься на несколько этажей выше, а затем пешком спускаться на нужный этаж). Через дверной глазок должен быть виден лишь один из пришедших, желательно, чтобы это был человек, знакомый обыскиваемому лицу. За окнами и вторым выходом устанавливается наблюдение.

Приступая к обыску, следователь обязан разъяснить присутствующим правила поведения в обыскиваемом помещении – не вставать с места, не подавать реплик, не вмешиваться в действия обыскивающих и др.

Далее следователь, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации сообщает обыскиваемому, с какой целью проводится обыск, и предлагает ему добровольно выдать искомые предметы и документы. Это предложение необходимо сделать не формально и вскользь, а полностью овладев вниманием обыскиваемого, с использованием психологических средств внушения и убеждения. Обыскиваемому лицу необходимо разъяснить право следователя вскрывать закрытые помещения и хранилища.

Целесообразно в процессе беседы с обыскиваемым лицом произвести и «словесную разведку», ознакомив его с частью имеющейся у следователя информации, техническими возможностями поисковых средств.

В обзорной стадии обыска следователь выясняет, какие помещения и хранилища принадлежат обыскиваемому лично и членам его семьи, устанавливает наличие ключей от хранилищ. Далее осуществляются обход и обзор всех подлежащих обыску помещений или территории. Следователь устанавливает систему поиска, намечает тактические приемы обыска, руководствуясь соответствующими разыскными предположениями-версиями.

Для выдвижения разыскных версий необходимо знать типичные способы сокрытия, проанализировать конкретные условия, допуская необычность действий по скрытию искомых объектов со стороны обыскиваемого лица. Повышенное внимание должно быть сосредоточено на всех предметах, обнаруженных в нетипичных для них местах нахождения.

Важная предпосылка выдвижения разыскных версий – предварительная осведомленность следователя о плане помещений, их интерьере, ремонте помещений, замене мебели и т. п. На этой стадии обыска устанавливаются возможности сокрытия искомого предмета в конкретных условиях.

На стадии детального поиска следователь осуществляет определенную последовательность детальных поисковых действий. Места обыска мысленно делятся на ряд участков, устанавливается строгая очередность их обследования.

Демаскирующими признаками мест сокрытия могут служить отсутствие пыли и грязи в пазах между половыми досками и паркетными элементами, крепление новыми гвоздями и свежая покраска отдельных частей пола, место преимущественного нахождения обыскиваемого лица, выпуклость или вогнутость частей поверхности стен, различная люминесценция (при использовании ультрафиолетового облучения) отдельных частей стен и др.

Приметами тайника на открытой местности могут быть следы грунта на травяном покрове, особенности верхнего слоя почвы на отдельных участках, следы переноса маскирующих предметов (деревьев, ящиков, бочек) и др.

Первоначально предпочтительнее обследовать объекты без нарушения их целостности – путем сравнения аналогичных объектов, посредством взвешивания и измерения, прощупывания, просмотра на просвет и т. д. При достаточных основаниях допустимо обследование объектов с разрушением их отдельных частей (отклейка обоев, взлом стен, снятие обивки и т. п.).

Недопустимы реплики обыскивающих. Обмен информацией между ними должен осуществляться заранее оговоренными условными знаками.

Обыск во многих случаях целесообразно проводить с участием оперативно-разыскных работников, отдавая предпочтение тем, в ком более выражена психологическая склонностямь к поисковой деятельности. Действия, требующие специальных навыков, выполняют специалисты.

Следователь должен проявлять полную уверенность в успешном осуществлении обыска, максимально сосредоточиться, иметь высокий уровень работоспособности. Этому способствует соответствующая подготовка обыска, своевременность проведения, привлечение необходимого количества помощников, специалистов, технических средств.

Даже при длительном недостижении результатов обыска следователь не должен проявлять свои эмоции, допускать каких-либо высказываний по этому поводу. Методичность и последовательность проведения обыска, использование поисковых средств должны оказывать на обыскиваемое лицо внушающее воздействие, вызывающее чувство неизбежности достижения результата обыска.

Ведущий психический процесс при обыске – наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачами поиска, а мыслительная операция – сравнение. При этом наблюдение приобретает определенную специфику – так называемое соучаствующее наблюдение, включенное в логику действий прячущего лица; анализ явлений происходит как бы «изнутри» с точки зрения предполагаемых действий прячущего.

