Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования




 

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объекта административного правонарушения законодатель выделяет административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Последние, в свою очередь, сгруппированы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в восьмой главе, которые можно классифицировать на общие и специальные составы.

По аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации при реформировании законодательства об административных правонарушениях законодатель принял решение ввести в текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ряд статей, содержащих составы общих экологических правонарушений:

- ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

- ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

- ст. 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;

- ст. 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе;

- ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.

Данные нормы играют роль своеобразного резерва, поскольку сфера их действия распространяется на различное поведение, а объекты защиты обозначены в наиболее общем виде. Признаки объективной стороны сформулированы таким образом, что путем толкования возможно распространение административно-правового запрета на случаи, не предусмотренные специальными составами. В принципе наличие этих статей в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет избежать частых изменений его текста, т.е. способствует стабильности закона и практики его применения.

Специальные составы концентрируются по всей главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые можно условно выделить в следующие группы:

1) административные правонарушения в области охраны и использования земель:

- ст. 8.6. Порча земель;

- ст. 8.7. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- ст. 8.8. Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель по охране почв;

2) административные правонарушения в области охраны и использования недр:

- ст. 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

- ст. 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр;

- ст. 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

3) административные правонарушения в области охраны и использования водных ресурсов:

- ст. 8.12. Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

- ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов;

- ст. 8.14. Нарушение правил водопользования;

- ст. 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

- ст. 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов;

- ст. 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии;

- ст. 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- ст. 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- ст. 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) административные правонарушения в области охраны атмосферного воздуха:

- ст. 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха;

- ст. 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

- ст. 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

5) административные правонарушения в области охраны и использования лесов:

- ст. 8.24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд;

- ст. 8.25. Нарушение правил лесопользования;

- ст. 8.26. Нарушение правил осуществления побочного лесопользования;

- ст. 8.27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений;

- ст. 8.28. Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан;

- ст. 8.30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд;

- ст. 8.31. Нарушение требований к охране лесов;

- ст. 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

6) административные правонарушения в области охраны и использования животного и растительного мира:

- ст. 8.29. Уничтожение мест обитания животных;

- ст. 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;

- ст. 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;

- ст. 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;

- ст. 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира;

- ст. 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира;

- ст. 8.38. Нарушение правил охраны рыбных запасов;

7) административные правонарушения в области охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях:

- ст. 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;

8) административные правонарушения при нарушений требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы:

- ст. 8.40. Нарушений требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы.

9) административные правонарушения в области внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду:

- ст. 8.41. КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на следующие:

- длящиеся - действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности (например, отсутствие у юридического лица лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности);

- продолжаемые правонарушения представляют собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности (например, несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории предприятия в течение длительного периода времени);

- повторное правонарушение - это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию;

- неоднократное правонарушение - это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

А.И. Стахов*(127) приводит классификацию административных правонарушениях по разным основаниям:

I. В зависимости от источника установления административного правонарушения:

- административные правонарушения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- административные правонарушения, установленные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

II. В зависимости от объектов административного правонарушения.

III. По степени общественной опасности:

- административные правонарушения с основным (простым) составом - содержит признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния;

- административные правонарушения с квалифицированным составом указывают признаки, повышающие общественную опасность деяния;

- административные правонарушения с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния.

IV. В зависимости от субъекта административного правонарушения:

- административные правонарушения с общим составом;

- административные правонарушения со специальным составом;

- административные правонарушения, совершенные юридическим лицом;

- административные правонарушения, совершенные физическим лицом (гражданином или должностным лицом).

V. В зависимости от характера субъективной стороны:

- административные правонарушения с умышленной формой вины;

- административные правонарушения с неосторожной формой вины.

VI. В зависимости от характера причиненного вреда:

- административные правонарушения с формальным составом - когда наступление последствий не требуется;

- административные правонарушения с материальным составом - необходимо наступление реальных вредных последствий.

А.Д. Исхаков в своем диссертационном исследовании административные правонарушения классифицирует по объектам, в связи с чем выделяет:*(128)

- общий объект административного правонарушения - вся совокупность общественных отношений, охраняемая нормами административного права;

- родовой объект административного правонарушения - это однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую часть как общего объекта административных деликтов, так и часть родового объекта нарушений законодательства об охране окружающей среды. Так, родовым объектом административных правонарушений, составы которых объединены в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является охрана окружающей природной среды и природопользования.

- видовой объект - разновидность родового объекта, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда административных правонарушений. Так, видовым объектом административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования является, например, общественные отношения по охране и использованию земель, недр, водных объектов и т.д.

- непосредственный объект административных правонарушений - конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушение.

В юридической литературе предусмотрены также иные основания классификации административных экологических правонарушений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.