В целях обеспечения максимальной направленности и сосредоточенности сознания на поисковой деятельности следователь должен:

– не приступать к обыску в состоянии усталости и дискомфорта;

– не вступать в конфликт с обыскиваемым лицом, не поддерживать с ним излишних контактов (если они не являются тактическим приемом), все контакты осуществлять вежливо и тактично;

– устранить все отвлекающие факторы (бесполезное перемещение с места на место и хлопотливость участников, посторонние разговоры и т. п.);

– не спешить и не приступать к осмотру нового объекта до полного обследования предыдущего, действовать строго последовательно, в рамках намеченной системы;

– делать перерывы для отдыха при появлении признаков усталости.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности (внимание) подвержены флуктуациям (смена фаз подъема и спада). При обыске следователь воспринимает обилие однотипных раздражителей. Такие однообразные раздражители и монотонность поисковых действий могут вызвать охранительное торможение. Поэтому следователю нужно чаще менять виды деятельности, переходить от исследования одной группы объектов к другой, от осмотра мелких предметов (писем, книг) к осмотру крупных (мебели). Особенно следует избегать непроизвольного отвлечения внимания. Любой резкий и неожиданный раздражитель вызывает сильную ориентировочную реакцию. (Так, громкий доклад участника обыска о безрезультатности поиска отвлек внимание следователя от объекта обследования. После доклада он перешел к обследованию нового объекта, а предмет сокрытия, находившийся в предыдущем объекте, не был обнаружен.)

При обыске следователь должен проявлять рефлексивность мышления – учитывать возможные рассуждения и действия прячущего лица. Так, при расследовании дела о крупных хищениях следователем были тщательно изучены родственные связи и знакомства обвиняемых. На допросе им был задан вопрос: где и у кого спрятаны деньги и ценности? Ответа на вопрос не последовало. Тогда им предложили назвать всех своих родственников и хороших знакомых. Обвиняемые не назвали не только некоторых своих близких и хорошо знакомых лиц, но даже и родственников. Обыск у не названных допрошенными лиц дал положительные результаты. Здесь следователь проявил рефлексивность – поставил себя в положение обвиняемого.

Преступники иногда учитывают даже установку следователя на трудный, изобретательный поиск и оставляют искомую вещь почти на виду (прибегают к квазимаскировке).

Однако страх изобличения в большинстве случаев вызывает гиперболизацию действий прячущего по сокрытию, что и служит важнейшим демаскирующим их признаком. Предвидя возможность обыска, прячущее лицо в качестве мест сокрытия часто избирает объекты, вызывающие отрицательные эмоции, – помойки, выгребные ямы туалета, грязное белье, крайне загрязненные места и т. п. Местом сокрытия могут быть избраны объекты, обычно вызывающие определенное этическое отношение (постель ребенка, больного, иконы, культовые принадлежности и т. п.).

В ряде случаев прячущий рассчитывает на отталкивающий эмоциональный эффект мест сокрытия. В практике работы следователи обнаруживали в качестве мест сокрытия электролампы, электророзетки, патроны для электроламп, клетки диких животных, собачьи будки, пчелиные ульи
и т. п. Избираются также объекты, не пригодные для использования в качестве хранилищ (стены здания, предметы обихода, мебель, дрова, кучи мусора и т. п.). Субъективно моделируя «недоступность», прячущее лицо устраивает тайники за картинами, зеркалами, батареями центрального отопления, унитазами, бачками с водой, в колодцах, печных переходах и т. д.

В действиях по сокрытию проявляются характерологические особенности прячущего. Так, недоверчивый и жадный человек стремится, как правило, приблизить объекты сокрытия к месту постоянного своего пребывания. Трусливый человек прячет вещи в более отдаленных местах, осуществляет перестраховочные действия.

При обыске следует учитывать и профессиональные предметные доминанты прячущего (книги – у научного работника, деревянные предметы – у столяра, кирпичная стена – у каменщика, приусадебный участок – у лица, постоянно работающего на нем, и т. п.). Целесообразно обращать особое внимание и на предметы увлечения обыскиваемого (музыкальный инструмент, шахматная доска, швейная машина и т. п.). Уже при подготовке к обыску следователь должен знать профессию, занятия обыскиваемого лица, образ его жизни, увлечения, наиболее развитые навыки. Необходимо обратить внимание также на инструменты и материалы, принадлежащие обыскиваемому лицу. Наиболее ценными являются сведения об особенностях поведения обыскиваемого в последнее время, о его действиях по изменению обстановки, перестройке надворных построек. Следователь должен иметь данные о составе семьи обыскиваемого лица, его взаимоотношениях с соседями, о круге знакомых.

В процессе обыска следователь может получить значительную информацию, наблюдая за поведением обыскиваемого лица, особенно за его сознательными уловками и непроизвольными реакциями. О приближении к месту сокрытия могут свидетельствовать дрожание и хрипота голоса (с этой целью с обыскиваемым лицом осуществляется речевой контакт), аритмия дыхания, покраснение или побледнение лица, появление пота, непроизвольные движения. Пристального внимания заслуживают поведенческие доминанты – особая фиксированность определенных действий. (Так, тщательное вытирание ног о подстилку натолкнуло следователя на поиск искомого предмета в этом месте).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.